Ледовый переход
- Привет, не ожидал вас здесь увидеть. – Командор удивлённо глядит на меня, узнаёт:
- Сева, и мы не ожидали. Гена в вашем районе получил квартиру, я был у него в гостях на новоселье. И ещё, он согласился принять участие в ледовом переходе по Байкалу по маршруту ст. Переезд – Байкал – Слюдянка в следующее воскресенье. Хорошо, что тебя встретили, приглашаю и тебя, этим переходом мы закрываем этот сезон. Что скажешь? Кстати, соберётся весь прежний состав, за исключением тебя и Володи. Он как ты знаешь выпал из команды в связи с переездом в Омск, а твоего телефона на новой работе у меня нет. А может ты решил отколоться от нашей команды?
- Да нет, конечно, просто в этом году мы с компанией на новой работе уже трижды прошли по маршруту ст. Переезд – Байкал – Тёмная падь. Все в поход берут своих детей, мой сын Стёпа самый младший ему девять лет, а самому старшему четырнадцать лет. Следующее воскресенье у нас свободное, а вот через неделю мы также собирались завершить сезон, но по маршруту ст. Переезд – Байкал – Тёмная Падь. Конечно, можно изменить планы, и пойти с вашей компанией, вернее с нашей старой командой. Но меня беспокоит, что маршрут на Слюдянку намного длиннее, выдержит ли Стёпа? – Борис улыбнулся:
- Сева, уверяю, опасения твои напрасны, нас ведь кроме тебя с сыном будет трое мужчин и две женщины. У всех подготовка на уровне, ты же знаешь. Кроме того, еды никакой тебе брать не надо, этот вопрос закрывает Слава военной тушёнкой, сухими пайками, сгущёнкой, короче всем. Тебе с собой будет нужно взять только термос чая и бутерброды на перекус, ну это ты знаешь, как всегда. Если твой Стёпа устанет, мы поможем, прогноз погоды на следующее воскресенье хороший, соглашайся.
- Командор, у тебя талант убеждения, твоё предложение принимается. Говори в каком вагоне будет сбор. – Он хлопает меня по плечу:
- Другого я и не ожидал, а сбор команды, как всегда, во втором вагоне от головы электрички. – Мы прощаемся, так как подходит автобус, и Командор с Геной уезжают. Я же перехожу дорогу, иду на свою остановку, мне ехать в другую сторону. Однако настала пора рассказать подробно о лыжном походе выходного дня (ПВД).
Первый маршрут: ст. Переезд – Байкал – ст. Тёмная падь. Всего 26 км.
Первой утренней электричкой от станции Иркутск пассажирский едем до ст. Переезд, это два часа с небольшим.
От ст. Переезд – до льда Байкала спускается хорошая извилистая лыжня длиной около 15 км. Лыжня проходит вдоль речки Большая Крутая Губа до самого льда Байкала и заканчивается в районе остановки 141-й км кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Этот участок пути всё время катим под горку до самого Байкала. На берегу делаем привал, выходим на берег Байкала, надалбливаем льда для супа и чая, разжигаем костёр и готовим обед. Пока готовится горячий обед осматриваем близлежащий мост и тоннель. Обедаем.
После обеда идём вдоль берега Байкала по льду. Лёд покрыт снегом, имеется лыжня. Этот горизонтальный отрезок пути протяжённостью 8 км заканчивается в районе ст. Старая Ангасолка КБЖД 149-й км.
Дальнейший путь – 3 км до ст. Тёмная Падь идём в горку. Дожидаемся электричку, садимся в неё и едем до ст. Иркутск пассажирский. Это примерно два с половиной часа.
Второй маршрут: ст. Переезд – Байкал – ст. Слюдянка. Всего 34 км.
До ст. Старая Ангасолка КБЖД 149-й км второй маршрут полностью повторяет первый.
