Как войти в Царствие Небесное
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Иерей Рустик Лужинский
Как войти в Царствие Небесное, взирая на икону
«Прибавление Ума»?
Воскресная беседа в посёлке Октябрьский в Храме Казанской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии на беседу. Давайте сейчас мы с вами вспомним то, что услышали на Божественной Литургии.
Сегодня Праздник Иконы Божией Матери «Прибавление Ума». Икона была написана в XVII веке неизвестным иконописцем после видения Божией Матери. Если Церковь установила празднование этой иконы, значит Церковь приняла эту икону. Это праздник переходящий.
Что необычного в этом Образе? Этот Образ иконы не типичный, в нём зашифровано много различных глубоких смыслов. На этом Образе мы с вами видим открытые Врата на небо. Через это мы можем понять, что для нас сам Христос и Божия Матерь являются дверьми в Царствие Божие. На самом деле никаких преград в Царствие Божье нет, т.е. дверей не существует, а есть просто узкие, тесные Врата – проход, через который мы должны пролезть, сбросив с себя всё ненужное.
Как, например, в Иерусалиме есть игольные уши. Сегодня мы читали Евангельское Чтение о богатом юноше и о том, как войти в Царствие Божье. Там говорится о том, что Иисус Христос сказал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому пройти в Царствие Божие. Игольные уши – это ворота в Иерусалим. На самом деле, эти ворота очень интересные: когда закрываются все главные ворота в Иерусалиме, то в этот момент остаётся узкий проход, т.е. он никогда не закрывается, там нет дверей. Любой человек, запоздавший ночью, может туда пройти и даже может протиснуться туда на верблюде, если, конечно, верблюд не очень толстый и без поклажи. Этот проход и называется игольными ушами. Также и мы войдём в Царствие Божье без всяких препятствий, если на нас не будет жира греха.
Мы должны хотеть похудеть в духовном мире, чтобы по-другому относиться к мирской жизни, и не известно захотели ли мы потом похудеть еще и телом. Понятно, что нужно поддерживать здоровье. А сейчас люди перестали поститься, а стали заниматься диетами. Т.е., сначала чревоугодие, а потом диеты – вот эти перепады, как качели, которые то опускаются в пропасть, то поднимаются выше неба, а потом падают снова.
Нам надо понимать, что здесь, в этой иконе очень связана символика с Евангельским Чтением о богатом юноше – вход в Царствие Божье. Христос сам говорил: «Я есть дверь». А Божия Матерь – это замок на этой двери, и, на самом деле, этот замок всегда открыт для нас, потому что наша Мама всегда нас любит, заботится и зовёт нас. Иисус и Божия Матерь вышли нам навстречу и стоят перед дверьми, ждут, когда же придёт заблудшее человечество. На самом деле, всё человечество, как один человек, т.е. мы с вами являемся единым целым. Некоторые люди отделяют себя друг от друга и пытаются строить свою жизнь отдельно от других людей. Но мы спастись друг без друга не можем. Например, муж не может спастись без жены, жена не может спастись без мужа; прихожане не могут спастись без священника, а священник – без прихожан. Поэтому мы друг от друга зависим, и мы должны друг другу помогать. Как говорили наши классики, что достаточно наступить и измять цветок, и весь мир изменится к худшему. А достаточно утереть слезу ребёнка, и весь мир воспрянет и возвеселится. Всё зависит от нас.
В иконе «Прибавление ума» мы с вами можем увидеть горный Иерусалим у этих ворот, т.е. каждый из нас стремится в Царствие Божие. В Царствии Божьем всё готово для нашей встречи, но, к сожалению, мы просто не готовы. Почему люди хотят уже в вечность, они устали уже от болезней, а Бог не забирает их в горный Иерусалим? Бог предлагает ещё пожить тут, потому что ты кому-то тут ещё нужен для того, чтобы люди видели твои испытания, им было легче, и чтобы ты привел их ко Христу. Или у человека есть какие-то не исповеданные грехи, которые не пускают его: как верблюдик пойдёт через игольные уши, а у него к одному из горбов привязан крепко рюкзак с сокровищами. Верблюд будет пытаться протиснуться, но рюкзак будет мешать.
Церковь нас вскармливает, т.е. мы все – многодетная семья находимся в утробе Церкви (она нас приняла во время крещения), и мы должны родиться в вечность, протиснуться через узкие тесные врата, как рождается ребёнок. Ребёнок рождается нагим, и мы также придём в Царствие Божье нагими, ничего туда не возьмём, т.е. только то\, что в нас усвоится и войдёт в Царствие Божье.
Когда мы с вами движем рукой, то мы не думаем об этом. Когда человек много-много раз сделал злое дело, то злое дело стало его сущностью. Когда-то дьявол был ангелом, и его демоны тоже были ангелами, и они были утверждены в добре, а потом согрешили и утвердились в зле. Они могли бы ещё покаяться, но они уже не могут не делать зла. Святые Отцы говорят, что, если дьяволу показать, что он может сделать зло, он обязательно зло сделает, даже зная, что его накажут. И также человек: если он много-много раз делает зло, то он просто не сможет войти в Царствие Божье, потому что ничего нечистое в Царствие Божье не войдёт. И поэтому нам важно от страстей избавляться. Если мы с вами, здесь на земле, на исповеди, под Крестом Господнем оставим все грехи и страсти, то наша душа сможет войти в Рай.
