Восхождение к Сверхразуму космо-физические поля ин
«Сознанию свойственна сила самонаправляющего знания ... она даёт ему возможность постоянно направлять свою собственную мощь вдоль логической линии изначального самовосприятия. Именно тогда самоопределяющая сила универсального сознания - способность самосознания вести бесконечные линии бытия - должна постигнуть в себе определённую истину и направить свою мощь творения вдоль линии этой истины, которая была направляющим фактором на протяжении всего космического проявления».
Шри Ауробиндо, «Жизнь божественная».
Духовная природа Ноосферы
Рассматривая время Ноосферы и место, которое она занимает в эволюции Земли, мы видим некий горизонт, или порог, около даты 2012 года, когда ноосфера совершает квантовый сдвиг из планетарного бессознательного в планетарное сознательное - сознательное Земли. Чтобы действительно понять, что это означает, нам необходимо рассмотреть духовное измерение. Ноосфера является не просто функцией космофизических законов эволюции, она является направленной манифестацией более глубинной мудрости, которую сейчас готова принять Земля.
В духовном измерении сознание проходит процесс нисхождения в материю и обратного восхождения к духу и единству. Этот направляемый космический интеллект порождает себя, становясь собой в бесконечной череде своих возможностей и затем приходи к сознательному осознанию себя через свои же бесконечные проявления. Затем на планете, способной поддерживать священную жизнь, в очень особый момент её эволюционной траектории нисхождение космического интеллекта проявляется в виде феномена, известного как ноосфера. С этой точки зрения, ноосфера представляет собой духовно самоосознающую среду изначального сознания, с помощью которого была создана Вселенная, а также стадию на пути возвращения этого изначального источника к самому себе.
Такое развитие в самоэволюции сознания пребывает в созвучии и соединяется с разработками фундаментального основополагающего принципа звёздной эволюции относительно планетарных тел, способных поддерживать определённый вид органической материи, который может стать самоосознающим и разумным. Этот космический принцип предполагает возможность эволюции планет с ноосферой. При рассмотрении более сотни миллиардов галактик во всей Вселенной, логика приводит нас к вере В то, что это обстоятельство не является ни редким, ни единственным.
Рассматриваем ли мы её с точки зрения биогеологической эволюции, или исключительно с точки зрения духовной йоги, или под углом зрения русского космизма, говорить о ноосфере, значит, принимать главное допущение - существование некоего рода трансцендентной силы, духовного ядра, сознания, которое управляет процессом космической эволюции. Ноосфера, особенно по сравнению с техносферой, является результатом глубинного духовного развития в процессе космической эволюции сознания - переходом от эго к трансцендентному Сверхразуму.
В рассмотрении ноосферы с исключительно духовной точки зрения выделяется один современный духовный мыслитель - Шри Ауробиндо (1872-1950 гг.). Вне всякого сомнения, всесторонность его метода Интегральной Йоги - Йоги Самосовершенства - ближе всего подходит к исчерпывающему духовному описанию природы Ноосферы как следующей стадии в эволюции сознания Земли. Рассуждая на подобные темы, необходимо помнить, что ноосфера - это не локальное, а универсальное понятие космической эволюции.
Интересно отметить синхронизацию: 24 ноября 1926 года - а именно в этом году В.И. Вернадский, Ле Руа и Тейяр де Шарден пришли к согласию по поводу значения термина ноосфера, и случайным образом Жан Сматс опубликовал свою книгу «Холизм и эволюция» - Шри Ауробиндо испытал «нисхождение всементального», «нисхождение Кришны в физическое». По словам Шри Ауробиндо, «нисхождение Кришны могло быть нисхождением Божественного Всеразума, подготавливающего почву ... для нисхождения Сверхразума...» Как мы увидим, Всеразум является заключительной стадией, предшествующей Сверхразуму. Опыт Шри Ауробиндо можно воспринять как ключ к духовному пробуждению ноосферы. Фактически, являя собой «силу космического сознания», «принцип глобального знания» и будучи «огромным горизонтальным расширением сознания», а также «широким космическим восприятием и ощущением безграничности универсального я», понятие Шри Ауробиндо «Всеразума» буквально синонимично с ноосферой.
Шри Ауробиндо описывает прожитое в тот день - и так теперь называют этот опыт его последователи как «День Сиддхи» (день победы), «беспрецедентное нисхождение всементального (надментального) сознания в физическое». После этого Шри Ауробиндо был совершенно не привязан к миру. Пребывая в ритрите в своём ашраме, он был сконцентрирован на садхане (духовной практике). За несколько лет до этого он был одним из лидеров Национального Движения Индии, а сегодня считается одним из четырёх основателей современного индийского государства, провозгласившего свою независимость в его день рождения - 15 августа 1947 года.
