Об идеализме в естественных науках

ОБ ИДЕАЛИЗМЕ В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ

Борис Ихлов

Введение
На то, что математика была создана в виду стоявших в древние времена насущных задач, указывает Гайденко [1]. С помощью геометрии вычисляли площади и объемы, с помощью арифметики высчитывали цену хлеба, оплату труда, математика была нужно при строительстве. У египтян и вавилонян математика выступала как средство, школа Пифагора превратила математику в отдельный предмет исследования, отмечает Гайденко.
Такое превращение – объективный процесс восхождения от конкретного к абстрактному. Аналогично физика с введением интегро-дифференциального счисления, завершенного Лейбницем и Ньютоном, с открытием законов Кеплера и далее закона всемирного тяготения Гука-Ньютона и т.д. разделилась на экспериментальную и теоретическую. «Теоретическая физика, - заметил Ландау экспериментатору Иоффе при обсуждении квантового туннельного эффекта, - предмет сложный, не каждый может его понять». Тем не менее, приоритет остается за экспериментальной физикой. Так, Пайерлс и Ландау теоретически доказали неустойчивость двумерных решеток, невозможность графена, однако графен был получен. Ибо в диалектической паре «практика – теория» практика первична, определяющая. И все же вопрос Холмса доктору Ватсону, зачем в повседневной жизни нужна астрономия, нетривиален.
Казалось бы, космология, астрофизика, обнаружение гравитационных волн, на которое только в последнем проекте было потрачено свыше 200 млн долл., имеют чисто познавательную ценность. Однако все эти дисциплины связаны с остальной физикой, их методы применяются и в гидродинамике, и в физике твердого тела. Благодаря небесной механике были сооружены приливные электростанции, космология и астрофизика дают ответы на вопросы о близком уже переселении с Земли, если в ближайшие столетия темпы расходования ресурсов Земли не снизятся, через 200 лет население планеты окажется без ресурсов. Эффект Мёссбауэра долгое время представлялся чисто академическим исследованием. Сегодня этот эффект используют даже в сельском хозяйстве.
Как говорил Маркс, в науке нет ничего, кроме ее практического применения. С другой стороны, Маркс прав концептуально, но не ситуативно. Иначе мир бы не знал астрономии. Аристарху Самосскому в голову бы не пришло предлагать гелиоцентрическую систему мира и определять расстояния до Солнца и Луны и их размеры. Причем дело не только в том, что познание нельзя ограничить рамками экономики. Чтобы Галилей отрекся от своего утверждения, что Земля вращается вкруг своей оси, его так пытали, что к месту отречения несли на носилках, Джордано Бруно - сожгли на костре. Наука, процесс познания требуют отказа от догматики, они отражают не только утилитарный, но и мировоззренческий аспект. Никакие ухищрения и выверты не могут затушевать тот факт, что научные данные о происхождении Вселенной и зарождении жизни на Земле, теория Дарвина и построенная на ее основе синтетическая теория эволюции прямо опровергают религиозные писания.
Сегодня нерешенные задачи в теории чисел, гипотезы ван дер Вардена, Коллатца, Эрдёша, проблемы Варринга, Голдбаха и др., казалось бы, оторваны от ближайших нужд человечества. Тем не менее, в решение этих проблем вкладываются солидные средства.
Но Пифагор и его ученики не просто восходили от конкретного к абстрактному, они  одностороннее, преувеличенно возводили одну из черточек, сторон, граней познания в абсолют, хотели объяснить из числа природу всего сущего. Математика методологически  отделяется от природы, в сознании пифагорейца  - теряет с ней связь. Затем математические абстракции кладутся в основу материи как первичные. Энгельс же утверждал, например: «Математическая бесконечность заимствована из действительности… и поэтому она может быть объяснена только из действительности, а не из самой себя, не из математической абстракции. [2].
Данная статья – не столько критика мистицизма в духе Нордау, сколько попытка представить обратный процесс: восхождение от абстрактного к конкретному.
Научные законы и мистика
Законы физики неприменимы в истории, законы биологии – в химии. С другой стороны, физические законы в области квантовой химии объясняют некоторые химические процессы, если используются экспериментальные данные, другие физические законы используются в биологии (биофизика, бионика).  В последнее столетие обнаружили, что одни и те же дифференциальные уравнения (Белоусова – Жаботинского, Андронова) описывают и гидродинамические процессы, и химические реакции и даже биологические системы. Синергетика охватывает всю природу, теория катастроф способна прогнозировать ситуацию на  товарных и финансовых биржах. Аналогично теория вероятности, возникшая в XVII – XVIII веках, описывает и физические, и химические, и биологические, и социальные процессы. И, хотя высшие формы движения материи не редуцируемы к низшим, математика есть отражение всей природы, ее законов, общих необходимых связей.
Единственное, что не в состоянии описать математика – индивидуальность человека. По той причине, что физика, химия, биология имеют дело лишь с повторяемыми феноменами. В виду этого Аристотель не видел (в теории) существенной разницы между Каллием и Сократом [3]. Врач лечит не Каллия и не Сократа, он лечит общее в их органах, не с конкретную болезнь, а нечто усредненное.
