Гении не нужны миру
В основном люди живут в нужде, им необходимо работать; заработанные деньги они тратят по необходимости. Гении также в основном живут в нужде, но они зачастую создают ненужные вещи (творческие произведения, отвлеченные научные теории*), не необходимые, не являющиеся вещами первой необходимости, вещи, за которые у людей нет необходимости платить.
(*речь не идет об открытиях, имеющих практическое применение, вроде изобретения разрушителя Нобеля, сделавшего динамит)
Да, и в области «духовного» есть необходимость. Например, «песня — духовный хлеб народа» (Матусовский). Но слово «хлеб» приземляет, свидетельствует о необходимости; «хлеб насущный» - хлеб необходимый.
Творчество гениев оказывается над необходимостью остальных, относительно свободным. Для самого творческого человека творчество является потребностью.
Пушкин, Моцарт и др. – не приспособлены к жизни, к зарабатыванию денег.
Гении преображают мир. Многие мамы питают надежду, что их дети – гении.
Но…
Странно бывает слышать, что гении – смысл мира. Это не согласуется с тем, что мир не способствует их выживанию, а, скорее, наоборот. В силу неустроенности в обычной жизни, неприятия, мир скорее способствует их гибели. Даже государство зачастую способствует их смерти, вспомните ссылки Пушкина, Лермонтова и т. п. Да, конечно, отдельные меценаты и государи, ценящие таланты, помогали некоторым, но это редкость, основанная на известности и признании.
Гении не являются необходимостью для мира, ибо за творения зачастую почти никто не платит, ибо это не необходимо.
На работе приходится доказывать свою необходимость, нужность. Иначе могут сказать: вы нам не нужны или такой вид работы боле не нужен, или вы не подходите для этого вида работ. В основе работы - необходимость. А в творениях гениев нет необходимости, если не считать только внутреннюю потребность самого творца творить.
Боле таланты нужны только в области необходимого, за что платят деньги. Знаете этот приземляющий вопрос о применимости творений, научных открытий?
Гениальность воспаряет над необходимостью, нуждой… Поэтому становится не нужной.
Как говорится «Нет даже самого необходимого». Все остальное возвышается по мере ненеобходимости, обходимости, без чего можно обойтись.
Гении не творят необходимое (если мы не говорим о потребностях немногих или открытиях, имеющих практическое значение). Гениям нет места в мире. Поэтому они и часто гибнут. Кому нужны работники не от мира сего, работники, малоспособные делать то, что необходимо, нужно?
Имея творческий потенциал, но не умея заработать деньги на повседневные нужды, гении обрекаются миром на гибель. Так же этому способствует не признание их творчества, холодность и глухость мира.
Государство также имеет дело с нуждами, с необходимым.
Государству нужны солдаты, налогоплательщики, чиновники и т. п. – шестеренки механизмов.
Ломоносова – в рекруты (в Германии его в армию чуть не забрали), Лермонтова – на Кавказ, Пушкина – в юнкеры или пораскинуть пушечными мозгами, Лао-Цзы – на плац. Служить и платить налоги должны все, за исключением, конечно, детей чиновников, олигархов, самих чиновников и олигархов.
Можно ко всему этому добавить запреты творческим людям творить, читать, думать… иметь свободу... - со стороны цензуры, различных администраций, каких-то людей, которые в праве и в силе им запрещать.
Когда же творческий человек становится знаменитым, признанным, только тогда люди начинают гордиться тем, что он с ними имеет какое-то родство; тогда и государство может оказывать внимание, ибо несведущие ориентируются на популярность. Главное здесь – слава. Бесславные гении никому не нужны и после жизни, как при жизни, кроме самих себя.
Популярное – доступное массам, понятное. Учёные гении и коллегам-ученым бывают непонятны, непризнаваемы ими, чего уж говорить о несведущих.
Гениев можно сравнить с очень редкими, невиданными растениями, но которые в отличие от парниковых, должны заботиться о себе сами, поэтому им трудней выжить, труднее, чем культурным растениям, о которых заботятся. Творческому человеку\ученому приходится совмещать занятия творчеством\научными изысканиями с зарабатыванием денег. Между этими видами деятельности существует конфликт, ибо оба они требуют времени и сил. На необходимой работе обычно от человека требуют все время и силы отдавать работе (причем лучшие силы), что исключает занятия творчеством\научными изысканиями. С другой стороны, если творческий человек\ученый будет все силы отдавать творчеству\науке, то он останется без денег, без возможности удовлетворять базовые потребности в питании, здоровье и т. д.
У детей-вундеркиндов жизнь часто складывается неудачно, в детстве они блистают, о них заботятся родители, но во взрослом возрасте они не то что блистают, но им трудно выжить, они вынуждены зарабатывать сами.
