Эссе Евангелист Лука

ЛУКА.

Врач, верный спутник апостола Павла. Написал одно из Евангелий и Деяния апостолов. Из книг, написанных Лукой, видно, что он был образованным человеком. А то, что он использовал медицинские термины, лишний раз доказывает, что он был врачом (Лк 4:38; Де 28:8).

События из жизни Христа изложены в Евангелии от Луки не с позиции очевидца (Лк 1:2). То есть он стал верующим, по всей видимости, уже после Пятидесятницы 33 г. н. э.

В книге Деяния Лука упоминает о себе лишь косвенно: к нему относятся местоимения «мы», «нас», «нам» и так далее (Де 16:10—17; 20:5—21:18; 27:1—28:16). Он был с Павлом в Троаде, когда апостол совершал своё второе миссионерское путешествие. Лука также проводил его оттуда до Филипп, где, возможно, пробыл до тех пор, пока Павел не посетил этот город вновь, во время своего третьего миссионерского путешествия. В конце этого путешествия Лука вместе с Павлом пошёл в Иудею (Де 21:7, 8, 15), а когда апостол на протяжении примерно двух лет находился в заключении в Кесарии, Лука, вероятно, написал там своё Евангелие (ок. 56—58 н. э.) Он сопровождал Павла на пути в Рим, где апостол должен был предстать перед судом (Де 27:1; 28:16).

Поскольку книга Деяния охватывает события с 33 г. н. э. до двухлетнего заключения Павла в Риме, но не сообщает, к чему в итоге привело воззвание Павла к цезарю, Лука, скорее всего, закончил книгу Деяния в этом городе приблизительно к 61 г. н. э.

Павел и Лука передали привет христианам в Колоссы, когда Павел писал им из Рима (ок. 60—61 н. э.). В этом письме апостол называет его «врачом возлюбленным» (Кл 4:14). В письме Филимону, написанному в Риме (ок. 60—61 н. э.), Павел передал привет от Луки, упомянув его в числе своих сотрудников (Фм 24). Слова Павла «один Лука со мной» говорят о том, что Лука был его преданным другом и незадолго до мученической смерти апостола находился рядом с ним (2Тм 4:11).

Есть мнение, что Лука не был евреем; оно основано большей частью на Колоссянам 4:11, 14. Поскольку Павел вначале упоминает тех, кто был «из обрезанных» (Кл 4:11), и только потом Луку (Кл 4:14), делается вывод, что Лука не принадлежал к числу обрезанных, а значит, и не был евреем. Однако это заключение нельзя назвать неоспоримым. Согласно Римлянам 3:1, 2, Бог доверил свои священные слова иудеям, а Лука — один из тех, кому эти слова были доверены. Кроме того, Библия не даёт оснований отождествлять Луку с Луцием, упомянутым в Деяниях 13:1, или с Луцием — «родственником» Павла, о котором говорится в Римлянам 16:21.

ЛУКА — ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ СОТРУДНИК.

РИМ, 65 год н. э. Апостол Павел находится под стражей за свою веру, и ему, вероятно, вынесут смертный приговор. Лука понимает, что открыто общаться с Павлом рискованно. Однако в то тяжёлое время Лука единственный, кто остаётся с Павлом (2 Тимофею 4:6, 11).

Имя Луки знакомо читателям Библии, поскольку в ней содержится написанное им Евангелие. Апостол Павел, которого Лука сопровождал в долгих путешествиях, называет его «врачом возлюбленным» и «сотрудником» (Колоссянам 4:14; Филимону 24). В Библии Лука упоминается по имени всего три раза. Однако, рассмотрев известные нам сведения о Луке, мы, скорее всего, проникнемся к этому верному христианину такими же чувствами, что и апостол Павел.

ИСТОРИК И МИССИОНЕР.

Третье Евангелие и Деяния апостолов обращены к Феофилу, из чего видно, что эти книги Священного Писания были написаны Лукой (Луки 1:3; Деяния 1:1). Лука не пишет от первого лица, а напротив, упоминает, что получил сведения о служении Иисуса Христа от очевидцев, «с точностью проследив всё с самого начала» (Луки 1:1—3). Должно быть, Лука стал последователем Христа после Пятидесятницы 33 года.

