Заброшенный сад

Ночью в моём саду
Порывы холодного ветра гнут
Засохшее старое дерево;
Стынут в нём скудные соки.
Одиночество, отрешённость, страх
И острое чувство покинутости
День ото дня подтачивают его основание,
Словно хищная гусеница, коварная и беспощадная.

В изломанных сучьях дерева
Пауки кропотливо тянут хлипкие свои нити,
Сочиняя ночные шатры из бледного серебра.
В оголённом и нищем скелете кроны
Гнездом плотоядной птицы таится гибель.

В чёрной земле под ним — чёрные дыры нор,
Жилища больших шевелящихся насекомых;
И норы ведут ещё дальше вглубь:
Там красный дворец и Сатана в аду.

В небе над садом —
Зловещий рассеянный рой скарлатинных звёзд;
Тусклым свечением тлеют их алые ореолы.

16 февраля, 2023 год.


Рецензии
Вот это мне с самого начала напомнило ночную дачу, когда там никого больше нет. С окнами на зловещие леса прям на участке, которые подо мной; на безнадёжный лес вдали через улицу и на чёрное небо, где ощущается превосходство несметной армии звёзд. И это всё из одного окна.
Из-за этой половины от пано-рама (забыла, как на греко-латыни будет полу-) уже не возможно думать, что "я" находится просто в комнате или на даче. И это многогранное ночное пространство реально вводит в отчаяние и нечто вроде страха. Зошто тука е тоа? Именно это стихотворчестве напомнило эти ощущения.

Я бы подумала, что сад — мыслей (некогда пару лет назад приходило мне в голову такое выражение), но если заброшенный, наверно что-то другое. Возможно что-то наполовину соответствующее моей расшифровке?

Зигфрида Шмайссерманн   21.02.2023 01:07     Заявить о нарушении
Да, вы верно догадались. Это стихотворение изначально задумано как аллегория мироощущения и общего внутреннего состояния. Пейзажную лирику, равно как и все вообще стихотворения о конкретных вещах и событиях лично для себя я чувствую только в таком аспекте — в качестве аллегории, переложения, перенесения смутных, туманных, неочерченных картин внутреннего видения на твёрдую почву эмпирической реальности. (Я думаю, стихотворения Георга Тракля, коими я восхищаюсь и вдохновляюсь, тоже были задуманы подобным образом.)

Описывать же пейзажи леса, поля или сада напрямую, пытаясь вложить в стихотворение только лишь восхищение их красотами, мне кажется весьма скучным — разве только на этой почве есть возможность потренироваться или посостязаться в изяществе формы (хотя во всей европейской поэзии по данной части было написано огромное количество разнообразных, великолепных и даже непревзойдённых произведений). Возникла потребность обыграть пейзажные стихотворения как-нибудь по-другому, добавить им многослойности вместо того, чтобы просто отринуть эту тему как банальную или устаревшую. Так я пришёл к замыслу проекции — хотя это тоже уже давно совершенно не является новшеством, и, более того, в этом плане сделаны гораздо более интересные вещи, настоящие прорывы (например, метареализм в русской поэзии, и особенно, как мне кажется — Александр Ерёменко).

Такое переложение оказывается весьма удобным инструментом в деле описания и выражения, потому что изобразить внутреннюю жизнь напрямую крайне сложно, а порой и вообще невозможно — по итогу обнаружится, что слова весьма темны, а в произведении уже просто не осталось никакой поэзии, — поэтому в стихотворном концепте я иногда предпочитаю переносить, проецировать состояние своего ума на образы внешней действительности: например, бытовой и творческой жизни (город, кухня, художественная мастерская) или природы, что удобнее всего, так как природный мир чрезвычайно многообразен и при этом абсолютно гармоничен — в нём есть место всему, и каждый элемент размещён на своей выверенной позиции; таким образом, природа отлично подходит в качестве зеркала, рассматривая себя в котором, можно написать своего рода поэтический автопортрет, аллегорию самого себя.

С образом сада ещё интереснее, потому что сад — это уже не первозданная и дикая природа, а во многом творение именнно человеческих рук, своего рода артефакт, приручённая природа, усвоенная культурой и ставшая её элементом, и этим сад отличается от леса — если в лесу всё изначально предстаёт естественно устроенным, гармоничным и абсолютно цельным, то сад нуждается в непрестанном поддержании гармоничной диспозиции объектов внутри себя, чтобы оставаться садом и соответствовать, таким образом, человеческому замыслу — в ином же случае он просто зарастает или увядает.

В стихотворении действительно описан сад мыслей, но сад этот, по причине заброшенности своей, утрачивает изначальное состояние и обретает некоторые черты, которые ему, как саду именно, не свойственны: в отдельных своих частях он высыхает или зарастает, в нём появляются разного рода животные и потусторонние сущности; из прекрасного творения рук человеческих он обращается в зловещее, пугающее место. В этом переходе состоит мотив распада, раскола, внутреннего разлома; есть здесь и апокалиптическая тенденция — приходит в упадок рукотворный мир цивилизации, разрушаются обжитые и уютные пространства (как у Ницше: "Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом").

