Ландшафты
Зайти - и сразу восвояси:
товарищ пьян и нагло врёт.
Опять он встретит на "Аяксе"
очередной тяжёлый год.
Всё преимущество за Женей -
за другом младшеньким моим;
длиной не меньше трёх саженей
мы строим плот совместно с ним.
Ну, Костя дышит худо-бедно:
душой хорош, но тем плохой,
что поминальной и победной
он чашей сделал теплоход.
Вредны ветра. А декабрям как
не навредить ещё сильней, -
борта "Аяксу" не обрямкать
до ржавых старческих соплей?
Вздыхают даже корабелы:
яр жил трудом, а не рублём.
А нынче вроде оробели -
не знают, как быть с кораблём.
То - хроника. Хоть издалёка,
но о другом веду я речь:
в чём сей тревоги подоплёка?
Чем нас река так может влечь?
Плох из меня пейзажный лирик.
Мне лучше, глядя на пейзаж,
кента, знакомого до дырок,
вписать в очередной пассаж.
Так встань же, оторвись от жинки,
пейзажа виртуоз, - пей за
цветочки, ягодки, снежинки
и прочий благостный пейзаж!
2
Но я начну, хоть это сложно.
Задача видится мне так:
чего же в даль гляжу я слёзно?
Что даль? Казалось бы, пустяк.
Ан, нет. Пока бредёшь равниной, -
одни опорные столбы
тебе свидетели ревнивой,
почти безвыходной судьбы.
Сколь ни растрачивай ты удаль,
под коим камнем ни причаль,
пределов нет. Так не оттуда ль
исходит русская печаль?
И не туда ли рвётся сердце
как из-под бешеной плети,
двери или хотя бы дверцы
желая встретить на пути?
Иной расклад - высоки горы,
где на пустячной вышине
подъёмы, спуски есть укоры
твоей житейской копошне.
Где в гору прёшь и знать не знаешь,
что будет, как пойдёшь с горы, -
то ль, наконец, прямая залежь,
то ль - дьявол! - новые бугры.
Засим хребты - не место скуке,
что водится в степной среде.
Но, помня о несчастном Куке,
я плавно перейду к воде.
Как было сказано вначале,
всех вод доступней нам река.
И мы на ней озорничали,
добывши званье дурака.
Река, пожалуй, середина
в моём сравнительном ряду.
Будь я хоть круглый сиротина -
к реке, конечно же, приду.
Она чарует сменой видов,
стращает буйствами ветров,
то бережок безлюдный выдав,
то дым рыбацких костерков.
Я посажу, конечно, в лодку
любимую души моей,
иль незнакомую молодку -
не суть, всё в радость было б ей.
3
В тот день была с похмелья вьюга:
ей славно пелось и мелось.
Я нагрузил еды два вьюка,
поскольку знал, что слаб мороз,
что руки не окоченеют,
горланить не устанет рот,
а на борту все очумеют
от столь невиданных щедрот.
Закинул я костей в конурку,
вино в каюте разливал.
В густую шерсть собаку Нюрку
вместо тебя я целовал.
Вот, кстати, о тебе, любимой:
под полуночный Нюркин вой
мечтою непоколебимой
в моей душе был образ твой.
Я с этим образом носился,
воображал его жильцом,
ныряющим поутру с пирса,
чертовкой с ангельским лицом.
И стал писать я без умолку,
и стал рассказывать друзьям,
о том, что выйдя в ночь на ёлку,
я был бы рад твоим глазам.
Глупа мечта о человеке:
что приоткрылось из замоч-
ной скважины, того вовеки
ни изменить, ни превозмочь.
4
Ты терпеливо объясняла,
слова не находя в гурьбе
искомых слов, что точно знала
толк в политической борьбе.
Тебе во тьме сломали руку
и настучали по башке.
И, принимая эту муку,
ты о Денисе и Пашке,
наверно, думала в тот вечер,
пронзённый бранью городской,
а также - как бесчеловечен
к тебе сегодня мир людской.
Такая в двух словах петрушка.
Для впечатлительного - жуть.
Я расскажу тебе, подружка,
на пальцах, в чём сей жути суть.
Твоё бойцовское имаго
не знало, кто враг, где вражда.
Но рассуждающим инако -
иначе действовать нужда.
Тебе бы подошло, мой шалый,
о, мой банальный мотылёк,
лететь не на огонь, пожалуй...
Но от подсказок я далёк.
Чёрт, я и лирики любовной
видать, не мастер, ей-же-ей!
Уйти ль к сатире острословной?
Будь всех живых она живей!
5
Избранница строки колючей!
Чего ж так тяжко нам двоим?
Быть нынче мне, пожалуй, лучшим
отображением твоим.
Поэзии непредсказуем
упрямый двойственный язык:
что мы метафорой сказуем,
то громче делает наш зык;
и что, напротив, мы открыто,
прямого не страшась словца,
провозвестим, то говорит о
некой наивности певца.
Но ты, конечно, не поверишь
в метафор жульничий язык,
в своей оставишь голове лишь
гул обезреченных музык.
6
Что властью жара и озноба
сложилось - то из чуждых уст
литературная основа
для нелитературных чувств.
Я слово ясное, простое
чту. И в нём не найти улик,
что я поэтику построил
тем, как объём его велик.
7
Глянь в строчек поле игровое:
мы - двух зеркал взаимный взор;
ты - битое, а я - кривое,
смотрящее тебе в упор.
Жизнь у тебя - дорог овраги.
Моя же - зеркало реки.
Их противоположность - враки:
оврагам реки не враги.
Когда планеты продолженье
возьмёт поверхность на излом,
то по закону притяженья
вода наполнит сей разлом.
Мы разные, как два ландшафта -
пески, сменяемые льдом;
и даже уличная шавка
средь них себе не сыщет дом.
Мы перед старостью предстанем,
все раны сердца замоля.
А после самым крепким зданьем
нам станет чёрная земля.
Свидетельство о публикации №123020405284