Можно сказать, что благодаря обретению теоретической структуры и помещению в мировое сознание в 1926 году, появилась возможность непосредственно проживать ноосферу как Божественное нисхождение, проявившееся как «всементальное сознание» в человеческой форме - в Шри Ауробиндо. Все продвижения человеческого сознания должны сначала быть проявлены в живой человеческой форме, иначе было бы невозможно узнать о том, чему предстоит произойти. Именно это является выражением принципа аватара, то есть нисхождения определенного принципа в человеческую форму чтобы это могло стать примером для всего человечества.
В этом отношении мы можем назвать Шри Ауробиндо аватаром Ноосферы.
В отличие от Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, который занимался преимущественно биологическим и биогеохимическим аспектами нашей эволюции в Ноосферу, Шри Ауробиндо стал философом, йогом и мистиком, главный интерес которого был связан с описанием «будущей эволюции человека» с точки зрения всесторонней системы эволюционирующих состояний сознания. Эволюция не останавливается на просветлении, она продвигается дальше и следует даже за пределы разума. Поскольку фокус его внимания был направлен на эволюцию человеческого «Разума Неведения» в сверхментальные сферы, сопровождаемую одновременным нисхождением Божественного Сознания, его описания следующих стадий эволюции сознания могут быть восприняты как описания духовной ноосферы как состояния сознания.
Если Тейяр де т Шарден и В.И. Вернадский рассматривали ноосферу - планетарный разум - как грядущую возможность, являющуюся результатом необратимых тенденций биологической эволюции, то в восприятии Шри Ауробиндо Всеразума Божественное нисхождение сверхментального сознания обретает смысл восхождения, или устремления вверх, человеческого духа, ныне оказавшегося в ловушке в нижних стадиях мате рииальной эволюции - инволюции духа. Но вместе с этим, как характерно для использованного ВИ. Вернадским понятия для описания следующей геологической стадии - Эры Психозоя, то есть психического одухотворения жизни, - Ауробиндо также предвидел, что одухотворение и трансформация материи совершенно неотделимы от высвобождения духа в Божественное Сознание.
Благодаря своему католическому образованию, Тейяр де Шарден тоже рассматривал ноосферу в духовном контексте, но в более христианской форме нисхождения Божественного Сознания. Подобно тому, как Шри Ауробиндо воспринимал «Жизнь Божественную» в качестве завершения духовной эволюции на Земле, так и Тейяр де Шарден рассматривал эволюционное путешествие как коллективный переход к Богу: «Из ноосферы мы перейдём в теосферу». «Теосфера» вполне может быть тождественной «Жизни Божественной».
Для мышления Шри Ауробиндо характерно систематическое описание структуры космического сознания как огромной арены, на которой эволюция самой материи рассматривается как аспект инволюции и эволюции души посредством Божественного Сознания. Красота языка Шри Ауробиндо заключается в его универсальности и духовной чистоте. Представители любых верований могут читать его труды и находить в них отражения своей собственной веры. Так происходит потому, что это приходит напрямую от самадхи самого Шри Ауробиндо.
Шри Ауробиндо провозгласил дальнейшую трансформацию сознания непосредственно после нисхождения Всеразума. Он объяснял, что эта транеформация должна стать надмеетальной трансформацией - нисхождением Сверхразума, которое (как он сообщил незадолго до своей смерти, случившейся 9 декабря 1950 года) должно произойти через Мать - его духовного соратника. 29 февраля 1956 года Мать подтвердила, что через неё произошло это нисхождение. Это случилось вскоре после ухода Пьера Тейяра де Шардена в 1955 году.
Наиболее точное выражение Сверхразума можно найти в той форме, в которую Мать облекла концепцию Ауровилля, открытого 28 февраля 1968 года. В этой совершенно осознанно созданной международной общине ноосферная форма трансцендентного человеческого сознания может проводить эксперименты И расцветать, не испытывая препятствий или привязанности к какой-либо религии и установленному государством обычаю. Единственное наставление - вера в Божественное Сознание, к которому устремлено человечество. В этом смысле идеал Ауровилля увековечивает видение, устремлённое за пределы религий и воплощающее принцип универсальной духовности. Благодаря усилиям Матери Ауровилль смог расцвести и стать уникальной, гармонически и экологически спроектированной международной протоноосферной лабораторией человеческой эволюции. Он развивается с того самого момента, когда Земля была впервые увидена из Космоса (1969 г.), - то есть когда произошло засевание семян массового ноосферного сознания, до настоящего времени.
Свидетельство о публикации №123020308804