Жизненные наблюдения - 15

                Жизненные наблюдения - 15

                Абстракция и реализм
     Почему, собственно говоря, появились новые направления в мировой живописи,
   почему многие художники, начинавшие жизнь в искусстве как реалисты, отошли от
   него? Ответ прост: реализм существовал сотни лет и продолжает существовать. В
   70-е годы прошлого века даже появился гиперреализм(то есть, сверхреализм)-
   совершенно невероятная разновидность реализма.
     Художники-реалисты занимались одним и тем же: писали портреты, пейзажи
   натюрморты и прочее.
     Продолжаться ещё сотни лет это не могло. Начались поиски чего-то
   нового, необычного.
     Результаты этих поисков оказались шокирующими - появились художники, которых
   считали представителями фовизма(Матисс, ранний Брак, Сислей, Дерен и др.),
   экспрессионизма(Мунк, Марк, Явленский, Серебрякова и др.), кубизма(Пикассо и
   Брак, Леже и др.), футуризма(Бурлюк, Лентулов, Малевич и др.),
   дадаизма(ранний Эрнст,Тцара, Дюшан, Пикабия и др.),сюрреализма(конечно, Дали и
   Магритт, тот же Эрнст, Кало, Танги и др.) и прочих -измов.       
     Во Франции появился предтеча всей модернистской живописи - Поль Сезанн. Он и
   сейчас - бог для многих художников. За ним последовали Гоген, молодой Пикассо,
   Кончаловский, Лентулов, Машков, Фальк и другие. Первая выставка Сезанна в 
   Париже произвела эффект взорвавшейся бомбы и, конечно же, в отрицательном
   смысле.
     Один из критиков написал в своей убийственной статье, что эта мазня не
   является живописью, о чём говорит хотя бы тот факт, что одна из картин неделю
   провисела вверх ногами, но никто этого не заметил. Кстати, эта история
   напомнила мне о том, как я помогал своему другу-абстракционисту
    Михаилу Архангельскому развешивать в выставочном зале его картины и
   заметил:"А знаешь, Миша, - эта картина висит вверх ногами".
   Он посмотрел и сказал:"А мне и так нравится".
     Конечно, выдающимся событием(как стало понятно потом) стало появление
   великого испанца  Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария
   де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-
   Пикассо - всем известного ныне Пабло Пикассо.
    Пикассо с детства брал уроки рисунка и живописи у своего дяди - художника-
   реалиста, известного своими картина голубей. Пабло оказался необычайно
   талантливым юношей, быстро освоившим живопись реалистов. Для того, чтобы иметь
   карманные деньги на развлеченья и девочек, он идеально копировал картины
   великих испанцев Веласкеса, Эль Греко, Риберы и других и продавал их.
    Но Пикассо быстро понял, что если пойдёт по этому пути, то попадёт в тупик -
   художников-реалистов тьма-тьмущая. И появился кубизм, изобретённый им и его
   другом Жоржем Браком.
     Начало кубизма было положено вывешиванием в 1916 году его картины
   "Авиньонские девицы", получившей уничижительную критику. Пикассо был
   подвергнут обструкции, но осознал, что стоит на правильном пути, и это он   
   доказал всей своей жизнью.
     Нынче цена картин Пикассо доходит до ста и более миллионов долларов, а
   некоторые("Авиньонские девицы", "Герника" и некоторые другие - бесценны,
   потому что они не продаются,и каприз какого-нибудь арабского шаха, пожелавшего
   их купить, никогда не будет исполнен).
     Пикассо, всё же, не полностью отошёл от реализма - всем известны его поздние 
   картины "Девочка на шаре", портреты своих детей, блестящие графические
   иллюстрации к бессмертным книгам - Дон Кихоту, Метаморфозам Овидия и другим.
    Но абстрактную живопись придумал наш соотечественник - Василий Васильевич
   Кандинский.
     С тех пор(с 1910-го года) прошло не так уж много времени, а художников-
   абстракционистов стало на свете невероятно много. Кандинский же остался
   Кандинским. Его работы есть в самых разных музеях мира, даже в Краснодаре я
   видел подлинники его картин.
     Живопись, а тем более абстрактная живопись, понятна и любима немногими. Если
   пригласить на выставку художников-абстракционистов человек 50 прямо с улицы,
   уверен,что большинство из них скажет,что это белиберда, не имеющая к живописи
   никакого отношения, а ещё скажут, что и они так могут.
     Слава богу, это не так. В любом виде искусства ничего невозможно добиться,
   если не трудиться долго и напряжённо, но не факт, что это приведёт к какому-
   либо прорыву или открытию, потому что любое искусство подразумевает, что всё
   настоящее в нём - "штучный товар". Помимо труда нужен талант.
     Именно поэтому в истории абстракционизма заняли своё место навеки те, кого
   невозможно ни с кем перепутать, те, кто нашли свой уникальный стиль - самое
   главное, говорящее о том, что художник состоялся.
     Как можно ошибиться в принадлежности картин кисти того или иного художника,
   если вывесить на одной стене картины абстракционистов Кандинского, Мондриана,
   Поллока, Ротко, Филонова, де Кунинга и других выдающихся живописцев? Да никак.
   Даже тот, кто никогда не интересовался живописью, глянув на эти холсты поймёт,
   что авторы - разные люди.
     Среди некомпетентных людей бытует мнение, что писать картины реалистические
   гораздо трудней, чем картины абстрактные.
     Наивное заблуждение. В художественных училищах, академиях всех учат оди-
   наково.
   То есть, любой выпускник может сработать картину в реалистическом стиле, но
   мало у кого получится сделать что-то приличное в стиле абстрактном, потому
   что для этого нужна не только "голая техника", но душа, мысль, воображение.
     Не знаю, как сейчас, но в годы советской власти со студентами, тяготевшими к
   абстрактной живописи, нещадно боролись, никаких выставок абстрактной живописи
   не устраивалось, всё это считалось крамолой.
     Мой покойный друг - художник Михаил Архангельский, известный абстракционист,
   чьи полотна есть во многих музеях Европы рассказывал, как его старательно
   пытались наставить "на путь истинный" в художественном училище, угрожали
   исключением, но ничего у них не вышло - и миру предстал великолепный
   художник-абстракционист - со своим стилем, своим видением действительности,
   своей гаммой красок. Такая же история была и с покойным Евгением Цеем(умер в
   1982-м году), заслуженно считающимся ныне классиком.
     Художников-реалистов значительно больше. К сожалению, жизнь начинающего
   художника "тяжела и неказиста", выбиться "в люди", стать популярным, модным,
   известным очень нелегко, а "кушать хочется всегда", поэтому в любом большом
   городе есть места, отведённые для художников, продающих свои картины
   "широким массам" - пейзажи, натюрморты, копии известных картин В прежние годы 
   мало кто покупал эти поделки, а уж теперь, когда большинство людей вынуждено
   считать каждую копейку - тем более.
     О том, как боролись за своё право писать картины так, как они хотят, может
   свидетельствовать история взаимоотношений знаменитых художников Шишкина и
   Куинджи.
     Репродукции картины Шишкина "Утро в сосновом лесу" при советской власти
   изготовлялись, вероятно, миллионными тиражами, они висели чуть ли не в каждом
   доме(кстати, мало кто знает, что медведей на этой картине дописал художник
   Савицкий).
     При жизни Шишкина возникла горячая полемика о том, нужна ли такая живопись.
   С середины 19-го века в России появилась фотография, а картины Шишкина были
   выполнены идеально с точки зрения техники(Шишкин,по-сути, был предтечей стиля,
   появившегося в живописи в 70-е годы прошлого века - гиперреализма). Картины
   художников-гиперреалистов исполнены на столь высоком техническом уровне, что
   даже с близкого расстояния невозможно понять - фотография это или картина.
   Посмотрите в Интернете картины этих художников - вы ахнете от удивления и
   восхищения!
     Шишкина и Куинджи критики противопоставляли друг другу. Последний считал,
   что стиль Шишкина крайне вреден для живописи."Фотографический стиль".
     Картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре"(1880 год) произвела шокирующее
   впечатление на всех, кто её видел. Дошло до того, что картину экспонировали
   в отдельном помещении как единственное полотно для зрителей(небывалое по
   тем временам дело!). Чтобы полюбоваться ею, стояли огромные очереди.
     Более того, академики живописи, потрясённые этой работой, сделали описание
   картины отметив, что время не пощадит краски и с годами первоначальный
   эффект, который произвела картина, будет гораздо меньше, поэтому они запечат-
   леют этот эффект в словах - на века!
     Мне посчастливилось несколько раз посетить Русский музей в Ленинграде-
   Петербурге. Это небольшое полотно(105-146 см), отдельно висящее на стене.
   Около картины всегда масса народа - всем любителям живописи хочется посмо-
   треть на знаменитое произведение искусства.
     Интересно, что оба художника преподавали в Академии живописи и со временем
   большинство студентов перешло из класса Шишкина в класс Куинджи. Великий
   колорист Архип Куинджи победил Ивана Шишкина. Шишкин не выдержал и оставил
   преподавание в Академии.
     Конечно, оба художника великие мастера. Но "на вкус и цвет товарищей нет".


