Конкурс на досуге - 138. Задание!

 Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

 Практика прошлого конкурса показала, что продолжая тему немного в другом, и даже в противоположном ракурсе, можно развить мысль очень удачно, возможно, потому что над темой уже достаточно удалось поработать. А ведь, казалось, что всё уже сказано! О, глубоки воды, где скрываются подводные камни наших поэтических изысков! Но есть и ещё другой важный аспект. Это текст победителя, который оставляет яркое впечатление. "Истины ожёг" в прошлый раз прошёлся по разделению внешней и внутренней красоты человека, которые в итоге объединила любовь. А если остановится подробнее на первом? Большинство наших участниц женщины, и кому, если не им, знать какую роль играет привлекательная внешность, как бы там ни говорили об этом мужчины. А ведь именно они так порой любят обманываться, особенно в молодости! Да и не только в молодости... Так что, остановимся на этом? Тогда продолжим...

   Итак объявляется тема 138 конкурса На досуге:
               
                Nimium ne crede colori

                НЕ СЛИШКОМ ДОВЕРЯЙСЯ ВНЕШНЕМУ ВИДУ
               ___________________________________
               
   Автор  высказывания  Публий Вергилий Марон (70 до н. э. — 19 до н. э.,) — Легендарный римский поэт. Автор трёх великих поэм: «Буколика», «Георгика» и эпической поэмы «Энеида» об истоках римской истории, задуманной как латинский «ответ Гомеру».
 
  Приведём источник, откуда взято это выражение, став крылатым:

  O formose puer, nimium ne crede colori;

   В переводе выражение означает: "Ой! Красивый мальчик, не слишком верь в (свой) цвет лица". (Возможно, «красота увядает».)- Эклоги (II.17)

   Как видим, здесь вовсе речь не идёт о женской обманчивой привлекательности, а тема разворачивается совсем в другом направлении, наводя на мысль о бренности человеческой жизни, где тщетно всё, включая красоту, на которую часто полагаются. Кто занимался переводами Сонетов Шекспира узнаёт знакомый ракурс. Он уловим уже во втором сонете В.Шекспира в переводе С. Маршака :

Когда твое чело избороздят
Глубокими следами сорок зим,
Кто будет помнить царственный наряд,
Гнушаясь жалким рубищем твоим?

И на вопрос: "Где прячутся сейчас
Остатки красоты веселых лет?" -
Что скажешь ты? На дне угасших глаз?
Но злой насмешкой будет твой ответ.

Достойней прозвучали бы слова:
"Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива,
В них оправданье старости моей".

Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике твоем пылает вновь!
***
 
  Но возможен и другой ракурс понимания этого выражения. Часто крылатую фразу Вергилия сравнивают с высказыванием Ювенала:     Frontis nulla fides

    "Во внешности нет ничего, что заслуживало бы доверия", "наружности никакого доверия", т. е. наружность обманчива.

     Ювенал, "Сатиры", II, 8-10:
Fr;ntis n;lla fid;s; quis en;m non v;cus ab;ndat
Tr;stibus ;bscen;s? Cast;gas t;rpia, c;m sis
;nter S;cratics not;ssima f;ssa cin;edos.

Лицам доверия нет, - все наши улицы полны
Хмурых распутников; ты обличаешь позорное дело,
Сам же похабнее всех безобразников школы Сократа.
                (Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

     И этому вторит хорошо известная нам русская поговорка:

             Не всё то золото, что блестит.

  Получается, даже когда чисто внешне всё прекрасно, этому доверять нельзя, или иными словами - этого недостаточно. А кто предупреждён, тот вооружен. Но это уже другая история...

  Но обратим внимание, когда не стоит доверять внешности другого человека, тогда речь идёт о двуличии. Человек кажется на первый взгляд одним, а выходит, он является совсем другим. И кажется, об этом уже сочиняли...

   Шарль Бодлер — Прекрасная ложь:

Когда, небрежная, выходишь ты под звуки
Мелодий, бьющихся о низкий потолок,
И вся ты – музыка, и взор твой, полный скуки,
Глядит куда-то вдаль, рассеян и глубок,

Когда на бледном лбу горят лучом румяным
Вечерних люстр огни, как солнечный рассвет,
И ты, наполнив зал волнующим дурманом,
Влечешь глаза мои, как может влечь портрет,

Я говорю себе: «Она еще прекрасна,
И странно – так свежа, хоть персик сердца смят,
Хоть башней царственной над ней воздвиглось
властно
Все то, что прожито, чем путь любви богат».

Так что ж ты: спелый плод, налитый пьяным соком,
Иль урна, ждущая над гробом чьих-то слез,
Иль аромат цветка в оазисе далеком,
Подушка томная, корзина поздних роз?

Я знаю, есть глаза, где всей печалью мира
Мерцает влажный мрак, но нет загадок в них.
Шкатулки без кудрей, ларцы без сувенира,
В них та же пустота, что в Небесах пустых.

А может быть, и ты – всего лишь заблужденье
Ума, бегущего от Истины в Мечту?
Ты суетна? глупа? ты маска? ты виденье?
Пусть, я люблю в тебе и славлю Красоту.
*

     Андрей Дементьев — Я ненавижу в людях ложь:

Я ненавижу в людях ложь.
Она у всех бывает разной,
Весьма искусной или праздной
И неожиданной — как нож.
Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно.
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь.
И очень я душой страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят
Так, что сперва не разберешь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага.
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек — как дождь весенний,
А как он чист, апрельский дождь…
*

   Николай Заболоцкий "Некрасивая девочка":

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
                1955 г.

  Последнее из приведённых стихотворений раскрывает тему в точности наоборот. Оно хорошо знакомо, особенно его заключительные строки, которые имеют такую силу слова, что врезаются в память, вскрывая суть разделения внутренней и внешней, видимой, красоты. Вот мы замкнули круг начатый в начале этой статьи. Удастся ли вам разорвать его вырвавшись на свободу предубеждений и страхов, чтобы снова согласиться с Чеховым в том, что в человеке всё должно быть прекрасно? Вдохните новое дыхание в эту глубину, чтобы получить ответную волну вдохновения! И тогда всё получится.
______________

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения...
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация: художник Валерий Кот (Valery Kot)

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   19.02.2023 01:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.