Наличие стыдливости - гарантия совестливости
семьи и тейпа. Смерть семьи - трагедия
для целого народа. Гибель народа –
трагедия для всего человечества.
И. Кодзоев, «Сага о Железном Кулаке».1
На ингушей и чеченцев 23 февраля 1944 года обрушилась Черная Среда их поголовного отлучения от Отечества - депортации в Казахстан и Киргизию. Они, как и другие репрессированные народы - балкарцы, греки, калмыки, карачаевцы, корейцы, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, финны-ингерманландцы, были брошены в глад, хлад и пекло депортации - на грань выживания с угрозой погибели, которая, по мнению Иссы Кодзоева, могла стать «трагедией для всего человечества». Тоталитарное государство - любимое детище диктаторов В. Ленина и Сталина – Иосифа Кровавого, выступило в роли отъявленного Душегуба, Грабителя и Истязателя народов-арестантов.
Благодаря разнузданно злобствующей пропаганде Советского Союза - Душителя истины, справедливости и свободы, народы - узники сталинизма, были представлены в общественном сознании предателями. Они по гнусному утверждению государственной пропаганды все поголовно сотрудничали с фашистскими оккупантами. И поэтому были народы, для которых страшное бедствие, горесть и напасть, обрушившаяся на народы – узники сталинизма, стала великой радостью - праздником их Черных душ. Одним из таких народов были осетины.
В частности, как поведал Исса Кодзоев в книге «Сага о Железном Кулаке», когда 23 февраля 1944 г. депортируемых ингушей свозили в г. Орджоникидзе (инг. Буро) для отправления поездом в места депортации, «на всех его перекрестках шло гулянье. На тротуарах (были) накрытые столы, танцы, песни. Какой-то полный мужчина запевает... куплет, а все собравшиеся поют припев: "Ой, варайда, ой!" Крутится старушка с метлой на длинной палке, метет вслед машинам с переселенцами».
Кто-то из ингушей в машине сказал: «Они радуются. У них праздник. А метла... это, чтобы наш след исчез на этой земле». Далее автор излагает идею о совестливости, которая должна, по его мнению, так опалить душу народа, чтобы в ней, в конце концов, проснулась совесть, милосердие и сострадание: «Об этом неприятно писать, но писать надо ради самой правды. Иначе откуда потомки тех, кто гулял в День нашего траура, узнают об этом. Такое узнавание у совестливого поколения опаляет душу, словно их лизнуло жаркое пламя. Это лечит».2
Весьма трудно согласиться с таким видением проблемы совестливости, которое изложил мой друг и соратник Исса Кодзоев. Факты свидетельствуют об обратном. Через тринадцать лет после депортации, когда ингуши начали возвращаться на Родину, из Южной Осетии без официального указания и без какого-либо принуждения властей СССР и Грузии в Пригородный р-он в 1956 - 1959 гг. хлынула орда из 22 тысяч кударцев, чтобы занять ингушские села и дома, пустовавшие с 1944 г. При этом власть имущие Северной Осетии, идеологи и якобы-ученые заливали в сознание осетинского народа идеологические помои о насильственности переселения осетин в ингушские села и дома.3
Во-вторых, потомки тех, кто в 1944 г. обратил депортацию ингушского народа в праздник Черных Душ, в 1992 году участвовали в этнической расправе над ингушами в г. Владикавказе и Пригородном р-не. Их совестливость, впавшая в самодеятельную, т.е. добровольную кому в 1944 г., до сих пор пребывает в ней с неизвестной дата выхода из нее. Она ведома одному лишь Господу.
Почему ж Исса, зная эти постыдные общеизвестные факты, все-таки высказывает надежду на пробуждение совестливости у тех, у кого она в коме уже 81 год? Потому что человек сам ни за что, никогда не способный на подлость, не может до конца поверить в то, что другой человек, а тем более целый народ способен на подобное извращено разнузданное паскудство, которое было проявлено по отношению к ингушскому народу в 1944 г., и массово повторено в 1956 - 1959 гг., в 1992 г. и в последующие годы – до сей поры.
Именно о данной человеческой особенности свидетельствует сам творец слов и образов в рассуждении, следующем у него после слов о совестливости: «А я вот думаю, что было бы, если выселяли осетин, а ингуши оставались?.. Радовались бы мы точно так, как радовались осетины 23 февраля 1944 г.? ВоллахIи (клянусь) нет!.. Среди всего нашего народа навряд ли нашлось хотя (бы) несколько человек, способных радоваться чужому невыносимому горю. И если б даже такой человек нашелся, то не посмел громко позлорадствовать - его бы одернули. Что поделаешь: мы - так устроены, они - по-другому».
Совестливость у народов имеет разные проявления, и она наличествует или полностью отсутствует. Например, таты - горские евреи, не покусились на собственность чеченских переселенцев; также грузины не опозорили своей чести и достоинства и при возвращении ингушей в 1956 - 1957 гг. на Родину без указания сверху и принуждения, а по зову сердца и благородству своих душ, освободили все ингушские села и дома.
В то же самое время немецкий народ в 1945 и последующие годы не сам и вовсе не добровольно проявил совестливость и покаяние, а был принужден к нему мощными силами извне, одержавшими победу над Наци-Германией. Значит, если какой-то народ не способен на самостоятельное пробуждение совестливости, стыдливости и готовности к деятельному покаянию, то неизбежно, рано или поздно к его горлу будет приставлен Меч Господнего принуждения.
Когда, как и в какой именно форме произойдет принуждение в приложении к случаю, описанному выше, ведомо лишь Господу. Вместе с тем, можно предположить, что все-таки есть еще время для самостоятельного вывода совести народа из комы и избавления его от окаменелости сердца - родной сестры бессовестности, о которой мудрец Конфуций писал так: «Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие».
Хамзат Фаргиев
14 февраля 2023, в ред.
от 22 февраля 2025
Примечания
1. Исса Кодзоев. «Сага о Железном Кулаке». Нальчик, 2020, стр. 33.
2. Там же, стр. 21.
3. Бредни власть имущих, идеологов и якобы-ученых Северной и Южной Осетии о насильственном переселения осетин в ингушские села и дома опровергнуты мной в след. статьях:
а) «Дух охмуряем - народ в быдло обращаем» -
http://proza.ru/2017/02/06/1399
б) «Живя во лжи и сея ложь» - http://proza.ru/2017/02/22/1314
в) «Сладок харч Мамоны - горек хлеб истины». -
http://proza.ru/2017/03/24/1056
г) «Ингуш иль осетин благороден иль коварен». -
https://proza.ru/2019/10/17/59
Свидетельство о публикации №123021405147