За что канонизировали Равноапост. Князя Владимира

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Иерей Рустик Лужинский

Проповедь на Божественной Литургии в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались за Божественной Литургией в День Крещения Руси, в День воспоминания Князя Владимира – этого великого угодника Божьего, который был сначала язычником, а потом стал Святым, и не просто Святым, а Равноапостольным.
Давайте сегодня с вами порассуждаем на тему святости Князя Владимира и на тему святости нашей Руси. Князь Владимир и Святая Русь связаны очень тесным образом. Некоторые современные люди говорят: «За что же Православная Церковь канонизировала Князя Владимира, который пролил столько крови, который имел столько жён и наложниц, который был хитрым и жестоким в своё время?» Но как мы с вами говорили недавно о Царской семье, как мы говорили о Царе Мученике Николае, мы с вами можем провести параллель между этими двумя Святыми. Их канонизировала Церковь прежде всего не за жизнь, а за смерть.
Князь Владимир в конце своей жизни только смог приобрести святость, как и Царь Мученик Николай. У них были ошибки, но не за эти ошибки их канонизировала Церковь, а канонизировала за приготовление их к смерти, что в конце своей жизни они смогли изменить не только самих себя, но и смоли изменить всю окружающую среду, изменить Русь.
Царь Мученик Николай смог приготовить людей к страшным искушениям, его кровь была свидетельством начала страданий его народа.
Святой Равноапостольный Князь Владимир мог прекратить кровопролитие, которое было в норме. Когда Русь была языческой, то было в порядке вещей идти войной на своих соседей, было в порядке вещей свергать с княжества более сильным более слабого. Всё это было узаконено. И только благодаря Князю Владимиру, его вере, его любви, его надежде, всё это изменилось.
Именно благодаря тому, что Князь Владимир принял веру православную, он смог изменить Русь. Русь была языческая, Русь приносила жертвы, но благодаря вере, люди изменились. Когда Князя Владимира обвиняют, что он крестил Русь насильно, то в этом есть ложь и неправда. Когда мы с вами видели, что в истории совершались такие страшные злодеяния, это делалось по велению князя. Языческая вера была по велению князя. Но, когда он сам поверил, когда он был крещён, когда он познал истину православия, когда благодать Христова коснулась его сердца, тогда и ожила Православная Русь.
Князя Владимира одновременно любили и ненавидели, его одновременно боялись и одновременно уважали, и одновременно ему доверяли. Люди, которые жили в мире слушали его как своего отца и доверяли ему. Но язычество ещё долго было на Руси. И, если сейчас взять нашу Православную Русь, то у нас тоже есть ещё язычество. Очень много различных верований ещё остались в наших обычаях, в наших сердцах. Мы видим, например, чёрную кошку, и некоторые православные люди бояться переходить дорогу там, где она пробежала. Люди верят различным приметам и всё это еще сохраняется в нашей среде, и всё это есть противостояние против веры православной.
Нам нужно задуматься: приняли ли мы в своих сердцах веру православную? Приняли ли мы, и изменились ли мы – это всё зависит от нас. Стоит ли нам обвинять наших предков, которые жили тогда на языческой Руси, стоит ли говорить, что они приняли эту веру насильно? Нам нужно задуматься, как мы приняли эту веру.
Мы крестим своих маленьких детей, не спрашивая их об этом. Человек сам, когда становится взрослым, воцерковляется или не воцерковляется. Т.е. он начинает ходить в Храм, участвовать в Таинствах, изучать Слово Божье, читать Евангелие, и он сам решает укрепляться ему в вере или не укрепляться.
И поэтому и Князь Владимир воспринимал своих близких людей к нему, свой народ, как единую большую семью, и поэтому он их и не спрашивал, он это сделал потому, что он сам прочувствовал всё это на себе. Он сам смог воспринять православие, он увидел истину и повёл за собой людей, потому что в язычестве он стал сомневаться. Он в язычестве увидел некий предел, за которым нет жизни. В язычестве он увидел самый главный недостаток: после смерти нет жизни.