***
Сакура, бесплодна ты,
Ничего не стоят
Твои цветы!
***
Творческий дух,
Воспаряя (поднимаясь) над необходимостью,
Становится – не нужным*.
*демонстрируя принцип восхождения в отрицании
Примечание. Сократ был бедным, за что его ругала жена. А в конце жизни обществом, государством он был и вовсе отравлен, хотя просил всего лишь тарелку супа в день. Басё был нищебродом. Церковь и власти преследовали учёных и людей искусства и т.д., примеров несть числа.
Примечание. Петроний: «Не знаю, почему так получается, что сестрой таланта оказывается нужда».
Примечание. Ницше: «Высший уровень образования есть нечто совершенно бесполезное: привилегия гения. Из такого образования невозможно сделать профессию, нужную для жизни. Таково представление Сократа о мудреце, который не берет денег.»
Примечание. «Зачем это нужно, если это не имеет никакого практического значения?» – вопрос людей практического взгляда, и теоретикам приходится доказывать свою нужность: «порой не знаешь, как теоретические открытия могут примениться на практике»; про математиков же говорят: «они удовлетворяют своё любопытство за государственный счёт», ибо высокая математика не имеет никакого практического значения, равно как и философия.
Как часто приходится слышать идеалистам-творцам со всех сторон: «Займись делом! Ты занимаешься тем, что никому не нужно», «За это не платят», «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» и т.п.
***
Гении не нужны миру.
Эта мысль нужна
Только гениям.
Понимание того, что творческие люди и их творчество не являются необходимостью, что другим нет до них и их творчества дела, даже напротив окружающие будут препятствовать их творчеству, требуя заботиться о необходимом в полный ущерб их творчеству, и их творчество необходимо только творческим людям, ибо опять же, до того нужны ли гении миру или не нужны, другим нет дела, ибо остальных (звучит как отсталых) по преимуществу заботит только необходимое, необходимое им
***
То, что я написал,
Не прочитал никто.
Одинокий танец.
Я бы ответил:
***
Не печалься, друг,
Ты нужен мне.
Хоть я один.
Мой ответ:
***
Я не один.
Познание моё
Наедине с Богом.
Соприкосновение моего сознания с божественным разумом (законами мироздания) – это было; божественный разум нашел отражение в моем сознании, узнал себя. Что мне до остальных, не желающих знать?..
***
Поэзия во мне
Обрела себя.
Что мне до иных?
Примечание. Ницше: «Цель Природы – возвыситься до совершенства. В этом смысле гений безвременен.» Ну вот же! Здесь и об идее превосходства в Природе, и об абсолюте; ибо совершенство и вневременность – категории абсолюта.
Далее Ницше: «Цель образования – поддержать природу в этом ее стремлении к безвременному совершенству... Признаком этого высшего типа образованности является бесполезность с точки зрения эгоизма, временности (прим. ред. материального мира).
Вопреки этому народ получает право на существование благодаря своим гениям: высшая польза».
Задача образования: завершить формирование гения, проложить для него пути, сделать возможным его деятельность.»
Отмечу, что образование худо-бедно справляется с этой задачей, ибо внутри образовательной системы выдающиеся ученики ценятся и им всячески способствуют в продвижении. Но, когда они оказываются за пределами образовательных учреждений и вынуждены зарабатывать деньги на жизнь, то их высшая образованность никому не нужна. И работа на необходимом уровне образования (для выполнения данного вида работ) вступает в противоречие с необходимостью «сделать возможным его (гения) (высшую) деятельность».
Творческий человек со всех сторон может услышать: ты занимаешься тем, что никому не нужно. Зачем на это тратить время и силы?
Занятия творчеством вступают в противоречие с необходимостью зарабатывать, добывать средства для жизни. Например, стандартное рабочее время – 8 часов в день самого активного времени, как правило, на работе отнимает все время и силы, не оставляя времени и сил для творчества.
Что бы создал Моцарт при необходимости трудиться на каменоломне?
Оптимизация, повышение эффективности в работе – больше работы, меньше заработной платы – это все губительно для проявления потенции творческого человека, это все из рабовладения. Но и рабы умудрялись быть творческими людьми. Эзоп.
Кем работал Пушкин? Чем закончилась его чиновничья карьера? Ответом: «саранча летела…»
(Цитирую) «Положительный эффект от ссылки был. Пушкин действительно несколько остепенился. Но бунтарский характер снова дал о себе знать. Произошла следующая ситуация.