Далее предстоит более протяжённый, и более сложный ледовый переход – 11 км до ст. Слюдянка. Поэтому на ст. Старая Ангасолка КБЖД 149-й км делаем короткий привал, перекусываем бутербродами и чаем из термоса. На этом непростом участке пути лёд не весь покрыт снегом, местами чистый лёд, а также имеются торосы. Поэтому скорость движения на участках, где нет снега и есть торосы, существенно замедляется, а иногда даже приходится снимать лыжи и идти пешком. Ледовый переход заканчивается в районе железнодорожного вокзала ст. Слюдянка. От ст. Слюдянка до ст. Иркутск пассажирский едем электричкой. Время в пути три часа. Вот такое краткое описание обоих маршрутов. Однако следует заметить, что каждый поход имеет свои особенности, зависящие и от участников, и от погоды, и от многих других факторов, включая форсмажорные обстоятельства.
И вот наконец неделя подходит к концу, завтра намеченный день похода. Сыну сообщил, что завтра в воскресенье я иду в ледовый переход на Слюдянку со своей бывшей командой. Маршрут более сложный, длиннее на 8 км, поэтому спросил его выдержит ли он. Если нет, то через неделю пойдём по первому маршруту с прежней командой. Ответ Стёпы был ожидаемым:
- Папа, я выдержу, возьми меня с собой.
Стёпа не хорохорился, а действительно был хорошо подготовлен, так как поход по первому маршруту он всегда завершал с запасом прочности. Сегодня в субботу мы в качестве тренировки прошли по маршруту общей протяжённостью около 20 км. Вышли в сторону города Шелехов куда проложена хорошая лыжня. Примерно через 10 км разожгли костёр, сварили суп с тушёнкой, пообедали и вернулись. Стёпа прошёл с лёгкостью поэтому я решил в этот сложный ледовый переход по Байкалу, взять его с собой. Видя, с каким напряжением он ожидает моего решения, сказал:
- Хорошо, Стёпа, идём завтра в поход вместе. Но с вечера нужно собраться, чтобы всё было готово и утром ничего не разыскивать.
Надо было видеть какой радостью он весь засветился. Утром жена Даша сделала нам бутерброды, налила чай в двухлитровый китайский термос, который очень хорошо сохранял тепло. Плотно позавтракав, уложили в мой станковый рюкзак: бутерброды, термос, специальные накладки и другие принадлежности, взяли лыжи и вышли из дома. Специальные накладки – это самодельные приспособления из листового алюминия на случай, если сломается носок у лыжи. В этом случае накладка закрепляется на месте сломанного носка лыжи, и можно вполне прилично ехать, разве что скорость движения будет меньше. Если таких накладок нет, то в случае поломки носка у лыжи вариант один – идти пешком, что очень опасно, так как можно не уложится по времени. А опаздывать на электричку нельзя, можно просто замёрзнуть.
На вокзал мы пришли с запасом, электричка уже стояла на платформе, но в вагон заходить не стали. Зная привычку наших приходить на посадку под завязку, я решил дождаться их у вагона. И теперь настало время рассказать подробнее о нашей команде: главный, конечно – Командор. Его жена к увлечениям мужа относится равнодушно. Не помню ни одного случая, чтобы она с нашей компанией в поход ходила. Однако при этом, что самое главное, палки в колёса мужу не вставляла. Следующие это Слава и Полина, они жили в соседнем дворе, учились, как и я, в 42-й железнодорожной школе, дружили, впоследствии поженились. Ныне Слава офицер КГБ, а Полина занимает довольно солидный пост в городской торговле. Далее – Гена и его жена Галя, оба с Иркутска сортировочного. Необычная история, а скорее неожиданная для меня произошла у нас с Галей. Несмотря на то, что между нами были весьма близкие отношения, Гена продолжал настойчиво за ней ухаживать. После четвёртого курса политеха я уехал в студенческий строительный отряд заработать денег на свадьбу. Согласие Гали не спрашивал, считал что достаточно нашей близости. Однако по приезду меня ожидал сюрприз: Галя вышла замуж за Гену. Правда признаюсь, предложения я Гале не делал, считал наши отношения само собой разумеющимися. Почему Галя предпочла мне Гену спрашивать не стал, и взаимоотношения наши просто сошли на нет. Позднее к нашей компании ненадолго примкнул парень Саша, впоследствии он уехал работать в город Тайшет Главным инженером какой-то фирмы. И наконец, Володя и я – Всеволод. Володя выпал из нашей команды, так как после окончания политеха распределился в город Омск, где женился и обосновался на постоянное место жительства. Итого в команде осталось: сам Командор, две семейные пары, и если считать со мной, то шесть человек.