Есть предположение, что Лука был родом из сирийской Антиохии. Оно основывается на сообщении книги Деяния, в которой упоминаются подробности о событиях, происходивших в том городе. Также в ней говорится, что один из «семи человек проверенных» был «прозелитом из Антиохии», но ничего не сказано, из каких городов были остальные шесть. Конечно, это необязательно указывает на особый интерес Луки к Антиохии или на то, что он был оттуда родом (Деяния 6:3—6).

Хотя имя Луки не встречается в книге Деяния, упоминание слов «мы», «нам» и «нас» говорит о том, что он участвовал в некоторых описанных в ней событиях. Например, о путешествии Павла и его спутников по Малой Азии Лука пишет: «Миновав Мисию, они спустились в Троаду». В Троаде Павел в видении увидел македонянина, который умолял его: «Перейди в Македонию и помоги нам». Затем Лука говорит: «После того как он увидел это видение, мы сразу постарались отправиться в Македонию» (Деяния 16:8—10). Переход от местоимения «они» к местоимению «мы» показывает, что Лука присоединился к Павлу и его спутникам в Троаде.

Далее, описывая дело проповеди в Филиппах, Лука тоже говорит от первого лица множественного числа: «В субботний день мы вышли за ворота к реке, предполагая, что там находится место для молитвы, и, присев, заговорили с собравшимися там женщинами». Так Лидия и все её домашние приняли благую весть и крестились (Деяния 16:11—15).

В Филиппах проповедники столкнулись с преследованием. В том городе Павел исцелил служанку, которая, под влиянием «демона-гадателя предсказывала будущее». Её господа, поняв, что источник их дохода потерян, схватили Павла и Силу, которые затем были избиты и брошены в тюрьму. Очевидно, Лука избежал ареста, так как описывает произошедшее со своими товарищами от третьего лица. После освобождения Павел и Сила, «увидев братьев, ободрили их и отправились в путь». Лука вновь продолжает писать от первого лица только после того, как Павел вернулся в Филиппы (Деяния 16:16—40; 20:5, 6). Возможно, Лука оставался в Филиппах, чтобы руководить там делом проповеди.

СБОР СВЕДЕНИЙ.

Откуда Лука получил необходимые сведения, чтобы написать Евангелие и книгу Деяния? Отрывки книги Деяния, в которых повествование ведётся от первого лица, показывают, что Лука сопровождал Павла из города Филиппы в Иерусалим, где Павла снова арестовали. По пути Павел и его спутники останавливались у проповедника Филиппа в Кесарии (Деяния 20:6; 21:1—17). Сведения о ранней миссионерской деятельности в Самарии Лука мог получить от Филиппа, который начал там дело проповеди (Деяния 8:4—25). Но у Луки были ещё и другие источники информации.

Два года, которые Павел провёл в заключении в Кесарии, вероятно, дали Луке возможность провести дальнейшее исследование. Кесария находилась недалеко от Иерусалима, где Лука мог найти родословную Иисуса Христа, чтобы включить её в своё Евангелие. О многих подробностях из жизни и служения Иисуса сообщает только Лука. Один библеист отметил 82 таких фрагмента.

Подробности о рождении Иоанна Крестителя Лука мог узнать от его матери, Елизаветы, а о рождении и детстве Иисуса — от Марии (Луки 1:5—2:52). От Петра, Иакова или Иоанна он мог услышать о чуде огромного улова рыбы (Луки 5:4—10). Некоторые притчи Иисуса записаны только в Евангелии от Луки, например притча  о добром самаритянине, узкой двери, потерянной драхме, блудном сыне, богаче и Лазаре (Луки 10:29—37; 13:23, 24; 15:8—32; 16:19—31).

Лука живо интересовался людьми. Он записал о жертвоприношении Марии, необходимом для очищения, о воскресении сына вдовы, а также о женщине, которая помазала ноги Иисуса благовонным маслом. Лука упоминает женщин, которые служили Христу, и рассказывает случай, когда Иисус гостил у Марфы и Марии. В Евангелии от Луки говорится об исцелении сгорбленной женщины, о мужчине, страдающем водянкой, и об исцелении десяти прокажённых. Лука пишет о Закхее, человеке маленького роста, который залез на дерево, чтобы увидеть Иисуса, и о раскаянии одного из преступников, распятых рядом с Христом (Луки 2:24; 7:11—17, 36—50; 8:2, 3; 10:38—42; 13:10—17; 14:1—6; 17:11—19; 19:1—10; 23:39—43).

