В душе нечисть, значит, с лихвой жестокость

Если власть проповедует
насилие,  то следующее слово
берут сами насильники.
Йохан Хёйзинга.1

Философ Сенека Младший, писал: «Всякая жестокость происходит от немощи». Между строк своего изречения он прописал моральный аспект, на мой взгляд, подразумевая духовно-нравственную немощь - отсутствие в душе человека пристрастия к истине, справедливости, состраданию и милосердию. В другом варианте данного изречения Сенека подтвердил такую трактовку своей идеи, написав, что «Всякая жестокость происходит от бессердечия».2

Слова Сенеки являются мостом к рассмотрению проблемы жестокости, бессердечия не каких-то отдельных персон, а целого государства - СССР. Оно фактически и рьяно пропагандировало и взращивало неприятие сострадания и милосердия, яростно насаждало духовно-нравственную немощь, выраженную в безразличии к людским страданиям, боли, горю и смертям. Эти отклонения от нравственности, если исходить из религиозных предписаний, недопустимы и несовместимы с верой во Всевышнего, ибо, как писал Э. Бёрк, «Для религии нет ничего хуже безразличия, ведь безразличие - это шаг к безбожию».3

Все вышеуказанные идеи отражены в книге «Сага о Железном Кулаке» классика ингушской словесности Иссы Кодзоева. Он назвал ее тяжелой книгой. Она действительно является таковой, ибо отражает трагедию всего ингушского народа, который в 1944 г. и  последующем был поставлен на грань выживания, несущего для него потенциальную угрозу смертельного исхода. Впрочем, такая же участь выпала на долю всех репрессированных народов. Наиболее тяжелой частью книги стала быль, описанная писателем в главе «Ночь безысходности». В ней он отразил жестокую суть государства, то есть клана людей заправлявших режимом диктатуры. Он взращивал в народе СССР немощь духа, отлученную от истины, справедливости, милосердия и сострадания.4

Эта быль представляет собой огненное горнило, посредством которого творец образов и смыслов душу и сердце своего главного героя Бая Саутиева, начиненную сердобольностью, т.е. состраданием и милосердием, мужеством и благородством, переполняет страстным желанием и неуёмным стремлением оказывать помощь соотечественникам, гонимым и гнобимым государством.

Поезд Государства - откровенного Душегуба и Истязателя народов - арестантов сталинизма, битком набитый депортируемыми ингушами, среди которых был и Бай со своей семьей, на 22 сутки прибыл в Казахстан, пройдя по дороге горя, страданий, издевательств и убийств от рук бандитов НКВД. «Двери раскрыли. Все ... ринулись к дверям. Белое бескрайнее поле, искрящееся от мороза, и мерцание звезд. Холод волной накрыл людей, проник через худые одежды, вонзился когтями в тела... О Дяла (О Боже), какой холод!!! Какой жестокий холод!!!»

Их высадили прямо на снег в чистом поле, где не имелось ни единого дома, здания, хозпостроек, палаток, дров и угля, деревца, чтобы укрыться от тридцатиградусной стужи и ее «союзника» - пронизывающего ветра.
- Мы же померзнем на этом снегу!
- (!) Не велика потеря! За вами утром приедут из колхозов. Нам некогда с вами тары-бары разводить. Забирайте свое барахло. Даем час времени. Поезд откатят по расписанию. Поторапливайся, бандитня!

Таким образом, расписание для государственных бандитов НКВД было гораздо важнее, чем жизни множества людей. Сия государственная бандитня сверху донизу проявила свою бесчеловечную суть, свой садизм. Ведь бандитня воочию видела худые одежды переселенцев, отсутствие каких-либо укрытий и топлива, ощущала жуткую стужу и не могла не понимать, что спецпереселенцы, большинство из которых были дети, женщины и старцы, померзнут на снегу и ветру в чистом поле. Но она продемонстрировала безразличие, т.е. безбожие, не выказала ни единого признака человечности - сострадания и милосердия. От этих категорий нравственности Государство - Душегуб и Истязатель, освободило бандитов НКВД, выпустив на волю их жестокость и садизм.

