Колокола. История песни
Начало 20-го века. Трамваи ещё не электрические, а на конной тяге. При каждой остановке и при отправлении вагона вагоновожатый звонит в небольшой трамвайный колокол, дёргая за верёвку. Так что дома всегда слышно, как за окном останавливается очередной проходящий трамвай. А у входа в парадную над ступеньками у многих домов с улицы также висит или молоточек, чтобы постучать, или верёвочка от колокольчика или небольшого колокола, установленного внутри, в парадной, и обязательно дёргая за верёвочку, звоня, посетитель предупреждает хозяев (или дворецкого, если это дом столичной знати) о своём визите…
Вечер близится к полуночи. Влюблённый юноша – гимназист или студент, а может быть, молодой офицер, ожидающий возможной отправки на один из фронтов Первой мировой, – уже не первый день в тоскливом ожидании. Но ждёт он не повестки, нет, он ждёт прихода своей знакомой девушки, и не просто знакомой, а своей единственной и неповторимой. Пару дней назад они, к сожалению, повздорили, всё получилось так глупо… Теперь он несчастен, он тоскует и мечтает о ней. Но, как и вчерашний, сегодняшний день прошёл серо и тоскливо. Кто-то приходил по делам и уходил, весь день периодически звенели и звонили звонки-колокола проходящих трамваев и колокольчик в парадной, и на каждый из них он бросался к дверям, надеясь увидеть её, любимую, единственную, долгожданную… Она обычно приезжала на трамвае, и меньше чем через минуту звонил колокольчик в парадной. Он отворял перед ней высокие тяжёлые двери парадной, она заходила в распахнутые двери, снимала лайковые перчатки, кидала их на подоконник рядом с дверьми тут же в парадной и поворачивалась, ожидая, что он примет снимаемую шубку или манто. А в последний свой приход на той неделе, когда мороз давил под тридцать, и в трамваях было настолько холодно ехать, что люди часто выходили и шли дальше пешком, чтобы согреться, она, сняв перчатки, протянула ему свои ручки и воскликнула: «Обогрей их срочно! Я так замёрзла!..»
Вот и слышно, как прошёл мимо дома, прощально и грустно прозвенев, последний на сегодня трамвай. Юноша начинает писать записку своей девушке, он согласен, что всё было глупо, и он категорически неправ, он хочет получить прощение! А на бумагу одна за другой ложатся строки стихотворения.
А ты опять сегодня не пришла.
А я так ждал, надеялся и верил,
Что зазвонят опять колокола,
И ты войдешь в распахнутые двери!
Войдёшь, перчатки снимешь у дверей,
Небрежно бросишь их на подоконник.
"Я так замерзла, – скажешь, – обогрей!" –
И мне протянешь зябкие ладони.
А я возьму их – каждый ноготок
Перецелую, сердцем согревая...
О, если б ты ступила на порог!
Но... в парк ушли последние трамваи...
* * *
Где, в какой тетради, или в чьём письме полвека пролежало это прекрасное стихотворение, знает лишь тот, кто его обнаружил в середине 60-х годов и, взяв в руки гитару, попробовал наиграть и спеть. Получилось потрясающе! Показал друзьям – оценили, отличная песня. А если ещё в конце каждой третьей строки подпевать «ла-ла-ла-ла» («Что зазвонят опять колокола, ла-ла-ла-ла»), как это делалось во многих советских лирических песнях 50-60-х годов, вообще великолепно получается, почти как на эстраде!
Чуть позже, когда круг исполнителей новой красивой песни уже расширился до города или региона – а времена были такие, что гитару осваивали всё больше и больше человек, неудержимо наступала пора бардовской «самодеятельной» песни, – кто-то придумал вместо «ла-ла-ла-ла» в каждой третьей строчке по смыслу добавлять слова:
«Что зазвонят опять колокола, колокола»…
«Я так замерзла, – скажешь, – обогрей меня скорей!»
«О, если б ты ступила на порог, на мой порог!»
* * *
В таком виде я эту песню узнал в 1975 году, когда сам научился играть на гитаре. После этого слышал много различных вариантов и с «ла-ла-ла», и с «пальчиками» вместо «ноготков», и с другими изменениями в словах, но в целом, текст оставался изначальным, несмотря на то, что многие не понимали, почему «распахнуты» двери, какой такой «подоконник» у дверей, при чём тут трамваи и звон колоколов. Теперь, надеюсь, всем всё понятно.
Единственное непонятно – почему автор музыки к этому прекрасному стихотворению так и не объявился в наш век вездесущего интернета, ведь тогда он смог бы пролить свет на происхождение шедевра, на его "дореволюционного" автора. Вероятно, уже умер, ведь если ему примерно в 1965 году было даже 18 лет, то к моменту массового распространения интернета у нас в России ему было бы далеко за 60, а у нас в период 2000-2010-х годов очень мало кто из старых людей пользовался компьютером – они просто даже не хотели вникать в это "новшество для молодёжи". Так что мы не знаем сегодня ни автора стихотворения, ни автора музыки к нему. АВТОР – НАРОД!
А ты опять сегодня не пришла.
А я так ждал, надеялся и верил,
Что зазвонят опять колокола, колокола,
И ты войдешь в распахнутые двери!
Войдёшь, перчатки снимешь у дверей,
Небрежно бросишь их на подоконник.
"Я так замерзла, – скажешь, – обогрей меня скорей!" –
И мне протянешь зябкие ладони.
А я возьму их – каждый ноготок
Перецелую, сердцем согревая...
О, если б ты ступила на порог, на мой порог!
Но... в парк ушли последние трамваи...
Свидетельство о публикации №123020504217
Смею предположить, что песня КОЛОКОЛА написана больше, чем сто лет назад. И автор песни, возможно, офицер царской армии, возможно "беляк", возможно бывший офицер, но обязательно военный или гимназист. Очень м.б., что эта песня десятки лет пролежала, где нить в шкатулке или в книге-романе милой барышни, возможно, вместе с нотами или в позабытой нотной тетради... А м.б. в нагрудном кармане кителя, так бережно, хранимого родными, а потом... Потом мы все знаем - кто-то случайно нашел, прочёл и... Озвучил. Но кто?
И, да, тот, кто написал, ему по меньшей мере должно быть уже далеко за сто лет... И, да, он неизвестен.
Но, например, некий Геннадий Старков и К, которого представили, вернее, Г. Старков сам представился, "дваранином", решили присвоить авторство этой песни без зазрения совести - я смотрела этот наспех "сляпанный" "концерт" Г.Старковым и К, размещенного на майл.ру (после моей публикации "концерт" в срочном порядке удалили), где Г.Старков давал интервью - это было падение Г.Старкова ниже водопроводной канализации. Старков косноязычен и он говорил: "... моя первая любофф" и т.д и т.п. Это было то ещё, зрелище.)
Впрочем, он здесь тоже публикуется - почитайте и убедитесь - не его эта песня, не его.
М-да...
Это сладкое слово - халява.)
У покойников легко воровать - они же покойники. А, если еще и автор неизвестный, а слова известные, то ваще красота: никто не спросит - сразу и прославишься, и сделаешь себе имя.
Печально.
Марина Влада-Верасень 09.02.2023 09:38 Заявить о нарушении
Вдохновения Вам и крепкого здоровья, с уважением,
Борис Трофим 09.02.2023 21:10 Заявить о нарушении