                04.02.23
    
   
      
 
      
   


Рецензии
У нас в Вятке, в прошлом году, я сходил в музей братьев Васнецовых! Что ж, 3 зала, полные картин и старинной мебели, особенно на меня произвела впечатление религиозная живопись 16-17-18 века, очень мощно! Так же, у нас в музее, имеется полотна Айвазовского, Верещагина, Серова, Куиджи, ну и самих братьев Васнецовых и много кого ещё. Мощно на меня повлиял этот поход в музей - это искусство в чистом виде, великое искусство, и вдохновляет не на шутку. А что до абстарционизма, то, видимо, не всем дано понять полотна, написанные в таком стиле. У каждого свой вкус, наверное. Так вот, меня поразило то, что я был в музее один. Это нам что-то говорит о нашем времени. Зато в кафешки полны народу. Эх... Спасибо, Юрий, за прекрасное эссе, ну и в созвучие стишок: http://stihi.ru/2017/09/28/10456 С добром.

Денис Созинов   04.02.2023 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Денис!К сожалению, то же самое и в Краснодаре, - что в Художественном музее, что в Выставочном зале(прямо напротив музея) сидят пенсионерки-смотрительницы, зевают, никого нет. Кстати, в Выставочном зале раньше регулярно выставлялись наши художники, многие - мои друзья, жизнь бурлила, выступали искусствоведы, мы, любители живописи, устраивались фуршеты, было весело. Потом всё рухнуло, ещё до ковида - сейчас там смертная тоска. Чтобы зал не закрыли, там проводят выставки репродукций(!), "живой" живописи давно не выставляют, крах полный - дебилизм и оглупление! Думаю, так везде - действительно, на каждом квартале по пять кафе с каждой стороны, рестораны, пивнушки и так далее - каждому времени своя обстановка! С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   04.02.2023 13:35   Заявить о нарушении
Прискорбно слышать такое, Юрий!

Денис Созинов   04.02.2023 14:15   Заявить о нарушении