Анатолий Петрович Александров. Атомный Маршал

Резвились, как дети в тот праздничный  день серьёзные люди: на капустнике, в стенах Института атомной энергии имени Курчатова. После "официоза" вручили  шуточный  подарок директору, академику  Александрову - МАРШАЛЬСКИЕ   ЗНАКИ  ОТЛИЧИЯ, определив тем самым позывной для босса, "атомный маршал".

"Так бесстрастна судьба, так стремительна жизнь…
Не обманешь ты их, не слукавишь…
Если выпадет шанс, за него и держись!
А упустишь – никак не исправишь"…

 
  ...Декабрь 1943-го года.
Курчатов вызвал Александрова,предложив  вновь заняться термодиффузионным разделением изотопов (о котором тот задолго до войны докладывал на лабораторном семинаре в ЛФТИ,Курчатов об этом помнил).
Речь шла о создании атомного реактора для получения 94-го элемента с массой 239 (название элемента «плутоний» появится позже).

Активно работала научная, инженерная, конструкторская мысль. «…При создании реакторов для АПЛ  специально разработана система выгорающих поглотителей, которые дали возможность создавать АКТИВНЫЕ   ЗОНЫ с длительным сроком службы по реактивности. Это позволило создать системы  ВЫСОКОЙ  НАДЁЖНОСТИ, которые и сейчас лежат в основе всех наших атомных установок».

Складывалось ВСЁ непросто, после атомной бомбардировки США Хиросимы и Нагасаки.

Из-за жесткой конкуренции ведущих мировых держав за обладание ядерным оружием принято решение о концентрации усилий и ресурсов на первоочередном создании ядерного и термоядерного оружия.
1945 год, Берия ввёл временный запрет на работы по созданию атомных установок для кораблей: «сначала бомба — все остальное потом».

Анатолий  Петрович вспоминает: «Однажды, когда я с раной ноги лежал в больнице, Курчатов заехал проведать меня и сказал: «Анатолиус! Помните, вы хотели разрабатывать подводную лодку с атомным двигателем? Теперь нам разрешили, выздоравливайте скорее, беритесь за это дело!» Я спросил, почему он поручает его мне, и получил в ответ: «Это дело сложное, а вы знаете массу каких-то никому не нужных вещей. Здесь они пригодятся»!


Судьбой и БОГОМ подобрана  плеяда ВОДОЛЕЕВ (Келдыш, Курчатов, Александров),которые были на ТЫ с этой наукой - стихией (так считают  эзотерики, метафизики).
Проблемы, вставшие при создании морских ядерных энергетических установок(ЯЭУ)решались ИМИ  в короткие сроки.


 Технические решения, найденные при разработке ПЕРВОЙ морской РЕАКТОРНОЙ установки, оказались столь удачными, что с успехом использовались в последующих, как военного,так и мирного назначения.
 
ЯЭУ  преобразили подводные корабли, усилив их боевые качества, превращаясь в «стратегический род войск».

  То была настоящая научно-техническая революция.

 Строительство атомного подводного флота для атомщиков открывало широкиую перспективу в работе: не имея твёрдых представлений о том, какую двигательную установку  будут создавать.

 Александров вспоминает: «Академик А.И. Лейпунский предложил жидкометаллический вариант установки для кораблей на сплаве свинец-висмут. Также серьёзно рассматривалась уже существовавшая ранее идея создания реактора с водяным замедлителем, работающего на сильно обогащенном урановом топливе, и за эту разработку мы также взялись. Первые шаги быстро привели к тому, что она опередила все остальные, и именно по этой линии начал развиваться проект…».
Строительство лодки началось до появления окончательной документации. По энергетической установке ее вообще не было, заказывались материалы, закладывался на стапеле корпус.

 
Заслуги Анатолия  Петровича Александрова - это его выверенная теория и смелая  практика по внедрению атомной  энергии в мирную жизнь,стремление расширить сферу использования ядерных источников:
атомные станции теплоснабжения,
ядерные энергоустановки для химической и металлургической промышленности,
создание новых материалов,
ядерная медицина,
работа в космическом пространстве.
 На протяжении трех десятилетий (!)Анатолий  Петрович оставался научным руководителем самых ВАЖНЫХ научно-технических ПРОГРАММ, совершив рывок в заоблачные дали, казалось, несбыточной  МЕЧТЫ.


