С Днём рождения, Борис Леонидович
Мой низкий поклон*
Живопись. Леонид Пастернак, «Борис Пастернак»,1910
Родился в Москве в творческой еврейской семье. Отец – художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак (1862–1945) и мать – пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868–1939). Появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились.
Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками (Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Сергей Иванов, Николай Ге). В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л.Толстой; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А.Скрябин и С.Рахманинов. В 1900 во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Мария Рильке. В 13 лет под влиянием композитора А.Скрябина Борис увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
В 1908 одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии под руководством Ю.Энгеля и Р.Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.
Вспоминая впоследствии свои переживания, Пастернак писал в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…». После ряда колебаний Борис отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Позднее писал, что именно «С.Дурылин переманил из музыки в литературу, по доброте своей сумев найти что-то достойное внимания в моих первых опытах».
В 1908 поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1909 по совету А.Скрябина перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета. Летом 1912 изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена, который советовал ему продолжить карьеру философа.
После поездки отказался от философских занятий. Начинает входить в круги московских литераторов. Участвует во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Ю.Анисимова и В.Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда входили Н.Асеев и С.Бобров), знакомится с другим футуристом – В.Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Первые стихи Б.Пастернака по рекомендации С.Дурылина были опубликованы в 1913 (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга – «Близнец в тучах» – в конце того же года (на обложке – 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
В 1916 вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 Борис провёл на Урале, под г.Александровском Пермской губ., приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химзаводами Б.Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности…
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине в 1922–1923. В том же 1922 выходит программная книга поэта «Сестра моя – жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 .
С 1923 начинается активная переписка Пастернака с русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.
В 1920-е годы созданы сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 Пастернак обращается к прозе. К 1930 заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагает принципиальные взгляды на искусство и творчество.
Конец 1920-х – начало 1930-х годов – короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 выступает с речью на его первом съезде, на котором Н.Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом СССР. Его большой однотомник с 1933 по 1936 ежегодно переиздаётся.
Познакомившись с Зинаидой Нейгауз (в девичестве, Еремеевой, 1897–1966), в то время женой пианиста Г.Нейгауза, вместе с ней в 1931 предпринимает поездку в Грузию. Прерывает первый брак, и в 1932 женится на З. Нейгауз. Выходит и новая книга «Второе рождение».
В 1935 Борис Пастернак вместе с Ильей Эренбургом и Исааком Бабелем представлял Союз писателей СССР на Международном конгрессе писателей в защиту культуры и мира, где с ним случается первый глубокий нервный срыв. Это была его последняя поездка за границу.
В 1935 Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобождённых из тюрем после писем Сталину от него и Анны Ахматовой. В декабре 1935 шлёт в подарок И.Сталину книгу переводов грузинской лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой».
К 1936 отношение властей СССР меняется – Б.Пастернака упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.
В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами жил до конца жизни.
К концу 1930-х обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Уильяма Шекспира (в том числе «Гамлета»), «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя – от упрёков в «отрыве от жизни», но в конце жизни c горечью констатировал, что «… полжизни отдал на переводы – своё самое плодотворное время».
В 1943 с коллегами посетил подразделения советской армии, освободившей Орёл. Под впечатлением от поездки он написал стихотворения «Преследование», «Смерть сапёра», «Разведчики», очерки «Поездка в армию» и «Освобождённый город».
В 1946 Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), ставшей его подлинной «музой». Посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.
В 1952 Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице»:
«О Господи, как совершенны
дела Твои, – думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной...».
Положение больного было серьёзным, но, как Пастернак написал 17 января 1953 Нине Табидзе, его успокаивало, что «конец не застанет меня врасплох, в разгаре работ, за чем-нибудь недоделанным. То немногое, что можно было сделать среди препятствий, которые ставило время, сделано (перевод Шекспира, Фауста, Бараташвили)».
В феврале 1959 года Борис Пастернак написал о своём отношении к месту, которое занимала проза в его творчестве:
«...Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.В соответствии с этим я могу сказать: стихи – это необработанная, неосуществленная проза...».
Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет – с 1945 по 1955. Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Впервые издан в Италии в конце 1957, а в СССР – только с 1988 в журнале «Новый мир».
Став, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман представляет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода с начала столетия до Великой Отечественной войны. «Доктор Живаго» пронизан высокой поэтикой и сопровождён стихами заглавного героя.