Как-то раз граф Воронцов распорядился отправить Пушкина на месяц в командировку в Причерноморье на борьбу с саранчой, атаковавшей местные поля. Поэт таким назначением оскорбился, мол, «как это, он, Александр Пушкин, будет с саранчой бороться». Подчиниться все же пришлось. Он взял с собой командировочные 400 р. И отправился в путь. Правда, через 5 дней вернулся обратно, не сделав ничего из порученного графом. А дальше, как в анекдоте. Воронцов вспоминал:
На следующий день в кабинет ко мне врывается полковник X. Он рвал и метал. «Вы только посмотрите, какой отчет Ваш Пушкин написал по итогам командировки. Саранчу он, видите ли, изучал. Вы ни за что не угадаете в какой форме рапорт представлен. В стихах! Прочитайте этот отчет».
«Летела, летела саранча.
Села, посидела, посидела – и все съела.
А потом домой себе полетела».
Воронцов был в недоумении. Пушкина нужно было наказать и хорошенько пристыдить. Граф назначил ему встречу на следующий день, а вечером того же дня сел изучать доклады других командированных.
В докладах других командированных было все серьезно. Таблицы, сложные вычисления. Я и 30 страниц не осилил. Тут я призадумался, из всех отчетов вывод следовал один: «Саранча прилетела, посидела, все съела и снова улетела». Я расхохотался и долго не мог остановиться. К Пушкину отношение поменял. Самое забавное, что его стишок постоянно крутился в моей голове. Летела, летела, села, все съела.»
В Царскосельском лицее, alma mater Александра Пушкина, учились в основном дети дворян. Программа была рассчитана на подготовку будущих чиновников высоких рангов. В Лицее изучали исторические, физические и математические дисциплины, изящные искусства, словесность и иностранные языки. Выпускникам Лицея жаловали чины, принимали их на службу на престижные должности.
Так, Пушкин после выпуска получил чин коллежского секретаря. В 1817 году, через пять дней после окончания учебы, его зачислили на службу в Коллегию иностранных дел — ведомство, которое занималось внешней политикой страны. Молодым чиновникам поручали переписывать дипломатические послания и готовить выписки и справки. Пушкин в совершенстве владел французским языком, поэтому на службе он также занимался переводами. Но карьера не привлекала поэта: в молодые годы его больше интересовала светская жизнь Петербурга, потому он редко бывал в Коллегии.
За эпиграммы на влиятельных чиновников и на самого императора Александра I Пушкин попал в немилость государя. Поэту грозила ссылка — но за него вступился историк Николай Карамзин и другие влиятельные друзья. Ссылки в Сибирь удалось избежать, но Пушкина отправили на юг под предлогом служебных дел. В мае 1820 года он по приказу императора отбыл в Екатеринослав, чтобы доставить важные документы.
Новый начальник Пушкина, генерал Иван Инзов, радушно отнесся к поэту и отправил его в длительный отпуск. Поэт путешествовал по Кавказу и побывал в Крыму, а после окончания отдыха его перевели в Кишинев. Инзов редко привлекал поэта к служебным делам, в основном поручал ему делать переводы и вести переписку на французском языке. Пушкин пользовался относительной свободой, мог уезжать в гости к друзьям, путешествовал по Молдавии. Он много писал: создал, например, поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».
В 1823 году Пушкин добился перевода в Одессу, где поступил в канцелярию князя Михаила Воронцова. Служба под предводительством Воронцова не задалась: тот видел в поэте лишь нерасторопного чиновника. Спустя год Пушкин вышел в отставку, и его отправили в Псковскую губернию, в родовое имение Михайловское, под надзор родителей. По-прежнему находясь в немилости у императора, он много писал.
После прихода к власти Николая I отношение к поэту изменилось: новый государь был к нему снисходителен. Пушкин вернулся на государственную службу в 1831 году: после женитьбы на Наталье Гончаровой ему нужны были деньги, чтобы содержать семью. По распоряжению императора поэта в чине коллежского секретаря вновь зачислили в Коллегию иностранных дел, а вскоре повысили до титулярного советника. Его направили в архивы, работать с документами для произведений об истории России и о правлении Петра I. Исторический труд, впрочем, так и не был завершен. А Пушкин служил чиновником до конца жизни, но всегда хотел оставить Коллегию.»
О том, что гении не нужны миру, говорит и Пушкин:
Поэт
«…В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он…»
К другу стихотворцу
«Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.»
Поэт и толпа
«Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?..»
Кем работал Моцарт?
«В декабре 1771 года Моцарт вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург. В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.
В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.»
«Ученые пришли к выводу, что выражения, не принятые в культурном обществе, фигурируют в каждом десятом письме Моцарт. Также известно, что он с трудом мог находиться в состоянии покоя — даже во время написания музыки композитор скакал на лошади, бегал по комнате или играл на бильярде. Возможно, всё это действительно было проявлениями синдрома Туретта.
Или нет?
