Воспоминания из детства дедушки
Я был поздним ребенком. Отец умер, когда мне было около трех лет. Умер от контузии и голода. Контузию получил в начале войны, в октябре – декабре 1941 г. при взрывных работах во время строительства оборонительных сооружений на оборонительном рубеже г. Горького.
Я родился в ноябре 1944 года. Жили в деревне: мама, старший брат (от предыдущего брака) и я. Жили после войны очень бедно, тем более без мужских рук. Сколько помню, все летние месяцы, начиная с мая и до октября, бегал босиком.
В первый класс я пошел почти в 8 лет. Вырос без единой игрушки. Играли в стекляшки от бутылок – голубенькие, зеленые. Очень неохотно менялись: «ы… моя больше… ы». Помню, как прятал их под крыльцом в пыль, там, где греблись куры.
Первые ботинки мне мама купила весной, перед тем, как пойти в первый класс. Первый раз я их обул, чтобы похвалиться перед друзьями. Чтобы не испачкать в грязи (была весна), я их снял. С ребятишками побегали вдоволь по лужам. Я пришел домой. Мама спросила: «Где ботинки?». Я вспомнил, что оставил их там, где бегали. Прибежал туда, а их уже нет. Получил хорошую порку.
В первый класс в первый раз, а это за три км от нашей деревни, я по привычке пришел босиком. Учительница сделала замечание: «Мальчик, в школу нужно ходить в какой-нибудь обуви». А я не знал.
Первое время носил книжки не в портфеле, а в каталке.
Класса до 3-го или 4-го делал уроки при керосиновой лампе. Она почему-то называлась «семилинейной». Помню иногда по деревне проезжал мужчина на лошади, запряженной телегу, и кричал: «Лудить, паять, кастрюли-ведра чинить!!!». Многие несли ему в ремонт худые ведра, кстрюли.
Поля все вспахивались лошадьми. Картошку после вспашки и уборки собирать не разрешали. Кто осмеливался собирать, объездчики (сторожи) у них эту мелочь отбирали. Зато весной, сразу после таяния снега, ребятишки наперегонки ее мерзлую собирали. Эту картошку называли «подыханки» (от слова «подохнуть»). Мама пекла из нее оладушки и мы их с удовольствием ели. «Дома» в деревне были все жилые, покрыты соломой. Чтобы солому не раздуло ветром, ее сверху прижимали жердями.
Сахар в то время был в большом дефиците. Мама вместо сахара сушила на зиму красную свеклу. Вот с ней и пили чай.
Когда я учился в классе 3 или 4, в деревне появилось электричество, сетевое радио. Позже появились телевизоры, но у нас в деревне пока их не было. С нами учился в одном классе мальчишка с «ТЭЦ», у них в бараке был общий телевизор. Мы, деревенские мальчишки несколько раз ходили к нему на «ТЭЦ» примерно за 6 км смотреть это «чудо». Перед телевизором для увеличения экрана стояла стеклянная «колба», заполненная водой. Смотрели телевизор, сидя или лежа на полу. После этих прогулок мама несколько раз, вместо школы, посылала меня с мешками за плечами, в котором был небольшой бидон с молоком, и небольшой корзинкой с яйцами на ТЭЦ, все это продавать.
Когда подросли, стали потихоньку хулиганить. У бабушек, у которых не было мужиков, по вечерам у окна прикрепляли «дзиньки». Брали украдкой у родителей катушку ниток, на некотором расстоянии от конца нитки привязывали гвоздик, чтобы он болтался и стучал по стеклу. Конец нитки закрепляли на катушку, убегали в бурьян и оттуда дергали за нитку. Гвоздь ударялся по стеклу. Дергали до тех пор, пока бабка в одной сорочке не выбегала с криком на улицу. Мы, естественно, убегали кто куда. Один раз одному деду, который ремонтировал около своего дома сани, но они были без оглобель, привалили их к двери, поставив их на «попа».
Многие, в том числе и я, вместо калош на валенки надевали так называемые «балоны», которые некоторые умельцы клеили из камер от автомобилей, «полуторок». Во время оттепели в них ходить было очень скользко. Я стал «обладателем» первого в жизни рац. предложения. Из подходящих проволок смастерил две подошвы, привязывал их мочальными веревками (раньше из них плели лапти) к валенкам и шел до деревни, в которой учился, т.е. 3 км, а там отвязывал и прятал в снег. Было абсолютно нескользко.
Второе рац. предложение использовал, когда воровали яблоки у местных жителей. К ореховой палке привязывал консервную банку, к которой приделывал крышку с пружинкой (чтобы закрывать). К этой крышке привязывал нитку из шпагата, ею открывал крышку под яблоко, крышку закрывал, яблоко в кармане.
Еще запомнился забавный случай. Когда образовался совхоз, у нас появился первый трактор с шипованными задними колесами. Шипы были железные, большие. С такими по асфальту не проведешь. А однажды один из моих друзей похвастался, что своими глазами видел, как мимо деревни ехал трактор на «смятых» колесах. Мы, естественно, посмеялись, но ему не поверили. Позже мы сами увидели этот трактор. Он оказался трактором на гусеничном ходу.
Запомнился так называемый «спортивный» случай. Во дворе, в углу, где стояли вилы и лопаты, стояла и все время мешалась в виде ведерка 20-ти кг гиря. Я однажды привязал к ней веревку и «отволок» ее к колхозному складу, где хранились хомуты для лошадей, колеса для телег, седелки и т.д. Кладовщик убрал ее в склад. Чуть позже прочитал книгу про летчика Кожедуба, который в 14 лет поднимал 24 килограммовую гирю. Мне это так стало интересно. Мне тоже шел 14-й год. Захотелось «попробовать», а гири т нет! Я обратил внимание, что на том складе такой же замок, как у нас дома. Вечером сходил со своим ключом и гирю украл. С этого момента началась моя спортивная жизнь.
Ну а позже несколько человек из нас поступили в «СУ» №6, училище, которое располагалось около поселка Приволжский г. Кстово, рядом с кинотеатром «Строитель». Но это уже совсем другая история…
Свидетельство о публикации №123021707209