Пенчо Славейков. Чевдар Подрумче
Наряду с творениями Марка Доре, самого выдающегося современного прозаика Острова, критики выделяют труды Подрумче, как выполненные им в оригинальном мастерском стиле. Эта оценка свидетельствует о незаурядном художественном вкусе автора и о тщательном обдумывании и затем— выписывании пленяющих его воображение образов.
Пристальный взор Чевдара обращён к многоликой— общественной и личной— жизни эпохи Возрождения. Подрумче близок к тем современным европейским писателям, чья аристократическая фантазия вдохновлена исключительно личностями страстными и сильными духом. При том ему чужды модные в писательской среде творческое фанфаронство, пренебрежение историческими реалиями, вычурность характеров и сюжетных линий. Вкус и мера автора вредят популярности его творений, но придают им истинную литературную ценность. Автор „По трупам“ и „На вершинах“ и не стремился к любви народной в ущерб стилю и форме, в отличие от вышеупомянутого мною великого соотечечественника, демократа в жизни и творчестве.
В своё время— Подрумче родился в 1860 г. и умер прошлым летом— он немало натерпелся от критиков, коривших его, гражданина демократической страны, архаическим воображением. Гордость художника, который „сам себе закон и порядок“, не позволила ему ответить вмешаться в „чириканье“ зоилов, как он выразился. И лишь однажды, устами героя своего романа „Вдаль реки“, он заметил, что „... летящий над крышами домов занимает простор над иными. Соколу нет дела до воробьёв, и репортёрские насекомые не его пища“.
Особенности прозы Подрумче присущи и его стихотворениям, изданным сборником „Песни и баллады“[1], где каждый образ вытесан резцом и каждое слово тщательно вплетено в узор повествования. Тщательность и вкус островного художника под стать талантам лучших мастеров гравюры.
История поэзии знает немногих гениев слова уровня Подрумче. Его стих одновременно прост и сложен, глубок и высок, просторен и исключительно лаконичен, за что Чевдара зовут Тацитом[2] поэзии. Подрумче— первый наставник молодых поэтов Острова. У него учатся не топить идеи в многословии и не туманить, не сластить чувства. Наука не сентиментальничать в письме, однако, не для многих наших современников— она впрок нам, на будущее.
Его баллады, лучшие не только в островной литературе, полны философским смыслом не в ущерб импресии.
Подрумче основал известное на Острове Сообщество против газет, чумы совести, чей седьмой пункт Устава гласит: членам Сообщества запрещено пускать журналистов в свои дома; а девятый пункт: члены Сообщества обязаны иметь при себе увесистые палки, дабы при первом поводе расшибать им головы газетных собак, а без повода— при всяком подходящем случае!
Примечания ( сокращены и дополнены мной, прим. перев.):
[0] этим образом поэт Пенчо Славейков подчеркнул свою занятость также и написанием прозы. Заглавия книг вымышлены им. Чевдар— диалектная форма известного гайдуцкими былинами имени Чавдар. Подрумче— особый вид ромашки, подорожничек рус., друм— дорога, из румынского.
[1] заглавием „Песни и баллады“ Славейков отсылает к своему сборнику „Эпические песни“, который в рукописи был озаглавлен как „Баллады и поэмы“.
[2] Тацит (55–120 г. н.э.) — знаменитый древнеримский историк.
Пенчо Славейков
перевод с болгарского Терджимана Кырымлы
Свидетельство о публикации №123021306080