Ежегодно в период с 1946 по 1950, а также в 1957, Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. И в 1958 его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю. И 23 октября он стал вторым писателем из России, после И.Бунина, удостоенным этой высокой международной награды.
Уже в день присуждения премии по инициативе М.Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака»[, которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну
Присуждение премии привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Московская организация Союза писателей СССР, вслед за правлением Союза писателей, требовали высылки Пастернака из СССР и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л.Ошанин, А.Безыменский, Б.Слуцкий, С.Баруздин, Б.Полевой и др.
Несмотря на то, что премия была присуждена Б.Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго».
В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата перед Н.Хрущёвым. Но всё оказалось тщетно.
По мнению Е.Евтушенко, Б.Пастернак в этих событиях оказался заложником внутриполитической борьбы между различными группами властной элиты СССР, а также идеологического противостояния с Западом.
Умер от рака лёгких в подмосковном Переделкино 30 мая 1960 на 71-м году и похоронен 2 июня 1960 на Переделкинском кладбище. Проводить в последний путь, несмотря на опалу поэта, пришло много людей (Н.Коржавин, Б.Окуджава, А.Вознесенский, К.Кулиев...). Автор памятника на его могиле – скульптор Сарра Лебедева.
В СССР до 1989 в школьной программе по литературе не было никаких упоминаний о творчестве Пастернака, да и о его существовании вообще.
В 1987 решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР было отменено.
Нобелевский комитет в Стокгольме признал недействительным отказ писателя от премии, и её присудили посмертно. Диплом и медаль вручили старшему сыну поэта – Евгению Пастернаку. Под его редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в том числе полное собрание сочинений в 11 томах (издательство «Слово», 2003–2005).
В конце XX – начале XXI века в России были изданы многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.
Борис Леонидович Пастернак оставил яркий след в русской культуре, литературе, поэзии и заслуженно вошёл в сокровищницу России и Русского Мира.
***
Интересные факты из жизни и творчества.
1. В 13 лет упал с лошади и сломал ногу. Кость срослась неправильно и до конца жизни приходилось скрывать легкую хромоту, которой страшно стеснялся.
2. Единственный из всех российских поэтов – золотой медалист с пятёрками по всем предметам гимназии, кроме Закона Божьего, от которого был освобождён по иудейскому происхождению.
3. Во время Первой русской революции 1905 пятнадцатилетний Борис в самом центре Москвы попал в толпу, которая скандировала антиимперские лозунги и выступала против самодержавия. Налетевшие конные казаки разгоняли толпу. Досталось нагайкой и юному Борису, который спустя годы вставил описания этого трагического эпизода в свои произведения.
4. Написал более 500 стихотворений.
5. Написал музыкальные произведения:
– Прелюдия ми-бемоль минор (1906).
– Прелюдия соль-диез минор.
– Соната для фортепиано, части 1 и 2 (1909).
6. Две официальные жены (Евгения Лурье, Зинаида Нейгауз) и одна гражданская (Ольга Ивинская), родной брат Александр, 2 сына, 4 внука и 10 правнуков.
7. Роман «Доктор Живаго» впервые экранизирован в Бразилии в 1959: одноимённый телефильм «Doutor Jivago».
8. В России «Доктор Живаго» экранизирован в 2005 режиссёром Александром Прошкиным. В заглавной роли снялся Олег Меньшиков.
9. В 1987 состоялась премьера написанной годом ранее оперы британского композитора Найджела Осборна «Электрификация Советского Союза» по мотивам произведений Бориса Пастернака.
10. Анна Ахматова на смерть Б.Пастернака 01.06.1960 написала стихотворение «Смерть поэта»:
«Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное... Земли.»
11. Варлам Шаламов, бывший в Переделкине на похоронах Пастернака, откликнулся на смерть поэта циклом из нескольких стихотворений, четыре из которых были написаны в тот же день – 2 июня 1960.
12. 04.12.1966 Александр Галич написал и посвятил памяти поэта одну из своих лучших песен – «Памяти Пастернака», которую впоследствии неоднократно исполнял. Песня заканчивалась следующей строфой:
«Вот и смолкли клевета и споры –
Словно взят у Вечности отгул...
А над гробом – встали мародёры,
И несут – почётный — ка-ра-ул!»
