Разум вещи. В память о Франциске Ассизском

Некоторые современные философы пространно говорят об интеллигибельной формуле вещей, попросту, разуму вещи. А мне на ум в этой связи сразу приходит св.Франциск Ассизский (1182-1226). Понимаете, Франциск перед тем как сесть на обыкновенный деревенский стул обращался к нему как к брату: "Братец, Стул! Разрешите мне сесть на Вас!"

Не знаю, смотрели ли вы сказку "Умные вещи". В нашем советском детстве часто ее показывали по телевизору. Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка. Вроде сказка, но если подумать, в ней содержится некий намек, пробрасывается некая мысль не только по отношению к "волшебным вещам", но и к простым, самым обыкновенным.

Но наиболее ярко и необыкновенно выпукло эту мысль иллюстрирует жизнь Франциска.

Франциск Ассизский жил в средневековой Италии. После смерти его причислили к лику святых. Но дело не в статусе.

Дело в его необыкновенном отношении к самым обычным земным вещам. Современные врачи-психиатры наверное сразу квалифицировали бы его как юродивого, психически ненормального и он бы весь свой недолгий век провел бы в психушке.

Но тогдашняя Италия была несколько иная. Франциск был сыном купца, торговал на рынке тканями. И был весьма добрым и благочестивым малым, помогал нищим. И однажды к нему обратился за подаянием один нищий. Но Франциск, будучи занятым своей работой, отмахнулся от него. Нищий ушел ни с чем. Но через некоторое время парня охватил стыд, чувство стыда заполонило всю его душу и он помчался вслед за этим человеком, догнал его и дал ему то, что он просил.

Впоследствии он не стал продолжать дело отца, а пустился странствовать, проповедуя любовь к Богу и ближним.

Странный, конечно, человек. Современные люди, даже не психиатры, предсказуемо назовут его поведение "девиантным" и просто выбросят его из своей картины мира. Но дело в том, что его странность сильно отличалась от странности обычных душевнобольных, которые мнят себя то "Сталиными", то "Наполеонами", то "грибами".

Он не строил из себя великого. Он старался понять ближнего. И старался найти это понимание через любовь. И эта его любовь отличалась тем, что она не была его любовью. Это была некая пространственная любовь, которая распространяется на всех сразу, без разбору. Он любил и нищего, и разбойника, и птичек, и даже волка-людоеда. Случай со свирепым волком произошёл в городке Губбио. В ту пору все жители городка жили в страхе: свирепый волк постоянно совершал на них набеги, терзая людей и животных, так что люди чувствовали себя в безопасности, лишь крепко затворившись за городской стеной. Но святой из великой жалости к горожанам, вышел за стены города и напрямую (хотя жители города всячески отговаривали его!) обратился к волку со смиренной просьбой не есть людей и не держать в страхе целый город: "Брат волк, ты скверно поступаешь, убивая людей и животных. Правда, тебя на это толкает голод, но с сегодняшнего дня мы устроим иначе. Ты войдешь со мной в город и будешь ходить по городу, никому не причиняя вреда. А люди позаботятся о твоем пропитании. Согласен?"

Волк, послушный как ягненок, протянул Франциску лапу в знак согласия, а жители города не могли прийти в себя от изумления. Город согласился кормить ежедневно волка. И волк регулярно приходил на кормежку, никому не причиняя вреда, горожане его сами кормили, а он играл с женщинами и ребятишками и потом уходил. Это событие зафиксировано исторически: жители Губбио воздвигли небольшую церковь, она и сейчас там стоит, заботливо подновляемая новыми поколениями: называется она "Витторина".

Но не об этом я хотел все же сказать.

Знаете, об этом Франциске написано множество научных монографий, его жизнь изучена вдоль и поперек, есть много книг о нем, есть и собрание его высказываний и историй с ним произошедших под названием "Цветочки Франциска Ассизского". Есть еще изумительная книга Гилберта Кийта Честертона "Св. Франциск Ассизский".

"Братец, Стул! Разрешите мне сесть на Вас!"
 
Вот это поражает. Он не кривлялся, не паясничал, не юродствовал. Он просто и сердечно обращался к простой, самой обыкновенной вещи как к равному. Тут что-то очень-очень странное. Возникает какое-то ощущение, которое пронзает нашу душу до дрожи. Мы что-то забыли, что-то очень важное, очень серьезное, что-то фундаментальное.
 
Франциск проявляет своим отношением, своими поступками в жизни какое-то гораздо более правильное, более истинное, настоящее отношение к вещам, к окружающему миру вообще. Его никто не учил этому. У него это получалось очень естественно, как само собой разумеющееся, как у ребенка. В этом сквозит какая-то простейшая и фундаментальнейшая истина, открытая нараспашку каждому, кто становится действительно чистым душой.
 
В жизни каждый из нас, бывает, прикипает к какой-то вещи. Любит её. Даже разговаривает с ней. Иногда всерьез, иногда полушутя, иногда со слезами. И мне кажется, дело не только в человеческих эмоциях. Дело глубже. Мы устанавливаем с этими вещами экзистенциальную связь. Мы роднимся с ними, эти вещи становятся нам братьями и сестрами.
 
Мы окружены родными. Мы не одиноки.
 
Весь мир, все вещи, по сути — наша родня.

08.09.20-27.06.22-18.02.2023, г.Астана


Рецензии