Государственные бандиты, чтобы насколько можно скорее вышвырнуть ингушей и чеченцев подальше от родного края, по свидетельству документов самого НКВД, «задействовали 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом» и прочий транспорт. Для проведения бесчеловечной операции государство подготовило нужное количество транспорта и в короткие сроки провело ее без задержек и проволочек, в отличие от той, что имела место по прибытию спецпереселенцев в Казахстан.5

 Государство - Истязатель народов - узников сталинизма, скрупулезно запланировало количество транспорта, нужное для доставки депортируемых ингушей и чеченцев к местам их расселения в Казахстане. Но в силу своей жестокости оно не обеспечило своевременность подачи этого транспорта и вышвырнуло их в чистое поле на расправу пронизывающей стуже и ветру. В частности, для их доставки к местам расселения в Казахстане государство «мобилизовало 1590 машин, 57 тысяч подвод, 103 трактора». То есть трагедии Ночи Безысходности вполне можно было избежать, если бы государственные бандиты НКВД обеспечили подачу транспорта к местам остановки поездов с переселенцами в необходимое время.6

В силу данных причин «жители юга, без теплой одежды, (остались) без огня, без помещений, в которых можно укрыться и согреться. Мороз тридцать градусов. Жуткий холод. И нечем от него защититься». Они напялили на себя все одежды, но это совсем не спасало от пронизывающей стужи и ветра.

«То был настоящий Ад! Морозный ад! Дети надрывно плакали.
Крики людей, которых беспощадно сковывал гибельный холод. Люди воочию видели приближение смерти... (Один старик надрывно кричал): "Эй, проститутки, именуемые коммунистами! Где вы сегодня?.. Вы обещали нам рай на Земле. Это и есть то счастье, которое вы нам несли? Сталин, ты - сука! Ничего, и ты однажды ответишь за все перед Богом".

Ночь безысходности! Кто забудет ее?.. Забудет тот, кто в ту ночь окоченел и умер, сидя в глубоком снегу... И один из тех, кто пережил эту ночь и остался жить, сочинил песню:

Нас бросили в край пустынный -
В белый снег, звенящий стужей.
Это была не стужа - то была кончина,
С острых когтей тысячей.
Она была жестока, как дракон,
Свирепость клыков оскаливший,
Детей и женщин не щадивший,
Пощады старцам не дававший.
О Боже, нам на подмогу, явись!..
(Перевод с ингушского Х. Фаргиева)

Что такое особенное (было) в этой ночи, что ей следует уделить особое внимание?.. Это была ночь ужаса!.. Одна эта ночь была страшнее тысячи других жутких ночей. Большинство семей потеряли в ту ночь близких:  детей, больных, стариков. Людей обуял смертельный страх, (!) страх безысходности. Надежда покинула многих. Семьи уселись на снегу, укрывшись всем, что у них было: одеялами, кошмами, бурками. По верху поля одним потоком плыло сдавленное... всхлипывание детей и женщин, тряска от холода, молитвы, зов о помощи, хрипы умирающих. Обессиленных утомительной дорогой больных эта ночь убила. Эта ночь добила малюток, редко, кто из них выжил. Смерть косила немощных стариков. Умирали от разрыва сердца отцы и матери, видя гибель семей и не имея возможности спасти их. Рассвело. Семья нашего героя Бая пережила эту ночь. Он сам, его мать Кудас, сестра Кали, жена Дебихан и малютка Лемка - все живые».

Бай прошел по полю Ночи безысходности. «Увиденное было страшнее, чем он предполагал. Бая нельзя было назвать мягкосердечным человеком, но картина, (которая) предстала перед ним, была ужасна... Он (!) заплакал. Не смог сдержаться. Вот лежит мужчина, вытянувшись во весь свой богатырский рост. Замерз. Там семья сидит - голова к голове. Все мертвы. Куда не ступишь - мертвые, замерзшие... Стояла тишина. Там и тут переживающие агонию смерти».

До какой же степени ужаса и боли нужно было довести Бая Саутиева, чтобы он - Отважная душа, Муж, имеющий стальную выдержку, расплакался от ужасающей картины оголтелого торжества государственной жестокости и бессердечия. Неуёмное жестокосердие государства и его сброда истязателей из НКВД усеяло всё застуженное поле Ночи безысходности мертвыми телами его соотечественников...

Остервенелые сторонники государственной жестокости могут заявить: «Так им - предателям Родины, и надо». Ответ на подобное безнравственное, невежественное и бездумное утверждение, которое может разделять только безмозглое быдло, раскрыт мной в другой статье с говорящим названием «Не умывши рыла, не берись за вилы...» Она представляет собой историческое, правовое и политическое дополнение к были о Ночи Безысходности.7

Но нам пора возвращаться на поле Ночи Безысходности. Она прошла, и вскоре там появилось большое число саней, запряженных конями и волами. На них приехали председатели колхозов и их представители, чтобы разобрать (!) не людей, а рабсилу. Явку саней можно было организовать к прибытию поезда, но там, где заправляет жестокость либо безразличие к людской боли, горю и страданиям, нет ни одного места для сердобольности. Отбор рабсилы подтвердил насколько жестоко и паскудно проявило себя государство и его посланцы.