13. 29 ноября 1971 в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по трагедии У.Шекспира, главную роль в котором исполнил Владимир Высоцкий. Спектакль начинался с исполнения артистом, под собственный гитарный аккомпанемент, песни на стихотворение Б.Пастернака «Гамлет» (1946): «Гул затих. Я вышел на подмостки...». Спектакль стал центральным в репертуаре театра до 18.7.1980 года вкл.
14. Стихи, посвященные первой жене, Евгении Лурье:
«Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют, – тоской изойду.
Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб.
Мне Брамса сыграют, – я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,
И брата, и сына, и клумбу, и дуб.
Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что "Басмой" зовутся и астму сулят.
Мне Брамса сыграют, – я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутемный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.
И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.
И станут кружком на лужке интермеццо,
Руками, как дерево, песнь охватив,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как детство, немецкий мотив...» 1931
15. Стихи, посвященные второй жене, Зинаиде Нейгауз:
«Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, – никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной,
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.» 1931
16. Стихи, посвящённые Ольге Ивинской, «музе», партнёру:
«Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
Дай запру я твою красоту
В темном тереме стихотворенья.
Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.
Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.
Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.
Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь.» 1956
17. В январе 1959 дал интервью Э.Брауну, корреспонденту газеты The Daily Mail, в котором так отозвался об Ольге Ивинской:
«Она – мой большой, большой друг. Она помогла мне при писании книги, в моей жизни... Она получила пять лет тюрьмы за дружбу со мной. В моей молодости не было одной, единственной Лары, не было женщины, напоминавшей Марию Магдалину. Лара моей молодости — это общий опыт. Но Лара моей старости вписана в мое сердце её кровью и её тюрьмой...».
18. В его честь 11 июля 1987 назван астероид #3508.
19. По заглавиям-адресам собеседники поэта, живые и мертвые: «Маяковскому», «Мейерхольдам», «Борису Пильняку», «Анне Ахматовой», «Брюсову», «Марине Цветаевой», «Памяти Рейснер», «Памяти Марины Цветаевой».
Заглавия в общей структуре книги «Второе рождение» соотносит два имени — Пушкина и Маяковского. Лермонтову посвящена книга «Сестра моя –жизнь (1917)», его имя также появляется в стихотворении «Про эти стихи», где оно поставлено в один ряд с «жизнью» (Я жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал); имя Пушкина появляется у Пастернака в первых строках «Темы» в «Теме с вариациями» (а имплицитно еще в «Петербурге» книги «Поверх барьеров», где ставятся в один ряд Петр I, Пушкин и новый творец «Петербурга» – Пастернак).
Заглавие неоконченной повести «Письма из Тулы» имплицитно через название города соотнесено с Л.Н.Толстым.
С Толстым связано всё мироощущение Пастернака.
20. Цитата: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего.»
***
*. "На мирском языке говоря" – http://stihi.ru/2022/02/09/770
Свидетельство о публикации №123021004337
Помнится как-то в ноябре 2010 года шёл в Москве снег, а я с таким наслаждением читала строки из «Доктора Живаго». Прозу и поэзию. И как же удивительно теперь,
спустя время прочитать у Вас его строки:
«...Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.В соответствии с этим я могу сказать: стихи – это необработанная, неосуществленная проза...».
Мммм… Этого мне не встречалось нигде прежде. Как он хорошо сказал. Да, поэзия - это конечно талант прежде всего, умение складывать поэтические строчки, это не то, «чему научат в Литературном институте». Это уже известные слова Бродского, и это верно. Но если стихотворение - это короткая форма истории, то владеть длинной формой - прозой, излагать историю как драматург, а не как натуралист, дорого стоит.
Мне отрадно знать, что один из моих любимых писателей, шёл от Поэзии к Прозе. И поскольку так овладел её секретами и дарами, что в итоге, в Поэзии увидел неосуществлённый потенциал. Потому что стихотворения - этот как глоток воды, а проза - это уже целый обед.
Спасибо за эссе об этом замечательном писателе.
У меня экс записался в итоге http://stihi.ru/2023/04/04/7867
Виктория Эйлер 04.04.2023 21:53 Заявить о нарушении
мои избранные пииты (в резюме авторской прописанные) позволяют мне в часы , когда могу отрешиться от будничности, в часы творчества войти в мир творческий, свой мир, мир моих любимых пиитов, прочитав одно-два из произведения...
вот и Борис пастернак среди тех. кто мне близок и дорог
мои благодарики, Виктория
vvt
Вадим Тишин 06.04.2023 14:17 Заявить о нарушении