Сознаюсь, что я покривил душой перед Командором, насчёт моего желания отколоться от нашей команды. Причина была, это Галя, с которой мне не хотелось встречаться. Но главное всё же было в другом, меня вполне устраивала компания на новой работе.
Однако до отправления электрички остаётся пять минут, а их всё нет, вдвоём же мы на такой маршрут не пойдём. Вижу, как Стёпа расстроен, и в этот момент в дверях вагона неожиданно возникает фигура Командора:
- Опаздываете, друзья. Быстренько садитесь, места на вас заняты.
Вот тебе раз, как я не сообразил зайти в вагон посмотреть. Как оказалось они пришли ещё раньше нас. В вагоне тепло, радость встречи искренняя, мы не очень изменились, за исключением Гали, она сильно пополнела. Однако это не была беременность, она просто любила поесть. Забегая вперёд, скажу, что детей у них так и не родилось. Об этом мне сказал Гена, когда однажды мы случайно встретились в Москве, где каждый был в своей командировке.
И вот наконец начальный пункт нашего похода, станция Переезд. Выходим из электрички, ослепительно белый снег искрится под лучами солнца, безветрие, температура – 5 градусов. Погода идеальная, выстраиваем нашу колонну: во главе две семейные пары, пятый Командор, шестой Стёпа, и замыкающий, как всегда, я.
Этот участок маршрута самый комфортный, всё время катим под горку. Только в одном месте река сильно разлилась и было много льда, пришлось снять лыжи и пройти примерно 400 метров пешком. Одним словом, этот кусочек пути 15 км прошли на одном дыхании. На берегу Байкала приготовили горячий обед, с удовольствием пообедали и тронули в путь.
Следующий участок маршрута по льду Байкала – 8 км до ст. Старая Ангасолка, также прошли без каких-либо сложностей. На льду лежал снег и была проложена лыжня. Усталости не чувствовалось, но всё равно сделали привал, перекусили бутербродами с горячим чаем из термосов. Всё складывалось как нельзя лучше, шли с приличным запасом времени.
Третий участок пути 11 км по льду Байкала до ст. Слюдянка был самым сложным, так как в одном месте предстояло обходить торосы, и ещё в нескольких местах не было лыжни, нужно было идти по голому льду. Такую информацию выложил нам Командор, он неделей раньше прошёл этот маршрут со своими друзьями не из нашей команды. Но нас это не пугало, ярко светило солнце, ветра практически не было, настроение было приподнятое. Однако через 9 км пути Стёпа стал хныкать, я понял, что он устал. Скорость существенно снизилась, и произошла ещё одна непредвиденная неприятность, Галя упала и повредила ногу. Идти сама она не могла, поэтому Командор и остальные члены команды взялись экстренно доставить Галю в медпункт на вокзале ст. Слюдянка. О нас со Стёпой они как будто забыли, так мы остались одни. Но несмотря на это беспокойства у меня не возникло, так как вокзал был виден, смущало лишь то, что солнышко скрылось. Так прошли примерно с километр, хорошо видели, как скрылась из виду наша компания, везущая Галю на волокуше из лыж. Мне невольно подумалось, а ведь Командор поступил неверно: команду в походе разрывать нельзя, надо до самого конца маршрута идти всем вместе. Похолодало, поднялась позёмка, но вокзал ст. Слюдянка просматривался, до него было примерно с километр.
