на набережной в Париже, сценка 2
Прямо на набережной (предположительно это неподалёку от моста Мирабо) стоят столики уличного кафе, пусто перед утром. Появляется художник, расставляет мольберт, приглашает Льва:
- Мсье не желает заполнить своим светом мой скромный серый холст?
Лев:
- Да уж какой из меня натурщик, сударь. Каков во мне свет, в пожилом мужчине на шестом десятке лет...
Художник:
- Не скромничайте, юный жених, Вы так и светитесь в ночи своим обретенным счастием.
Лев:
- Я разве на весь ночной Париж рассказывал о себе на мосту Мирабо? Как Вы узнали?
Художник (достаёт из кармана пустую коробочку из-под волшебных папирос, протягивает Льву):
- Узнаёте? Вы ведь хотели увидеть огонёк этого волшебного зелия?
Лев:
- Да, узнаю, это те самые папироски, которые украл у меня по ходу пьесы Ванька Свист. Точнее - коробочка, в которой ничего нет, да... Или нет?
Художник:
- Не пытайтесь определить да или нет. Оглянитесь по сторонам. Мы с вами находимся в театре. Театр - это иллюзия, это магия слова, звука, света - просто человека здесь нет. Даже рабочий сцены здесь не работает, а служит искусству, понимаете?
Лев:
- Понимаю. Допускаю, как учёный-исследователь. В общем-то я полжизни исследовал магию света, пассионарность души человеческой, описывал словом разнообразные видения в этнографических экспедициях. Допускаю.
Художник:
- Отлично. Главное - допустить. И вот Вы уже не Лев Николаевич Гумилёв из плоти и крови, Вы - одно из нестираемых отражений бытия этого человека, записанное на амальгаме волшебных зеркал. Вы всё можете - хоть жизнь заново пережить.
Лев (ешё человек):
- Зачем же заново? У меня была интересная жизнь.
Художник:
- Понимаю Вас. Вы не хотите снова стать мальчиком, который в годик-два остался без папы и мамы, которые благополучно разошлись, оставив дитя на руках любящей бабушки.
Лев:
- Да как вы смеете осуждать моих родителей, по какому праву?
Художник:
- Да я же не осуждаю. Просто обсуждаю с Вами характер роли, Вашей роли. По фактам.
Лев:
- По фактам они и расставшись были дружны. Посмотрите - вот наше фото 1915 года, папа идёт на войну, мы с мамой его провожаем.
Художник:
- Да, но после посещения фотоателье, на прогулке - они идут по бульвару и как бы воюют, небрежно рассказывают друг другу о своих новых возлюбленных. Вы, дитя, этого не замечаете, вам хорошо только от того, что они говорят над Вашей головой, вы купаетесь в ауре их голосов. А мама подарила папе письма его пассии того времени, когда она была беременна Вами, львёнком. И папа очень смутился, но принял последний подарок. А мама радостно рассказывает о своём новом увлечении, о художнике по имени...
Лев (перебивает):
- Замолчите! Вы не художник. Вы бес какой-то. Бес бессовестный, как минимум.
Художник (делает кистью некоторые пассы, сродни гипнотизирующим движениям):
- Мы спокойны. Мы совершенно спокойны. Мы не обижаем покойных. Мы просто изумляемся, как среди окружающей тьмы они умели возжигать огни духа. И это нам надо знать, и не только как учёным.
Лев (уже наполовину в зеркале):
- Да. Знать. Истина. Свет.
Художник:
- А хотите, я покажу Вам первое стихотворение Вашей мамы? Это "Лилии". А Вас ещё нет, до появления львёнка 16 лет, этого Вы вообще не могли увидеть в реальной жизни. И надо сделать всего лишь полшага в зеркало, чтобы увидеть это нестираемое отражение.
Лев входит в зеркало. В пустой квадрат. Отодвигает лица в зеркале Анны А и входит.
Танец лилий. Звучит стихотворение Ахматовой:
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далекой воле,
О той стране, где я была с тобой…
1904 г.
Картина 1
ТАНЕЦ ЛИЛИЙ
Музыка emerson-lake-and-palmer-two-part-invention-in-d-minor
Во время танца лилий девочка нанизывает на красную нить черно-белые бусы-четки, одевает их
"Он не траурный, он не мрачный, / Он почти как сплошной дымок, / Полуброшенной новобрачной / Черно-белый легкий венок"
Звучит фрагмент Крейцеровой сонаты, примерно третья-пятая минута – танец лилий ускоряется, в круге света появляется мальчик - Гамлет Гумилёв в гимназической форме – девочка Анна-Офелия протягивает ему чётки:
И как будто по ошибке / Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки / Милые черты.
От подобных оговорок / Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок / Ласковых сестёр.
Танцует вокруг него, дразнит четками, но не даёт их, наконец Гамлет отстраняет подарок-четки, сердится, обиженно стреляется из деревянного пистолетика:
У кладбища направо пылил пустырь, /А за ним голубела река.
Ты ошиблась. Ну что ж, иди в монастырь / Или замуж за дурака…
(уходит)
Свидетельство о публикации №123020702800