Но могут быть и другие объяснения. Например, можно предположить, что шутки Моцарта были чем-то вроде якоря, удерживающего гения, парящего в высших сферах, на земле. Создавая божественную музыку, Моцарт мог вполне осознанно примерять на себя маску пошляка в качестве своеобразной релаксации.
Возможно, генерируя странные шутки, мозг Моцарта отдыхал после полётов в космос.
А быть может, Моцарт просто был большим ребёнком, для которого не существовало правил поведения, принятых в обществе. Его сестра Мария Анна (Наннерль) писала: «Достигнув высшей стадии развития как художник, он оставался младенцем в том, что касалось обыденной жизни. До конца жизни он так и не научился самоконтролю».
«Вопрос остаётся открытым. Но с уверенностью можно сказать вот что: Вольфганг Амадей Моцарт находил в себе силы постоянно шутить, несмотря на сумасшедший объём работы, проблемы со здоровьем, бесконечные финансовые трудности и непростые отношения с работодателями.»
«Сегодня общеизвестно, что Моцарт, несмотря на феерический успех некоторых своих произведений, частенько оставался без гроша в кармане. На самом деле, публика не всегда принимала «на ура» его новые творения, и поэтому композитор был вынужден кормить семью, давая уроки. Интересно, что ради денег он даже в один момент хотел уже было приехать в Россию – об этом писал русский посол в Вене Андрей Разумовский самому Потемкину, но письмо осталось без ответа, и Моцарт до нашей страны так и не доехал. Безденежье композитора было фактом, над которым постоянно подшучивали его друзья.»
«Он чувствовал себя нелюбимым, неудачником; под давлением профессиональных провалов и семейных неурядиц все сильнее проявлялась присутствующая тенденция к депрессии. Именно тогда возникла странность, которая так поражает в Моцарте: несоответствие между его объективно (или, точнее, при взгляде со стороны) чрезвычайно осмысленным социальным существованием и (при взгляде с его собственной точки зрения) ощущением все большей бессмысленности того существования, которое он вел.»
"Моцарт умер с ощущением, что его социальное существование потерпело крах, то есть — говоря метафорически — он умер оттого, что жизнь его лишилась смысла, от полной утраты веры в возможность исполнения того, чего он больше всего желал в глубине сердца. Два источника его воли к продолжению жизни, из которых питалось осознание собственной ценности и осмысленности, почти иссякли: любовь к нему женщины, которой он мог доверять, и любовь венской публики к его музыке».
(Прим. ред. Маяковский в похожей ситуации покончил жизнь самоубийством: (цитирую) «громадной болью оказался для поэта тот факт, что как раз молодому поколению он стал непонятен и не нужен, что своему государству он стал чужим.
Заключительную точку в судьбе Маяковского поставила его возлюбленная Вероника Полонская, которая отвергла мольбы поэта всецело вверить свою жизнь в его руки и не возвращаться к мужу. Маяковский осознал всесторонний крах своей жизни: гражданской, поэтической и личной».)
Кем работал Есенин?
«По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина.
Есенин лечился в четырех неврологических клиниках (душевное состояние от частого употребления алкоголя сильно ухудшается) прежде, чем покончил с собой.
Первой лечебницей, в которой оказался С. Есенин, была клиника санаторного типа для нервнобольных на Большой Полянке, 52. Попал он туда неслучайно. Приступы депрессии, нервные срывы у него участились.
Для подстраховки своего диагноза врачи Кремлевской больницы решили проконсультировать пациента у известного психиатра. Первоначальный диагноз в регистрационной карточке Есенина был определен как алкоголизм.
Подлечившийся Есенин, увидев воочию режим психоневрологической клиники, отказался в ней остаться для дальнейшего лечения. Ему удалось получить на руки справку: «С. А. Есенин 28 л. Страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием (…), выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и навязчивых мыслях и влечений. Означенное заболевание делает гр. Есенина не отдающим себе отчета в совершаемых им поступках. Проф. Ганнушкин».
Есенин часто выпивал, дебоширил, скандалил, попадал в милицию…
Нужны ли такие работники?
P. S. Лучше бы мамы питали надежды, что их дети смогут много зарабатывать и устроят свою жизнь, а не будут гениями.
Нужник нужнее гения
Свидетельство о публикации №123020807870
но так странно устроен наш земной мир,что
часто выжимает из них всё,его интересующее,
и потом безразлично отворачивается.
А простые люди они ко всему привычные
и многие из них ну очень хорошие приспособленцы,
хоть на Марсе выживут!
Спасибо, Андрей, за ваши размышления
по этому поводу,всего вам доброго!
Вера Цыкова 12.06.2023 17:26 Заявить о нарушении
Андрей Петербургский 14.06.2023 14:21 Заявить о нарушении