Диалог критика с поэтом
«Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
Готовый век трунить над нашей томной музой,
Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной,
Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой...»
А.С.Пушкин
***
Критик:
Познакомился я тут, батенька, с Вашими творениями. И должен Вам сказать:
способности у Вас, безусловно, есть, но Вам надо ещё основательно поработать над собой. Ну, например, как в наше просвещённое время Вы можете употреблять глагольные рифмы ? Среди всех уважающих себя современных поэтов они уже давно считаются моветоном.
Ну, например, в одном стихотворении Вы пишете:
«Буря мглою небо КРОЕТ,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она ЗАВОЕТ,
То заплачет, как дитя.»
Поэт:
Честно говоря, Вы меня несколько озадачили. Я не могу себя назвать большим поклонником глагольных рифм, но в то же время, я как-то (наверное, по своему скудоумию и непросвещённости) всегда полагал, что рифма – это не самоцель, а средство, что главным является выражение своих мыслей, чувств, ощущений, с использованием при этом всего богатства русского языка, тех его необходимых в каждом конкретном случае слов, которые дойдут до ума и сердца читателя, создав яркие и выразительные образы. И вообще, знаете ли, порой глаголы жгут сердца людей гораздо сильнее других частей речи. Как, например, в стихотворении одного моего собрата по перу:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не ИЗМЕРИТЬ:
У ней особенная стать –
В Россию можно только ВЕРИТЬ.»
Кстати, подумалось, а как же люди раньше обходились без такой незаменимой во всех отношениях вещи, как аршин ? Впрочем, родоначальником его в древности, наверное, можно считать известного греческого изобретателя и подвижника Прокруста...
Критик (снисходительно):
Похоже, батенька, что Вы даже не ознакомились с моим «Самоучителем стихосложения», иначе бы Вы имели представление о различной ценности рифм.
Очень рекомендую. Думаю, познакомившись с этой полезной книгой, Вы абсолютно и бесповоротно исключите глагольные рифмы из Ваших стихотворений.
В противном случае, думаю, нам придётся исключить Ваши произведения из списка рекомендуемой школьной литературы.
Ведь посмотрите, как распространилось это пагубное поветрие ! Дошло уже до того, что в стихах иных, с позволения сказать, поэтов критику даже не на чем глаз остановить: сплошные глагольные рифмы !
«В игре её конный не СЛОВИТ,
В беде не сробеет – СПАСЁТ.
Коня на скаку ОСТАНОВИТ,
В горящую избу ВОЙДЁТ.»
Ну разве это можно назвать стихами ? Кто о них вообще вспомнит через 100 лет ?
Поэт (удручённо):
Да, похоже, мне многое придётся пересмотреть в своём творчестве.
И начать, видимо, придётся с моего нового романа в стихах «Онега Евгенин»...
Вашими последними доводами Вы меня не просто убедили – сразили наповал.
Теперь я осознал, что глагольные рифмы – позор для каждого уважающего себя поэта. Больше этого не повторится...Выпить с горя, что ли...где-то тут была кружка...
А Вы сегодня очень разрумянились, мой друг. Наверное, от мороза. Мороз и солнце, знаете ли, очень способствуют хорошему кровообращению и плодотворной работе мысли...Чудесный день сегодня, просто чудесный...
До следующих встреч, мой исключительно строгий, но прелестный друг и румяный критик...
03-05.01.2014, 18.10.2017
Свидетельство о публикации №123021708100