Таков был замысел данного стихотворения.

Владимир Лодейников   22.02.2023 03:51   Заявить о нарушении
"перенесения смутных, туманных, неочерченных картин внутреннего видения на твёрдую почву эмпирической реальности. (Я думаю, стихотворения Георга Тракля, "

Так это же и есть абсолютная метафора как раз)

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:12   Заявить о нарушении
По описание пейзажа банальное согласна. Я вообще не люблю со школы пейзажную лирику, где кроме описания природы ничего нет.
Я в январе как-то потроллила её.

Под зимний вечер листья падают на травы,
И солнца глаз прикрыло веко ночи —
Закат. Ночные бабочки летят оравой,
Чтоб биться о засвеченные дома очи.

Так воздух пахнет — свежесть сновидений,
И капли золотом мерцают с фонарей,
Играют в барабаны громы у растений,
И пролетает мимо древа канарейка.

День гаснет и пейзаж почти остыл,
На стенах светит живопись Христа,
Мальчишка с голой жопой сквозь кусты
Бежит во поле под сирень дристать.

Уж засыпают листья на морозе,
Дома вечерние, блять, крысами кишат.
Ебутся кошки, хоть смердит навозом,
И слышен отзвук баб, піздящих алкаша.

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:15   Заявить о нарушении
Этим я часто й занимаюсь

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:17   Заявить о нарушении
Сорняки там частенько выпалывать надо ещё. ¿Поговорим о садоводстве?)

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:18   Заявить о нарушении
С последнего абзаца я сразу вспомнила как на той же дачи испугалась взгляда кошки, которая вошла на участок. Спряталась за дверь с террасы и через окно смотрела, когда ж она уйдёт (там больше никого не было). Потом мне сказали, что проекция внутренних проблем. Типа это "мифическое существо" тут вообще ни при чём.

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:23   Заявить о нарушении
Жаль, что я не все книги Ницше читала.

А вам, вроде, не интересны его идеи

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:24   Заявить о нарушении
Я, кстати, проецирую специально не только на природу, ещё на космос, это нечто крупное и экспрессивное. Чтоб описать себя мне недостаточно ни своего мира, ни города, мне для этого нужен весь млечный путь. Я для меня мало)

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:29   Заявить о нарушении
"вместо того, чтобы просто отринуть эту тему как банальную или устаревшую".
Вот в этом тоже согласна. Хотя когда-то допрежь, как я уже говорила, я думала что эта тема засекогаш ересь.
В рейтинге нам были б явно не рады))
Сейчас по интернету, особенно на стихире, в говностраницах кишат как в гнилом мяче опарыши, посвящения, стихи про родственников и прочая дичь, я недавно собралась из этой попсовой елыманщины придумать что-то на оригинальный лад

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 04:42   Заявить о нарушении
Это стихотворение, которое вы здесь привели ("Под зимний вечер листья падают на травы...") — абсолютно гениальная вещь; от последнего четверостишия я вообще в лютом восторге — особенно от того, с какой точностью и изяществом в заключительной строке использовано слово "отзвук". Превосходно.

Мне у Ницше очень нравятся только некоторые книги: "Рождение трагедии из духа музыки", "Весёлая наука", "Человеческое, слишком человеческое" и "Ecce Homo". Это поистине превосходные вещи, а "Весёлая наука" для меня стоит в пантеоне избранных книг за все времена. Иные же на меня вообще не произвели никакого впечатления. А ещё у Ницше очень яркая, мощная, оригинальная и непревзойдённо остроумная поэзия. Во многом я именно так его и воспринимаю — в качестве талантливого поэта, крупного стилиста и новатора литературного языка.

"...в говностраницах кишат как в гнилом мяче опарыши, посвящения, стихи про родственников и прочая дичь..."
Да-да, очень точно сказано. Неизменно несуразные, но порой даже забавные в плане своего гротеска вещи — всё это напоминает фарс или юмореску в духе Зощенко и Хармса. И это тоже можно как-нибудь обыграть в ироническом и сатирическом ключе.

Владимир Лодейников   22.02.2023 14:24   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2023/01/08/33
Это стихотворчестве с моего левого аккаунта

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 15:51   Заявить о нарушении
*это стихотворение

Зигфрида Шмайссерманн   22.02.2023 15:51   Заявить о нарушении
Кстати, после Так говорили Заратустраы и Рождення трагедии из духа музыки (вторую я не дочитал ще), Антихрист — моя любимая книга.

Зигфрида Шмайссерманн   07.03.2023 01:22   Заявить о нарушении