Расписание жизни 0 - 10 лет

Я собирал по крупицам
Правду шагов и теней –
Всё надеялся вычислить.
Как прожить, чтоб верней.

Конечно же, это не руководство к действию, а к размышленью – кому-то поздно, а кому-то – ни к чему. Тем повезло, что есть достойные родители, учителя семи пядей, что во лбу, доброе наследство в Генах… но, и им моя подсказка всё ж, к чему Завысил кто-то свою планку, общего не накопив, достигнуть может много спозаранку, обласкан будет – поднесут медали и букеты…  Но солнце славы долго не стоит в зените, и спадет лишь славы зной – все заявят дружно: «Так, он же в жизни - никакой» Простительно, когда нас «никакими» делают другие – ловко и умело лепят, обжигают, красят и что надо им нальют и выльют, разобьют… Можно ли тому сопротивляться – вам самим решать: можно на родителей потом сослаться, и на школу, и на то, что трудно поменять… А вы разве не слыхали, что «Человек – творец своей судьбы». А вы судьбу свою видали? Ах, не показали или показали, но, оказалось, что совсем не то! Что, не тем дали выбирать, а может смалу заблудились и свернули не туда? Или чужого захотели – вдруг не приживется – что тогда?! У неудач причин так много, а верный путь всегда один. Может я и ошибаюсь, только вот потом не говорите, что об этом не слыхали.

0 – 10 лет
Вы можете улыбнуться, но это действительно самый важный период в развитии человека – почти 60% всего, чем будет ценен человек – оттуда. Не скрою – так и подмывает сказать ещё и ещё раз, что главное в человеке – НЕЙРОННАЯ СЕТЬ. Дождались – первенец, «наследник», или «отрезанный ломоть», ваша (и не только ваша, но и родителей, бабушек и дедушек) – «защита» и «оборона». Нейронов – сколько хочешь, даже больше, чем у взрослого человека – всё, казалось бы, в ваших руках. Делай что хочешь – можно свитер, даже платье в обтяжку или длинное, до пола… Многие, думают, даже уверены, что эти нитки или пряжу (дали впридачу) именно для них – родителей (и их родителей). А ведь они - для младенца, и лишь для него, а вовсе не для того, чтобы всем этим «богатством» воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты – ведь, они уже достаточно пожили и знают «как надо» и «что надо». А ребеночек то, уже многое понимает (или силится понять) – а ему пустышку в ручонки – чтобы не плакал и не мешал. Дела, дела – как же без них – теперь потребуется много чего, дополнительно. Привлекают старшее поколение или няню – а у тех свои планы и надежды и своя «ширина лавки» - и она у них может ассоциировать и с кроватью, на которой очень даже удобно спать и втроем, и собаками и кошками. Всё это накладывает отпечаток, как и то, что «У семи нянек – дитя без глазу». Да не без глазу, а наоборот с широко раскрытыми глазами на всё, что происходит рядом – завязываются первые узелочки той самой сети, по образу и подобию которых и будет продолжаться плестись сеть. Кто-то становится «Какой», а при появлении «доброго» и всё позволяющего, ребенок перестает плакать. Потом он начнет кричать, ложиться на пол и стучать ногами, пока ему не дадут, не позволят, не исполнят его волю.

В одном фильме по мотивам Шукшина, я подслушал мысль, которая меня поразила: «До 17 лет «ребенок» не должен покидать родительского дома – иначе он не будет понимать что такое Родина». Я добавлю – родные места, дом, родные люди, родной язык, обычаи, песни… Так и хочется в след заявить, что до 10 лет ребенок обязательно должен быть рядом с родителями, в особенности – с матерью. Позже, я обязательно опишу этот период близкого материнства в жизни женщины, без, не только ущерба, но даже с большой выгодой для её судьбы. Полагаю, мало кто представляет, как много усилий, понимания и терпения надо приложить старшему поколению, чтобы СЕТЬ ребенка, к 10 годам была готова на 60% и была предназначена именно ему. И залог этому, как и успех можно было бы представить одним словом: ВЫБОР. Представляю, как засмеются некоторые и заявят: «Ну, в этом возрасте, говорить о выборе жизненного пути – смешно!». А не смешно уже в 4 года таскать ребенка на каток или теннисный корт – заявляя, что позже – уже поздно.  Позволю себе ещё раз процитировать самого себя: «Можно продать дом и скот, чтобы отблагодарить того, кто верно укажет путь вашему ребенку». Только вот где найти такого человека, да и возьмет ли он такую плату. Я не встречал таких людей, но встречал, зато многих, которые своими поступками, подсказывали мне достаточно, чтобы не сбиться с пути. И ещё одна моя цитата: «Во всех бедах младшего поколения, виновато старшее поколение». Здесь мне вспоминается рассказ одного попутчика (в молодости, мне часто приходилось ездить в поездах, где я и наслаждался впечатлениями от бесед с попутчиками).
«….Время было тяжелое – только что закончилась война – многого не хватало – дома были с завалинками, сделанные их отходов леса, крыши тоже деревянные, теснота, неудобства… Огороды нарезались в стороне от поселка – там мы и проводили, зимой и летом свободное время, игрушки были самодельные, а коньки, привязываемые к валенкам были мечтой многих. «Старшие» учили «уму-разуму» тех, кто помладше и ещё не ходил в школу. Один первоклассник и привел с собой однажды на огороды свою младшую сестренку – приказал ей раздеться и лечь, предложив всем, озадаченно взирающим на это действо, попробовать то, чем занимаются взрослые ночью. После того, как никто не решился – он на деле продемонстрировал все это сам».

Почему так важно ( в этом возрасте) ребенку, как можно дольше, быть рядом со взрослыми. Вначале, а затем под наставлениями и приглядом, ребенок знакомится с «миром родителей» - и пусть этот мир и эти знания родителей будут не столь велики, но зато он познает, что такое «пример», что такое «правильно», как долго и какими путями достигается это»правильно» - захочет сам сделать правильное, а не там, за сараем взять пример с того, кто курит и матерится. Потом он столкнется совсем с другим, более сложным и интересным – и это всё другое тоже будет решать по тому же пути, и по тем же «формулам», которые привили ему ещё тогда, когда им ещё не было и десяти. Именно в этом возрасте ребенок должен ощутить мир во всей его полноте – нет, не тот сказочный мир, в котором «герои» влазят в ухо Сивке-Бурке и идут туда – не зная куда, … Кто поможет расширить эти рамки мира, событий и дел? И, главное, зачем это нужно? Ответа два – и оба важны и просты:
- только столкнувшись с иным, может в ребенке зазвучать именно та струна, которая и есть его предназначение и цель жизни, идя к котрой он может достигнуть истинного, а не ложного и внушаемого, успеха.
- и даже нащупав эту самую «струну», было бы большим грехом отдать все силы ребенка той стезе. Тем самым, (помните цитату: «хороший специалист – подобен флюсу») вы сделаете ребенку «медвежью услугу» сузите его внутренний мир и кругозор – его будут нещадно эксплуатировать в узком коридоре его знаний, не давая (да он и сам уже не сможет или не захочет новизны и широты) ему выйти «на волю».
Что надо для того, чтобы СЕТЬ была залогом счастливой и полной жизни? Всё просто и не просто: гости, умные и разнообразные книги, совместные просмотры фильмов – ребенок сам, по реакции родителей, оценит и захочет завязать заветный узелок в СЕТИ, который не раз ему подарит радость и успех, а не «Золотую рыбку», все подарки которой, увы, не порадуют надолго «Старуху-жизнь».

                (продолжение следует)


Рецензии