Зимний Петербург
Под колыбельную розы ветров.
Синим туманным мятущимся духом
Веешь с балтийских морских берегов.
Бьются о дамбу продрогшие воды
С крошевом пенных изломанных льдов.
Неба свинцовые хмурые своды
Давят на злато святых куполов.
Здесь ты, с погодой в неистовом споре,
Шпилями небо стремишься проткнуть.
Тянешься к северной хрупкой Авроре*,
Чтоб алой влаги украдкой глотнуть.
Что для тебя зимней стужи блокада,
Тучи и льдины, снега и ветра?
Бьётся в тебе жаркий пульс Ленинграда -
В каждой прожилке творенья Петра!
--
*- римская богиня утренней зари.
Свидетельство о публикации №123021607222
Заслуга Александрова - стремление расширить сферу использования ядерных источников энергии: атомные станции теплоснабжения, ядерные энергоустановки для химической и металлургической промышленности, создание новых материалов, ядерная медицина, работа в космическом пространстве. На протяжении трех десятилетий оставался научным руководителем самых важных научно-технических программ.
Северный морской путь — короткий и доступный ко всей арктической береговой линии, обычные ледоколы имели запас топлива лишь на месяц, занимая треть груза ледокола, что сильно сокращало его полезные объемы.
АТОМНЫЙ ледокол находится в море более года, тратит 45 граммов ядерного топлива в день - правильное решение, строить мощный ледокол с атомным реактором.
Идея принадлежала академику Игорю Курчатову, которую он высказал еще в 1952 году коллеге Анатолию Александрову. После решения правительства главным конструктором был назначен Василий Неганов, а атомную установку проектировал коллектив под руководством Игоря Африкантова. Общее научное руководство осуществлял А.П. Александров.
"Заложили корабль 27 июля 1956 года. Проект разрабатывали асы своего дела, НЕ возникло трудностей ни с конструкцией самого корабля, ни с созданием атомной энергоустановки.
Определяли все на деревянных макетах. Если не разлеталось в щепки – можно использовать. Таким же путем потом установили руль. Штука была уникальная, а конструкция кормовой части необычайно сложная, в том числе и для защиты руля ото льдов. Чтобы не рисковать ни тем, ни другим вначале тоже установили деревянный руль. И как только убедились, что все подходит идеально, насадили основной.
Но надеялись не только на атомную силовую установку, хотя она в два раза была мощнее самого сильного на тот момент обычного американского ледокола «Глетчер» и составляла 44 тысячи лошадиных сил. Чтобы избежать ледяного плена была создана система балластов по бортам. Перекачивая его с цистерны по одному борту на другой, добивались РАСКАЧИВАНИЯ СУДНА, и оно КРОШИЛО облепивший его ЛЁД.
...При вводе субмарины "Ленинский комсомол" в состав Северного флота, согласно традициям, в торжественной обстановке был снят советский флаг и поднят стяг ВМФ.
Научный руководитель проекта Александров, приняв от директора завода Евгения Егорова снятое полотнище, поцеловал серп и молот, сказал:
"Это для меня самый дорогой подарок в жизни. Когда буду умирать, накажу семье, чтобы этот флаг положили мне в гроб".(Просьба была исполнена).
БЛАГОдарю за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА, изящество строк лирико - философского звучания, уважаемый ВАЛЕРИЙ,ставших лейтмотивом в материале, посвящённом 120- летию со дня Рождения Анатолия Петровича АЛЕКСАНДРОВА физика, академика АН СССР, доктора физико-математических наук, педагога, профессора. Трижды Героя Социалистического Труда. Президента Академии наук СССР.
ОТЦА отечественного атомного флота, военного и гражданского.
Искренне с признательностью и теплом сотворческой души.
Надежда Зернова 20.02.2023 04:14 Заявить о нарушении
за соЗВУЧИЕ и соТВОРЧЕСТВО!!
С искренней благодарностью и теплом души!
Валерий Старостин 21.02.2023 23:05 Заявить о нарушении