Северный морской путь — короткий и доступный ко всей арктической береговой линии, обычные ледоколы имели запас топлива лишь на месяц, занимая треть груза ледокола, что сильно сокращало его полезные объемы.
 АТОМНЫЙ ледокол  находится в море более года, тратит  45 граммов ядерного топлива в день - правильное решение, строить мощный ледокол с атомным реактором.

Идея принадлежала академику Игорю Курчатову, которую он высказал еще в 1952 году коллеге Анатолию Александрову. После решения правительства главным конструктором был назначен Василий Неганов, а атомную установку проектировал коллектив под руководством Игоря Африкантова. Общее научное руководство осуществлял А.П. Александров.

"Заложили корабль 27 июля 1956 года. Проект разрабатывали асы своего дела, НЕ возникло трудностей ни с конструкцией самого корабля, ни с созданием атомной энергоустановки.
Определяли все на деревянных макетах. Если не разлеталось в щепки – можно использовать. Таким же путем потом установили руль. Штука была уникальная, а конструкция кормовой части необычайно сложная, в том числе и для защиты руля ото льдов. Чтобы не рисковать ни тем, ни другим вначале тоже установили деревянный руль. И как только убедились, что все подходит идеально, насадили основной.

Но надеялись не только на атомную силовую установку, хотя она в два раза была мощнее самого сильного на тот момент обычного американского ледокола «Глетчер» и составляла 44 тысячи лошадиных сил. Чтобы избежать ледяного плена была создана система балластов по бортам. Перекачивая его с цистерны по одному борту на другой, добивались РАСКАЧИВАНИЯ   СУДНА, и оно КРОШИЛО облепивший его ЛЁД.

Ледокол сделали полностью автономным, там было все для полноценной жизни и работы людей. Помимо кают, были клуб, кинотеатр, салон отдыха, несколько столовых, в кают-компании имелся камин. И целая поликлиника на борту с кабинетами терапевта, стоматолога, рентгенкабинет, операционная, лаборатория для анализов и аптека.
Собственная легкая промышленность – обувная мастерская и ателье, механическая прачечная, чтобы держать все это в опрятном виде. Бани, большое количество душевых. Хлебопекарня  своя — никаких сухарей и заспиртованных, противных и горьких на вкус, булок.
Отделано в стиле  дорогих круизных лайнеров. Атомоход  ходил  по международным водам, заходя в порты – за рейс  выполнял задачи в Арктике, а потом у Южного полюса к Антарктиде.

ЛЕДОКОЛ  произвел впечатление не только своей мощью.
 5 декабря 1957 года, менее чем через 1,5 года с начала строительства, атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду. Но это еще не означало окончания работ – вместе с ходовыми испытаниями они продлятся еще ровно два года. И этот этап не менее увлекательный – чего только стоит эпизод как судно с осадкой в 9 метров прошло по каналу глубиной в 7 метров. Флаг над кораблем будет поднят только 3 декабря 1959 года, и первый в мире атомный ледокол приступит к службе".

...Через шесть лет после начала проектирования принята в эксплуатацию и первая атомная подводная лодка (которая нынче торжественно пришвартована на"стенке" роскошного павильона музея истории флота в Кронштадте, проделав сухопутный путь.

При вводе "Ленинского комсомола" в состав Северного флота, согласно традициям, в торжественной обстановке был снят советский флаг и поднят стяг ВМФ.
 
Научный руководитель проекта  Анатолий Александров, приняв от директора завода Евгения Егорова снятое полотнище, поцеловал серп и молот, сказал:

"Это для меня самый дорогой подарок в жизни. Когда буду умирать, накажу семье, чтобы этот флаг положили мне в гроб".(просьба была  исполнена).


"Весь ты завьюжен искрящимся пухом
Под колыбельную розы ветров.
Синим туманным мятущимся духом
Веешь с балтийских морских берегов.