Но в православии он увидел жизнь вечную, он увидел воскресение, и это стало для него надеждой, потому что с самого раннего детство по церковному приданию он очень боялся смерти. Когда он был маленький, Киев был обложен различными войсками, печенегами, и им нечего было есть долгое время, и у них не было воды. Очень много людей умерло на его глазах, когда он был маленьким. Он очень боялся смерти, но, когда он принял христианство, он перестал бояться смерти, он обрёл вечную жизнь в своём сердце.
Посмотрите, как изменился бывший язычник. В царский дворец он приглашал нищих, он развозил подводами провиант по деревням и кормил больных, убогих стариков. Он изменил отношение к своим жёнам и наложницам, он распустил наложниц, принёс покаяние, и у него осталась всего одна жена. И посмотрите, как изменился весь народ. Люди, которые недавно ещё враждовали, стали любить друг друга – это стало не сразу. Процесс воцерковления всего народа стал происходить постепенно, но бесповоротно. Сначала люди не могли понять, что есть православная вера. Но после крещения люди стали ходить в Храм, участвовать в исповеди, участвовать в причащение Христовых Тайн, и Благодать Христова так легла на душу простого русского народа, что русский народ обратился к вере всем своим сердцем, всей своей душой. Люди полюбили Святых, люди полюбили Божью Матерь так, как ни один народ на всей Земле.
Смотрите, как стоял русский народ за свою веру! Сколько было гонений и притеснений, но русский народ остался верным до конца. Самым явным и лучшим примером того, как принял веру Князь Владимир – это мученическое свидетельство о вере его сыновей: князей Бориса и Глеба. Это первые Святые, которых полюбил народ всем сердцем. Князья Борис и Глеб могли защищаться от своего брата, который стал им угрожать, но они сложили оружие, они не попросили помощи, они не призвали войска, потому что они знали, что будет кровопролитная бойня за власть. Они поехали, чтобы не участвовать в этом сражении за престол, но злобный враг послал убийц, которые убили этих Мучеников отроков Бориса и Глеба. Они стали первыми свидетельствами того, что это кровопролитие за престолы, за царства прекратилось. Князь Владимир, воспитав своих сыновей, пусть он и умер рано, но смог передать им частичку веры, частичку надежды, частичку любви к настоящей истинной славе, к настоящему Царству.
Да, поможет нам Господь каждому из нас, живущему в XXI веке, не оставлять своё православие, беречь своё православие, потому что, как при Князе Владимире, на Святую Русь пришло истинное православие, так в XXI веке это православие может исчезнуть, если мы не будем передавать эстафету своим близким людям. Если мы не научим своих детей, своих внуков, то придёт время, когда на нас ополчаться язычники, когда язычники смогут набрать такую силу, что обрушатся на православие. Но сможем ли мы его защитить?
Христос сказал, что Церковь будет стоять во веки веков. Мы с вами должны понимать, что мы и есть руки Божьи, и глаза, и ноги, и уши Божьи, мы есть уста Божьи – через нас и передаётся Святая Православная Вера. Поэтому, если мы любим свою веру, мы должны быть её хранителями.
Да, поможет нам Господь сохранять веру православную для наших потомков, чтобы вера православная сияла как солнышко. И Князь Владимир, которого называли Красное Солнышко, пусть будет для нас истинным примером хранения православия. И, если даже в нашем дневном рационе есть грехи, если в нашей жизни ещё остаются страсти, пусть никто не отчаивается, потому что Князь Владимир в своей жизни тоже имел страсти, тоже имел грехи, но он принёс истинное покаяние и стал настоящим Равноапостольным Святым, т.е. равным Апостолам.
Всем Божьего Благословения! И пусть Благодать Святого Духа хранит Русь Православную в XXI веке. Аминь.


Рецензии