Когда нам Бог даёт возможность потренироваться входить в Рай? Во время причастия. Каждая Божественная Литургия – это вход в Рай. Эта икона имеет огромное значение для каждого из нас – это образ того, что происходит с нами на Божественной Литургии. Именно на Божественной Литургии у нас прибавляется ум, именно на Божественной Литургии происходит с нами именно то, что должно произойти с нами в самое последнее мгновение нашей жизни: войдём мы в Рай или нет. Получается Бог нас тренирует и даёт нам возможность каждый воскресный день прийти в Храм и потренироваться: сможем ли мы протиснуться в эти узкие и тесные врата или нет. На исповеди священник помогает и говорит, что вот у тебя здесь сумка привязана со страстями и помогает скинуть этот рюкзачок. Рюкзак с грехами нужно оставлять в Храме. Бывает маленький, но очень тяжёлый грех, что этот рюкзак не поднимешь. Есть такие вещи тяжёлые, что мы поднять не сможем. В нашей жизни есть такие вещи, которые мы должны отдавать Богу, т.е. не думать сможем мы это сделать или не сможем, надо просто причаститься и идти не думая. Господь сказал: «Когда вас будут вести на судилище не думайте, что говорить. Но Дух Святой будет говорить за вас». Суть такова, что мы просто должны доверяться Богу. Если Бог даёт нам возможность быть с Ним, то главное от Него не отлучаться, доверять Ему. Если мы чувствуем силу Божественную, то её главное сберечь и не просить ничего лишнего себе.
Братья и сестры, я вам советую посмотреть семь фильмов, снятых отцом Киприаном про Паисия Святогорца. Вот эти замечательные фильмы – это настоящее утешение. Там даже фильм начинается словами: «Для тех, кто нуждается в духовном утешении». Этот фильм нужно смотреть с Иисусовой молитвой, взять чётки или просто загибать пальчики. Так вы получите ответы на многие вопросы, там Паисий Святогорец по-настоящему проникает в сердца людей.
Паисий Святогорец однажды молился в своей маленькой келье в маленьком Храме. С ним произошёл случай. Он молился всю ночь и решил утром послужить ещё одну службу. Он говорит: «Что-то я по времени долго стоял – всю ночь. У меня в комнатке есть большой пояс, чтобы дрова таскать. Дай-ка я одену этот пояс, чтобы постоять подольше». И, как только он шагнул шаг, он упал и лежал несколько часов, не мог встать. То есть он упал на ровном месте, не мог двигаться, потому что его оставили Благодать и силы. Представьте себе, он всю ночь стоял на молитве и не чувствовал усталости, но как только он захотел применить человеческие силы к себе, в этот момент он упал, и Господь его так смерил и дал возможность ему уповать на Благодать Господа нашего Иисуса Христа.
В иконе «Прибавление ума» есть очень большой смысл, что мы с вами боимся протиснуться в эти узкие врата, пройти мытарства, у всех нас есть страх. Если даже у Божия Матерь страшилась проходить сквозь бесовские мытарства, Она не хотела видеть эти страшные рожи падших ангелов. Она попросила Христа прийти за ней. На иконе мы видим, как Христос держит спелёную душу Божией Матери, как младенца. Мы с вами можем сказать, что Господь с Божией Матерью ждут у наших узких Врат. И, если мы с вами боимся, то это хорошо.
Есть люди, которые говорят: «Я ничего не боюсь. Я не боюсь смерти». Это ложь. Если бы такой человек увидел страшные рожи падших ангелов, он бы ужаснулся. Вот этот смрад, который исходит оттуда, он просто ужасен.
В рассказах Святых есть такой случай. В монастыре жил один монах, и он молился за своего родственника, который недавно умер. Он понял, что этот человек попал в ад, потому что у него жизнь была такая нехристианская. Монаху было откровение с неба, Ангел сказал, что ты молись, но понимай, что вызволить из ада мы его не можем, потому что он погряз в своих грехах. Но мы всё равно ждём молитв, чтобы ему хоть какое-то было облегчение. Этот подвижник спросил: «А можно увидеть моего родственника хотя бы на одну секунду, на одно мгновение?» Ему Ангел отвечал: «Может не надо, не стоит? Убери это желание, не молись Богу об этом, ты пожалеешь». Но он просил: «Я хочу увидеть своего родственника». И, представьте себе, Бог исполнил его желание. На одно мгновение, вот этот родственник предстал из ада, а потом исчез. И вместе с ним ворвалось такое зловоние в монастырь, что этот монах убежал из кельи, убежали все монахи из монастыря, и целый год никто не мог войти в монастырь.
Что происходит в аду очень интересно описал К. Льюис. У него есть такое произведение «Расторжение брака»: люди находятся в аду, и кто хочет попасть в Рай, они все собираются на остановку. В Рай ходит рейсовый автобус. За рулём этого автобуса Ангел, и этот автобус не просто едет, он летит, взлетает на небо. Советую вам, братья и сестры, прочитать эту книгу.
Очень важно нам, братья и сестры, доверять Богу. И в этой иконе как раз передаётся, что именно Божия Матерь ждёт нас у самых ворот – это очень важно. Как к блудному сыну вышел Отец, также и Божия Матерь ждёт нас у дверей.
Свидетельство о публикации №123021308746