Примечательно, что в Евангелии от Луки упоминается, каким образом добрый самаритянин из притчи Иисуса обрабатывал раны пострадавшего. Как врач Лука подметил в рассказе Иисуса то, что на раны было полито вино для дезинфекции и масло для смягчения, а затем они были перевязаны (Луки 10:30—37).

ПОМОЩЬ ЗАКЛЮЧЁННОМУ АПОСТОЛУ.

Лука беспокоился об апостоле Павле. Когда Павел находился в заключении в Кесарии, прокуратор Феликс относительно апостола дал указание «не запрещать никому из... людей служить ему» (Деяния 24:23). Вероятно, среди них был и Лука. Он заботился о Павле как «врач возлюбленный» потому, что у апостола часто были проблемы со здоровьем (Колоссянам 4:14; Галатам 4:13).

Когда Павел воззвал к цезарю, римский прокуратор Фест послал апостола в Рим. Лука — верный друг, сопровождавший Павла во время долгого пути в Италию,— смог во всех подробностях описать постигшее их кораблекрушение (Деяния 24:27; 25:9—12; 27:1, 9—44). В Риме, под домашним арестом, Павел написал несколько писем, вошедших в библейский канон. В двух из них он упоминает Луку (Деяния 28:30; Колоссянам 4:14; Филимону 24). Скорее всего, за эти два года Лука завершил написание книги Деяния.

В доме Павла кипела активная духовная жизнь. Там Лука познакомился с другими товарищами апостола. Вот некоторые из них — Тихик, Аристарх, Марк, Иуст, Епафрас и Онисим (Колоссянам 4:7—14).

Во время своего второго заключения, когда Павел чувствовал близость смерти, его преданный друг Лука мужественно оставался с ним, хотя все остальные покинули апостола. Находясь с Павлом, Лука рисковал собственной свободой. Слова Павла: «Один Лука со мной»,— возможно, были написаны Лукой. По преданиям, вскоре после этого Павла обезглавили (2 Тимофею 4:6—8, 11, 16).

Лука был самоотверженным и скромным. Он не выставлял напоказ свои знания и не стремился быть в центре внимания. Как врач, он мог полностью посвятить свою жизнь медицине, однако предпочёл уделять первостепенное внимание делу Царства. Давайте как и Лука самоотверженно провозглашать благую весть и смиренно служить во славу Бога (Луки 12:31).

КЕМ БЫЛ ФЕОФИЛ?

Лука написал своё Евангелие и книгу Деяния человеку по имени Феофил. Лука называет его в Евангелии «высокочтимый Феофил» (Луки 1:3). Именно так было принято обращаться к состоятельным, занимавшим видное положение людям и к высокопоставленным лицам в римском правительстве. Подобным образом апостол Павел обращался к Фесту, римскому прокуратору Иудеи (Деяния 26:25). Очевидно, Феофил услышал весть о Христе и заинтересовался ею. Лука надеялся, что его сообщение в Евангелии поможет Феофилу «полностью убедиться в достоверности того, в чём [он] был наставлен устно» (Луки 1:4).

По мнению эллиниста Ричарда Ленски, Феофил навряд ли был верующим, когда Лука назвал его «высокочтимым». «В христианской литературе... не встречается ни одного случая, чтобы христианин обращался к своему брату по вере, используя этот титул, подчёркивающий земные различия». Позднее, в книге Деяния, Лука уже не называет Феофила «высокочтимым», а говорит: «О Феофил» (Деяния 1:1). Ленски делает вывод: «Когда Лука писал своё Евангелие, тот высокопоставленный человек, Феофил, ещё не был христианином, но очень интересовался всем, что было связано с этой верой. Однако к тому времени, когда Лука послал ему книгу Деяния, Феофил уже стал верующим».


Рецензии