Председатели колхозов и их посланцы «обходили стоянку, выбирая для себя (!) выгодные семьи, в которых были специалисты, дети и старики (им) ни к чему. Рабочие руки нужны, ртов у (них) своих хватает. Они и мысли не допускали, что должны кого-то из этих несчастных спасти от голода и холода. Они не посмели бы такую мысль допустить в сердце. Партия и Правительство их оповестило, что прибудут закоренелые бандиты, преступники, убийцы, воры, людоеды... С ними следует обращаться сурово. Использовать их как рабсилу. Брали такие семьи, в которых здоровые взрослые. Многодетные семьи  и семьи со стариками никто из них брать не хотел».

Баю повезло: его и всю его семью забрал казах Кударбай. О наличии у него достойных качеств человека с нравственным стержнем, помимо прочего, свидетельствует нижеследующий факт. Имея в хозяйстве всего две овцы, одну из них он зарезал перед выездом за переселенцами. Так всегда бывает: при любых жестоких обстоятельствах, которые навязываются государством - тираном, находятся люди, вопреки его жестокости проявляющие сострадание и милосердие.

Вследствие бесчеловечного подхода к отбору переселенцев, большая их часть «осталась в поле на снегу. В первый день развезли по селам только малую часть. Оставшихся бросили в поле и (!) на вторую ночь. Третья часть из них погибла. На третий день живых затолкали в какой-то неотапливаемый клуб. Там тоже погибли от холода люди».

Такое отношение государства и его представителей на местах имело чудовищные последствия для переселенцев всех репрессированных народов. Государственные бандиты НКВД сами оставили свидетельства о последствиях своего бесчеловечного, жестокого обращения с переселенцами в Справке (!) о наличии и (!) движении выселенцев (по состоянию на 1 октября 1948 г.). Фактически Справка дает представление о умерщвлении государственными бандитами спецпереселенцев голодом, холодом, болезнями, пулей, штыком, прозябанием в концлагере и тоской по Родине.

По данным Справки всего было выселено:
227 457 крымских татар, из них к 1 октября 1948 г., умерло, т.е. было умерщвлено государством 44 887 (20 %),
соответственно, калмыков 90 940  - умерщвлено 16 594 (18 %);
ингушей, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, 578 527 - умерщвлено 146 892 (25 %);
курдов, турок, хемшилов 95 669 - умерщвлено 15 432 (16%);
немцев 1 070021 - умерщвлено 45 275 (4%)... Значит, только в течение первых пяти лет пребывания «наказанных народов» в адском пекле, холоде и голоде депортации сталинский режим умертвил 269 080 чел.8

Эта Справка опосредованно свидетельствует насколько бесценна книга Иссы Кодзоева «Сага о Железном Кулаке». Она представляет собой не просто набор ужасающих фактов из жизни спецпереселенцев, сопереживание их горестям, страданиям и смертям, а является отменной и знатной пощечиной сталинскому режиму тирании, бесчеловечности, жестокости и безразличия... Также в «Саге...» писатель показал насколько непередаваемо значимой была абреческая деятельность Бая и его соратников - ингушей и чеченцев, с 1944 по 1947 годы по спасению спецпереселенцев - балкарцев, ингушей, карачаевцев, немцев и чеченцев, от голодной смерти, спущенной на них государством...

Хамзат Фаргиев

18 февраля 2023

Примечания

1. Йохан Хёйзинга (1872 - 1945) - голландский философ, культуролог и историк.
2. Луций Анней Сенека или Сенека Младший (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) -   римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.
3. Эдмунд Бёрк (1729 - 1797 гг.) - английский публицист и философ.
4. Исса Кодзоев. «Сага о Железном Кулаке». Нальчик, 2020. Стр. 55 - 57,
59 - 64, 71.
5. ГАРФ. Ф.Р-9401. Оп.2. Д.64. Л.161. ГАРФ - государственный архив РФ.
6. ГАРФ. Ф.Р-9479. Оп.1. Д.182. Л.62,64.
7. «Не умывши рыла, не берись за вилы». - http://stihi.ru/2023/02/27/4042
8. ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 436. Л. 14. Данная справка датирована 14 января 1949 г.

***

Перечень статей о Бае С. по книге И. Кодзоева «Сага о Железном Кулаке»:
а) «Бай Отважный - Кулак Железный». -
http://stihi.ru/2023/02/18/4904
б) «Отважен и честен человек - он Родины честь навек». -
http://stihi.ru/2023/02/03/3262
в) «Наличие стыдливости - гарантия совестливости». -
http://stihi.ru/2023/02/14/5147
г) «В душе нечисть, значит, с лихвой жестокость». -
http://stihi.ru/2023/02/18/4710


Рецензии