Слово об Учителе - 5
Как-то я спросил у Анатолия Алексеевича, что с ним случилось , как он стал инвалидом?
-- В детстве заболел полиомиелитом, здесь лечили, пошли какие-то осложнения, не долечили, отправили в Ташкент, там "залечили в конец" до дистрофии мышц, -- ответил он.
-- А учились как? Как художником стали?
-- Экстерном закончил общеобразовательную школу, а затем заочно Народный Университет имени Крупской в Москве. Вот так и стал, -- улыбнулся учитель.
Никогда не забуду как Анатолий Алексеевич научил меня резать стекло. До этого видел, конечно, как его режут: отец резал, где-то ещё видел, но научил меня резать художник инвалид, который никогда стеклореза в руках не держал. Учитель был очень наблюдательным человеком и, если что-то при нём делали, запоминал или понимал сам механизм действия.
Как я писал уже, работы и навыки у нас копились, значит нужно было снова готовиться к выставке, к серьёзной выставке. На этот раз Анатолий Алексеевич, договорился о малом зале в выставочном салоне на центральной улице нашей Караганды, проспекте Советском. Работы надо было оформить достойно, акварели и рисунки под стекло, масляную живопись в рамы. Кажется, через райком комсомола учитель заказал багет, стекло, гвозди, бечеву и мы приступили. Резали багет, сколачивали рамы, красили их и Анатолий Алексеевич всем подсказывал, как и что нужно делать. Мне предстояло резать стекло. Накануне я выпросил у отца стеклорез. И мы приступили.
-- Вон то отбитое стекло положи на стол, подложи под него лист бумаги рядом со сколом, сейчас эту сколотую часть будем отрезать.
Я выполнил все действия.
-- Теперь бери стеклорез в кулак, большой палец клади на рукоятку стеклореза, будешь давить на неё при резке. Отметь стеклорезом начало резки у верхнего края листа, черкни по нему с нажимом от себя, чтобы колёсико стеклореза заскрипело и оставило след. Нет. Сильнее нажимай. Проехало, но скрипа не было, слышал?
-- Да.
-- Повтори.
Я попробовал ещё раз.
-- Вот. Получилось. Теперь такую же метку надо сделать на нижнем краю стекла, где лист бумаги заканчивается.
Ага. Метки есть. Начало и конец линии отреза прорезали. Теперь соединяй их стеклорезом. И не бойся, дави увереннее, чтобы скрип колёсика слышал постоянно.
Теперь двигай то, что отрезали немного за край стола. Придерживай отрезанную часть и попробуй простукать стеклорезом по линии от начала до конца. Сильнее стукай. Лопается стекло?
-- Местами.
-- Где не лопнуло, ещё постучи.
-- Готово.
-- Теперь подвинь линию отреза ровно на край стола. Сверху положи вон ту широкую рейку. Тоже строго по краю. Прижимай ладонью рейку, а локтем всё стекло и резко... резко надави другой рукой отрезанную часть вниз.
Ну вот, поздравляю! Получилось.
-- Здесь немного в сторону скол ушёл.
-- Внутрь или наружу?
-- Наружу.
-- Это не страшно, клещами или пассатижами можно захватить и так же резко надавить вниз. Или стеклорезом. Видишь сбоку стеклореза есть выемки разной ширины? Надо стекло в выемку по размеру вставить и стеклорезом отламывать понемногу.
Я так и сделал.
-- А теперь давай попробуем стекло для рамки вырезать. Клади стекло на стол, протри его хорошо сухой тряпкой. Подсунь под угол стекла паспарту, который хочешь вставить в рамку, или лист бумаги по размеру паспарту. Размер стекла на 5 миллиметров сделай меньше размера паза в рамке, а то, если чуть промахнёшься в большую сторону, потом не вставишь.
А теперь - отрезай, не бойся. Всё получится.
И ведь действительно получилось мне на удивление.
Неделю или две в перерывах между занятиями мы занимались оформлением своих работ. Когда оформили, Анатолий Алексеевич заказал машину и мы к вечеру отвезли работы в выставочный зал на проспект Советский, когда он уже закрывался, разгрузили и наутро договорились развешивать их по стенам.
Целый день развешивали, сами компоновали стены, Анатолия Алексеевича с нами не было. Что-то подсказывали искусствоведы. Наконец к вечеру, уставшие и возбуждённые, присели, посмотрели ещё раз внимательно на выставку (не упустили ли чего?), остались
довольны. Ребята проводили меня и девочек на остановку и разошлись по домам.
Перед выставкой долго думали над названием изостудии. К тому же этого требовал регламент. Что за изостудия такая, откуда появилась? В итоге назвали её просто и немудрено -- "Живопись", что и указали в небольшой вывеске в нашем зале.
Свидетельство о публикации №123020601051
с уважением
Мюрэль 14.02.2023 10:07 Заявить о нарушении
Как молоды мы были, как верили в себя!
Виктор Квитко 14.02.2023 10:45 Заявить о нарушении