И тут произошло неожиданное, непонятно откуда вдруг рядом с нами оказалась пожилая женщина и спросила, как дойти до ст. Слюдянка. Я показал ей направление на вокзал и спросил, как она здесь оказалась. Она назвалась туристкой из Москвы, мол приехала сегодня электричкой из Иркутска, чтобы покататься на лыжах по льду Байкала. Я спросил, на какой станции она сошла с электрички, с кем и куда шла, но мой вопрос остался без ответа. Она лишь повторно спросила, как пройти на ст. Слюдянка, и я снова показал ей направление на вокзал, слабые очертания которого были ещё видны сквозь начинающуюся метель. А через несколько минут поднялся ветер, закружила метель, лыжню замело, видимость снизилась почти до нулевой, вокзала стало не видно. По спине прошёл холодок, как при практически нулевой видимости выйти к вокзалу. Пришло осознание, если заблудимся – это погибель. Но тут же себя одёрнул: ни в коем случае нельзя паниковать. Я остановился и огляделся. Сквозь круговорот снежинок заметил ориентир, слева от нас были видны вершины гор и проблеск неба. Значит надо идти, чтобы этот проблеск был слева вверху, только таков был правильный путь. Глядя на то, как Стёпа размазывает варежкой по лицу слёзы, я слегка прикрикнул, чтобы как-то снять стресс:
- Стёпа, перестань ныть, здесь только ты и я, и никто другой нам не поможет, иди со мной рядом чтобы мы видели друг друга. Ни в коем случае от меня не отрывайся, помни ты всегда должен видеть меня. – Потом закрыл ему шарфом рот и нос, и мы пошли. По моим подсчётам до станции оставалось примерно метров 500 и, хотя наше продвижение существенно замедлилось из-за шквального ветра, я следил, чтобы ориентир наш оставался слева вверху, и мысленно молил бога, чтобы метель не закрыла этот проблеск. Неожиданно о себе напомнила заблудившаяся лыжница, представившаяся туристкой из Москвы. Она встала на нашем пути, и истерично закричала:
- Вы не туда идёте, вы же замёрзнете, надо идти совсем в другую сторону. –
При этом указывала совсем в противоположную сторону. И ещё я обратил внимание на, как мне показалось, злобное выражение её лица. Она настойчиво преграждала нам дорогу расставленными в сторону руками. Я разозлился:
- Женщина, освободите дорогу, иначе я вас ударю. Идите куда хотите, а нам не мешайте, и больше не приставайте со своими дурацкими советами. –
Сделав шаг к ней, правой рукой хотел её отодвинуть с дороги, но моя рука прошла сквозь пустоту, женщина исчезла. Я огляделся и увидел: она, как и раньше, стояла молча справа от нас метрах в пяти. Мы тронули, она тоже, и прекратила говорить. Я её хорошо фиксировал боковым зрением, с некоторых пор она стала внушать мне опасения. Но главное, следил чтобы единственный ориентир оставался на том же месте, слева вверху. Так шли мы полчаса, метель стала стихать, когда я заметил слабые очертания построек, и двигавшиеся навстречу нам два силуэта. Глянул вправо, женщина отдалилась от нас метров на десять и остановилась, слабые очертания её были еле видны сквозь метель. Я перенёс взгляд на силуэты и крикнул:
- Командор, это ты? – Тут же дующий в лицо ветер принёс ответ: - Да я это, я!
Вскоре рядом с нами стояли Командор и Гена. – Мы уже минут двадцать прочёсываем берег, как вправо, так и влево челноком ходим, вас встречаем. А вы – герои, вышли почти к самому вокзалу. Слава Богу и с Галей всё в порядке, перелома не было, а вывих уже поправили.
