Как выковывается настоящая Святость?
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Иерей Рустик Лужинский
Проповедь на Литургии в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня в этот Субботний день за Божественной Литургией мы с вами вспоминаем двух удивительных Святых: Священномученика Вениамина Петроградского, который жил в XX веке, и Праведник Евдоким, который жил в IX веке. Давайте с вами проанализируем житие этих Святых, чтобы для себя получить какую-либо духовную пользу.
Святой Праведный Евдоким жил в IX веке и был благочестивым отроком, потом юношей, а потом мужем. За благочестие его ставят правителем над целой областью, и он управляет мирно и благочестно, является праведным судьёй для самых бедных и обездоленных. Он умирает в 33 года, как и Господь наш Иисус Христос. Его мама, спустя 18 месяцев приезжает в то место (а они уехали с отцом после смерти сына) из Константинополя, хочет открыть гроб и посмотреть на своего сына. И когда она открывает, то видит, что за эти 18 месяцев тело его не истлело, а осталось как прежде и благоухает. Во время этих 18 месяцев происходило множество чудес, где люди начинают почитать Святого Евдокима Праведным и Святым, и его мощи приносят множество исцелений.
Священномученик Вениамин Петроградский жил в ХХ веке. Он с детства также был благочестивым. И он, читая Жития Святых и читая Житие Святого Праведного Евдокима, конечно же он хотел подражать подвигам древних Святых. Когда он читал Жития Мучеников, то он просил Бога и говорил: «Господи, почему же я живу в такое время, когда нет мучений за Христа? Сейчас в мирное время я имею такую любовь к Тебе, Господи, что хочу пострадать за тебя и пролить свою кровь». И вот его желание исполнилось: спустя много лет, когда Святитель Вениамин Петроградский становится Митрополитом в Петрограде и его лишают жизни за Христа. Что удивительно, Священномученик Вениамин Петроградский был один из немногих Архиереев, которых выбрал народ. Он был обычным священником, но люди, видя его благочестие, видя его ревность ко Господу, выбирают его в Архиереи, и Священноначальник видит в нём настоящего Пастыря. И, когда он служил в Петрограде Епископом, то, как обычный священник обходил самые дальние уголки Петрограда, где он помогал людям. Простые обездоленные люди, нищие знали его как обычного священника и даже не подозревали, что он Архиерей. И даже те, кто его знали, всё равно называли его по простоте душевной: «Наш любимый батюшка».
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами вспомнили кратко два Жития Святых из девятого века и века двадцатого. Какую же пользу мы можем вынести из этих двух жизнеописаний? Оба этих Святых с детства сохраняли своё благочестие и хотели послужить Богу. Что же сделал Господь? Сейчас два этих Святых находятся рядом в одном дне, прославляемом Господом, и они находятся на одной ступени. Они стоят перед Господом и ничем друг от друга не отличаются, хотя имеют различия. Перед Господом – они оба Угодники Божии: один из них потрудился своей праведной жизнью и почил своей смертью, а второй – пострадал за Христа.
Посмотрите, братья и сестры, как достигается Святость. Святость достигается выковыванием в кузнице своей веры, благочестия и любви. На каком бы послушании, на какой бы работе, на каком бы служении мы не находились, это не имеет значение, потому что каждый может достигнуть святости. У нас часто в умах находится неразбериха, и мы думаем, что Святые были какими-то особыми людьми, которые родились обязательно от благочестивых родителей, которые были поставлены Богом в особые условия. Всё это не так. Посмотрите на Жития Святых и вы увидите, что Святые были такими же, они терпели такие же испытания, у них были скорби, искушения, у них также были и соседи, которые их мучали и начальники на работах, у них были мужья и жёны, которые их пилили, и которые, может быть не понимали их. Но Святые остались верные Богу. Неважно какой подвиг они несли, главное, что они несли этот подвиг со всей своей любовью и полной самоотдачей, т.е. решимостью.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский замечает о том, что Святые отличаются от нас лишь одним: Святые решились на подвиг на своём посту у себя на кухне, у себя на поле, у себя в огороде, у себя в коровнике, на руднике или в шахтах, или, находясь на высочайшем посту служения, как это был Священномученик Вениамин, находясь на Архиерейской Кафедре или Святой Праведный Евдоким, управляя целой областью. Всё это не имеет значения перед Господом, потому что, когда мы придём на Страшный Суд и царь, и нищий будут стоять перед Господом наравне.
Для Господа не имеет значения, находишься ли ты перед Ним в царском облачении, в облачении воина, судьи или нищенском, потому что перед Господом всё это нищенское облачение. Поэтому величаться и хвалиться какими-то побрякушками, которые висят на нас или на которых мы ездим, или в которых мы живём – всё это тлен и суета, всё это не даёт нам приблизиться к нашему Творцу.
Только осознание того, что ничего нечистое не ведёт в Царствие Божье, и осознание того, что мы должны вцепиться в ризы Господа и идти к Нему; и быть на своём поприще христианами - только это и поможет нам стать святыми и войти в Его Царство.
Посмотрите на подвиг Святого Праведного Евдокима. Как он любил Творца! Как он упрашивал свою мать, чтобы его похоронили в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Как он любил простоту, как он любил людей!
Посмотрите на Священномученика Вениамина, который будучи отроком не останавливался на том, чтобы быть просто отроком, и просто послушным, он хотел быть настоящим святым, он хотел быть настоящим христианином. Он хотел быть настоящим Мучеником за Христа, исполнителем Евангелия.
Господь исполнил просьбу этих обычных христиан, и стали они Святыми.
Пусть каждый из нас постарается захотеть стать Святым, и тогда Господь обязательно сделает всё для этого. И наша обычная жизнь, и наше обычное пребывание в семьях, где нас не слушают, где нас не понимают, где нас не любят, может быть, в нашей обычной стране России, в нашем посёлке Святые преумножатся. Аминь.
13.08.2022 г.
Свидетельство о публикации №123021308868