Великому Л. Н. Толстому. Масонство...

    Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена,
на котором он утверждён и которого никакая человеческая сила не может низвергнуть, словно цель эта вдали словно в воздухе  висит, -
есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства...
от самых древнейших веков
и даже от первого человека, до нас дошедшего,
от которого таинства, может быть даже судьба человеческого рода зависит.
   Но так как сие таинство такого свойства,
что никто не может им пользоваться и знать его,
 если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен,
то не всяк может надеяться скоро обрести его.
   Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том,
чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце,
очищать и просвещать их разум теми средствами,
которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства,
и тем учинять их способными к восприятию оного членами ордена - вами.
    Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся, в-третьих,
исправлять и весь человеческий род во всём мире,
предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели
и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в этом мире.
    Из трёх поименованных ритором целей эта последняя –
исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру, привлекала его .
Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство,
не представлялось ему существенным;
а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его,
потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя
уже вполне исправленным от прежних пороков
и готовым только на одно доброе без пороков.
    Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей,
соответствующие семи ступеням храма Соломона,
 которые должен был воспитывать в себе каждый масон.
Добродетели эти были:
1) скромность, соблюдение тайны ордена,
2) повиновение высшим чинам ордена,
3) добронравие,
4) любовь к человечеству,
5) мужество,
6) щедрость и
7) любовь к смерти.
     В-седьмых, старайтесь, - сказал ритор, - частым помышлением о смерти
довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом,
но казалась бы вам другом...
который освобождает в трудах добродетели томившуюся душу от бедственной сей жизни,
для введения её в место награды и успокоения от прежней жизни.
Орден наш подражает древним обществам, которые ушли с небытие сами
и которые открывали своё учение иероглифами.
    Иероглифы, - говорил ритор, -
есть наименование какой-нибудь вещи, чувствам не подверженной,
которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
   Последний раз говорю вам, -продолжил ритер, - обратите всё ваше внимание на самого себя,
наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своём сердце, в вас.
Источник блаженства не вне, а внутри нас...
    Масонство – это не религиозная, не обрядная секта меньшинства,
масонство есть лучшее, единственное выражение лучших,
вечных сторон человечества...
Масонство есть учение христианства,
освободившегося от государственных и религиозных оков,
 учение равенства, братства и любви.
            
     По прошествии года, Пьер начал чувствовать,
как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног быстрей,  чем твёрже он старался стать на ней.
Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял,
тем невольнее он был связан с ней. И страх его уж обуял.
_______
Великому Л.Н. Толстому. Масонство.
(По мотивам строк: Л.Н. Толстой. Война и мир. Том 2, часть третья, глава I, III.)
   Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден и которого никакая человеческая сила не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства... от самых древнейших веков и даже от первого человека, до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, судьба человеческого рода зависит. Но как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся, в-третьих, исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире.
    Из трех поименованных ритором целей эта последняя — исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.— В-седьмых, старайтесь, — сказал ритор, — частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом... который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
     Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглифы, — говорил ритор, — есть наименование какой-нибудь не подверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
    Масонство – это не религиозная,
не обрядная секта, как и я думал сперва,
а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших,
вечных сторон человечества...
Масонство есть учение христианства,
освободившегося от государственных и религиозных оков,
 учение равенства, братства и любви.
            По прошествии года, Пьер начал чувствовать,
как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног быстрей,
чем твёрже он старался стать на ней.
Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял,
тем невольнее он был связан с ней. И страх его уж обуял.


Рецензии