Бьются о дамбу продрогшие воды
С крошевом пенных изломанных льдов.
Неба свинцовые хмурые своды
Давят на злато святых куполов.

Здесь ты, с погодой в неистовом споре,
Шпилями небо стремишься проткнуть.
Тянешься к северной хрупкой Авроре*,
Чтоб алой влаги украдкой глотнуть.

Что для тебя зимней стужи блокада,
Тучи и льдины, снега и ветра?
Бьётся в тебе жаркий пульс Ленинграда -
В каждой прожилке творенья Петра"!

*- римская богиня утренней зари.


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН

http://stihi.ru/2019/07/02/5783
http://stihi.ru/2023/02/16/7222

Использованы материалы В. Парафоновой «Академик атомного флота», В. Губарева «Атомный маршал…»


К 120- летию со дня  Рождения

Анатолия  Петровича  АЛЕКСАНДРОВА  физика, академика АН СССР, доктора физико-математических наук, педагога, профессора. Трижды Героя Социалистического Труда. Президента Академии наук СССР.

ОТЦА отечественного атомного флота,- военного и гражданского.


ПОСТСКРИПТУМ:

"Прекрасное посвящение "атомному маршалу", советскому физику, академику АН СССР, доктору физико-математических наук, президенту Академии наук СССР, ОТЦУ атомного флота - Анатолию Петровичу Александрову!
СПАСИБО, уважаемая Надежда, за Ваш актуальный и востребованный публицистический труд и за обращение к авторской лирике!!

Датский физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики, лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор утверждал, что «когда мы говорим об атомах, язык можно использовать лишь поэтический».
Позвольте этим языком пролить «каплю из кувшина Водолея» в Ваше «атомное» эссе:

«Атом - это целый космос, в котором есть и мирные лучезарные звёзды,
и зловещие чёрные дыр, и загадочные белые пятна.
И, как метеориты, вспыхивают научные открытия и светила науки».
http://stihi.ru/2023/02/21/9074
С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   21.02.2023 23:02

PS:
   
ВАМИ, ВОДОЛЕЯМИ,баловнями ВСЕВЫШНЕГО - только восхищаться, только соглашаться, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Анатолий Петрович - единственный из коллег,кто имеет богатую коллекцию наград за свои научные заслуги.
Три десятилетия руководил Курчатовским институтом.
Ему ВСЕ обязаны: спасением отечественной генетики, рождением отечественной микроэлектроники,
лазерными технологиями,
созданием реактора для работы в космосе.
Исследовательскими установками, крупными промышленными,что работают на всех станциях Росатома.

ПРОЕКТ, запущенный Александровым в 1980-е, даёт результаты и сегодня, – источники синхротронно-нейтронного излучения на территории Курчатовского института и Зеленограда, где исследования проводят медики, материаловеды, биологи, физики, химики.
Источник синхротронного излучения - для человечества новая, научная эра.
Атомная энергетика, ее логика развития привела от деления к синтезу.
В институте, под руководством Александрова, создали первый в мире ТОКМАК!!

"Любимец моряков, потому что открыл новый флот, создал новую плеяду судоводителей, они на него молились, потому, что получили то,чего не было НИ у КОГО.
Энциклопедист,ОН институт развернул. Курчатов об этом подумал только,а Александров претворил в жизнь.

"Курчатовский институт" благодаря Курчатову и Анатолию Петровичу - сверхфундаментальная наука, которую можно представить, была и есть.
Из этой науки вырастали: атомное оружие, атомные лодки, атомный двигатель, космические двигатели, интернет, связь, все компьютерные вещи. Информационные, новые материалы, ядерная медицина.

Фрегат "Адмирал Горшков", вооруженный гиперзвуковыми ракетами "Циркон", которые невозможно перехватить – нынче на учениях в южной части Атлантического океана. Проходят испытания первой атомной подводной лодки – носителя морских беспилотных подводных аппаратов "Посейдон", спущенной на воду в марте 2019 года.
Все это тоже заслуга академика Александрова и его последователей.
У нас есть абсолютно новое поколение флота, о котором никто догадаться не может. У нас оружие в прекрасном виде, и вы сами знаете: наши сегодняшние лодки и сегодняшние ракетные комплексы, и все, что имеем, – мы сегодня весь мир обогнали", – говорит президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.