Я обернулся направо, наша спутница испарилась. Через сто метров показался вокзал, и мы сняли лыжи. В здании вокзала было тепло, мы быстро согрелись, и я спросил:
- Вы женщину рядом с нами видели, она к нам приблудилась по дороге, сказала, что туристка из Москвы. – Командор недоумённо поглядел на меня:
- Какая ещё женщина? Вас было только двое. Гена, ты видел женщину вместе с ними?
Гена пожал плечами, как-то подозрительно глянул на меня:
- Никакой женщины не было ни рядом, ни поодаль. Может тебе показалось?
Я не стал их переубеждать, прогулялся по вокзалу, потом по перрону, но женщины этой нигде не было. Мистика. Отвёл в сторону Стёпу и тихонько спросил:
- Ты тётку, что шла вместе с нами видел? – Стёпа также негромко ответил:
- Папа, конечно, видел. Тётка на тебя неприязненно смотрела, она злая, всё время руками сучила и губами шевелила, что-то про себя бормотала, вроде как колдовала. Я это заметил, но тебе не стал говорить, потому что она рядом стояла. А когда ты сказал, что ударишь её, если она не уйдёт с дороги, она перестала на тебя смотреть и до самого конца с нами не разговаривала, просто шла справа от нас. После того как дядя Боря и дядя Гена нас встретили, тётка куда-то пропала.
Когда подошла электричка, наша компания погрузилась, как всегда, во второй вагон от головы состава. До самого отправления я внимательно смотрел, но наша спутница в электричку так и не села. В вагоне было тепло, мой Стёпа повеселел, а Командор достал из рюкзака апельсин и вручил его моему сыну со словами:
- А вот это тебе, за твой героический переход! – Я апельсин разрезал, и Стёпа быстренько с ним расправился, а вёл себя как будто ничего не случилось. Забегая вперёд, скажу, он никогда не вспоминал об экстриме произошедшем на этом ледовом переходе, он просто не осознал какой опасности мы подвергались. Даже своей маме, моей жене Даше ничего не сказал. К хорошему привыкают быстро.
За всё время пока мы ехали в электричке, шёл ничего не значащий разговор. Однако я обратил внимание на то, что Командор избегал глядеть мне в глаза. Думаю, он осознал какой ляпсус он допустил: в любом походе команда должна быть единым целым, с самого начала и до конца быть вместе. Такого, чтобы два члена команды – мы с сыном остались на маршруте одни быть не должно.
Описывать дальнейший наш путь от железнодорожного вокзала до дома не имеет смысла. В завершение скажу, что больше с Командором и нашей бывшей командой я в походы не ходил. Много лет спустя узнал, что этот переход и для нашей команды стал последним. В дальнейшем маршрут «Переезд – Байкал – ст. Тёмная падь» мы с сыном прошли неоднократно. А вот до станции Слюдянка больше не ходили, тот экстремальный переход с бывшей командой был единственный.
Эпилог
Летом я съездил к однокашнику Мише в Слюдянку, он давно меня приглашал к себе. Купил там омуля горячего копчения, чтобы увезти с собой, попарились в баньке, и за ужином, за рюмочкой я рассказал ему об этой женщине на нашем зимнем переходе. Он ничуть не удивился и сказал, что это для него не новость. Оказывается, случай не единичный, когда зимой пожилая женщина примыкает к туристам на этом переходе, интересуется как пройти на станцию, а в метель указывает туристам не верный путь. Местные считают, что это привидение погибшей женщины. Кто-то из старожилов вспомнил, как много лет тому назад зимой в этом районе в метель без вести пропала приезжая женщина. Поиски результата не дали. Скорее всего заблудилась, замёрзла, её занесло снегом. По весне лёд сошёл, а тело принял Байкал.
Март 1986 года
Свидетельство о публикации №123021106933