ЛЮБИЛ Анатолий Петрович Александров свою отчизну, трудом доказывая это:
Трижды Герой социалистического труда, кавалер девяти Орденов Ленина, лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий!

БЛАГОдарю за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА, изящество изысканий атомно - философского синтеза, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Включаю в текст, отправляя в тираж.Читатель ждёт.

Искренне, с признательностью и теплом сотворческой души


Надежда Зернова


Рецензии
Анатолий Петрович Александров - легендарный человек, патриот, великий учёный и организатор. Не помощник Курчатова, а его соратник, шагнувший ещё дальше, чем просто создание атомной бомбы. Сегодня уже обыденно звучат слова о АЭС, атомных реакторах на судах и кораблях и т.д., а ведь начало новой эры мирного использования атома заложил Анатолий Петрович, продолжив дело Курчатова после его смерти. Ордена и звания в те времена так просто не раздавались, их надо было ЗАСЛУЖИТЬ огромным трудом и талантом. И то, что в среде учёных и специалистов Анатолия Петровича уважительно называли Маршалом Атома, о многом говорит. Да, он маршал, Маршал Российской Науки, Гордость России. И сколько бы лет не прошло, мы будем помнить о нём, гордиться, и брать пример беззаветного служения России во имя её процветания!!!
Спасибо, Надежда, Валерий, за рассказ о великом учёном Анатолии Петровиче Александрове, посвятившему всю жизнь Науке и Родине!!! Светлая ему память!!!
С уважением, Алексей

Балуев Алексей   25.02.2023 10:50     Заявить о нарушении
СПАСИбо за прочтение, развёрнутый отзыв, уважаемый АЛЕКСЕЙ!

Да, это было ЯВЛЕНИЕ - АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДРОВ , что кометой пронеслось над головами, оставив яркий шлейф открытий, реальных дел, к которым НЕ дотянуться НИКОМУ.

"У нас уже есть абсолютно новое поколение флота, о котором никто еще даже догадаться не может. У нас оружие в прекрасном виде, и вы сами знаете: наши сегодняшние лодки и сегодняшние ракетные комплексы, и все, что имеем, – мы сегодня весь мир обогнали", – отмечает последователь, директор АН РФ Ковальчук.
Гордость наполняет сердце, глядя на фото, где детище Александрова и "Курчатовцев" - субмарина "Ленинский Комсомол" заняла достойное место в... историческом музее Кронштадта.

«Этот первенец нашего подводного кораблестроения, который построен всего через 11 лет после самой страшной войны, когда страна восстанавливалась после разрухи. В общем-то, проделана уникальная работа. Атомных подводных лодок, которые были сохранены, немного. К-3 доставили с Северного флота практически через всю европейскую часть страны. Вы знаете, что миллиметрами измерялось прохождение шлюзов, доков, в которых находилась подводная лодка. Много было споров о том, как ее сюда ставить.
Выполняя указания президента, не о лодке, а о сохранении ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, мы воплотили эту память здесь, в Кронштадте. Для Военно-морского флота это еще один символ героизма предшествующих поколений: отцов, старших братьев, чем можно гордиться в наших непростых условиях. Это воплощение в металле всех передовых мыслей, идей того времени.
Это лодка, на которой поставлено большее количество рекордов по скорости, глубине, по количеству дней, проведенных под водой.
Ну и конечно, не могу не сказать о профессионализме команды людей, которые воплотили эту идею по сохранению К-3 в жизнь.
Было много скептиков у этого проекта, но ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА и СИЛА ВОЛИ ПОБЕДИЛА», — рассказал о значении корабля-музея Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов.

БЛАГОдарю за сердечность отклика, ПАМЯТЬ СВЕТЛУЮ о ГЕНИИ и ПАТРИОТЕ земли русской.

Искренне, с признательностью и теплом души.

Надежда Зернова   25.02.2023 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.