Число не содержится в субстанции. В то же время оно есть общее для различных субстанций, проявляется через них, не существует отдельно от них. Субстанции не тождественны друг другу, одинаковых два металлических  шара будто бы нельзя суммировать в виду их не полной тождественности. Математические абстрагирование отвлекается от несущественных различий, выделяя общее. Аристотель, один из основоположников диалектики, не понимал еще диалектики единичного и общего, того что сущность не отдельна от вещей, потому считал, что единичное не может быть предметом познания. Но именно по этой причине основные общественные законы не могут быть описаны математически. Например, стоимость товара материальна (см. [4]), т.е. существует объективно, независимо от сознания индивида, но не имманентна товару, как масса или заряд, она существует только в головах людей. Поэтому общественные законы проявлены лишь как тенденции, потенциальные возможности, которые могут и не реализоваться [5].
Например, существует тенденция централизации капитала, выраженная в глобализации, однако она наталкивается на противоположную центробежную тенденцию, выраженную в росте национализма. Другой пример – предсказанная в [6] война бедного Юга с богатым Севером, выразилась не в столкновении армий, но в уродливой форме исламского фундаментализма. В то же время типичность, тождественность «уникальностей» выражается не только в этнической, национальной, государственной формах или в формах, соответствующих манипуляциям массовым сознанием, но даже в одинаковых фрагментах стихов, не являющихся цитированием. Если первое выражено в привязанной к существующему способу производства формулировке Маркса, что личность – это конкретная совокупность общественных отношений, второе является самостоятельным феноменом.
Различение полхода Пифагора и подхода Аристотеля в отношении математики не сводится и к мировоззренческим установкам, оно касается способа мышления, методологии.
Одним из обоснований материалистического метода в математике является история ее зарождения. История цифр начинается 5 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, когда развиваются животноводство и земледелие.  Родоначальниками специальных обозначений чисел  считают шумеров, I - II тыс. до н.э. Индийская позиционная система исчисления, с которой Европа познакомилась благодаря арабам, позволила записывать числа, используя десять знаков. В персидскую эпоху, начавшуюся с правления Кира, появляется специальный символ для нуля, до этого времени самым маленьким числом была единица, и для Пифагора тоже. В III в. до н.э. Архимед и Пифагор обосновали понятие бесконечности натурального числа. Пифагор был одним из первых, кто придал числу самостоятельное, отдельное от материи существование. Он создал философию числа, перевернул с ног на голову историю возникновения чисел. Пифагорейцы «признали математические начала за начала всего существующего», - отмечал Аристотель [7]. Пифагор считал, что «все вещи суть числа», числа – первичны, первооснова мира, потому что присутствуют и в живом, и в неживом, и в земном, и в морском, и в небесном, Данный дискурс в неизменном виде дошел до наших дней, самые разные авторы утверждают, что, поскольку число неизменно и присутствует в совершенно разных изменяющихся вещах, являясь единой основой, то число можно считать первоначалом мира. У адептов данного направления школы Пифагора доходит до курьезов, считают, что взаимодействие самостоятельных чисел меж собой приводит к разнообразию вещей, весь естественный мир построен из чисел, к числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами. Таким образом, весь мир представляет собой последовательное развертывание идеальной сущности – числа. То есть, различные конкретные числа наделяют сверхъестественными, магическими свойствами, как в эпоху Пифагора, так и по сей день: 5 – число счастливого брака, в иудаизме 7 – число удачи, достатка, 666 – число дьявола и т.п., сумма цифр даты рождения якобы определяет судьбу.
Логическое завершение дискурса – на уровне курьеза, заявляют, что у положительного ядра атома есть внутри отрицательное ядро, ядро в ядре, в виде дополнения до целого, до единицы, числовая ось по сумме и по произведению всех членов равна единице, так как рождена как мир из единицы, и т.п.
Причем философия Пифагора не была чем-то отвлеченным, некой игрой ума. Его учение о гармонии имело четкую политическую цель – поставить демос в полное подчинение власти аристократии. Мировоззрение, мораль Пифагора – это мировоззрение и мораль аристократа. От каждого члена пифагорейского союза требовалось следование добродетели, а среди добродетелей – добродетель повиновения. В одном из своих «Золотых стихов» Пифагор пишет: «Прежде всего почитай и люби богов, героев, существ, средних между богами и героями, но не проси у них ничего в своих молитвах, ты сам не знаешь, что хорошо для тебя, это же известно лишь им».
Для Пифагора число 7 соединяет человека с божеством, поскольку 3 – это божество, а 4 – человек.
Учению Пифагора мы обязаны теоремой о связи суммы квадратов катетов с квадратом гипотенузы в прямоугольно треугольнике, теоремой о сумме углов треугольника, различением четных, нечетных и четно-нечетных чисел, изучением движения небесных тел. Но, как видим, значение школы Пифагора этим далеко не исчерпывается. Количественная абстракция была противопоставлена природе, возникла как система мистика чисел. Вместо движущейся, многообразной, развивающейся природы у пифагорейцев – пустые, лишенные движения абстракции. Согласно Пифагору тело для души является чем-то случайным [8]. Учение Пифагора, Архита, Евдокса, Филолая, как попытка идеалистически осмыслить количественную сторону природы, стало основой системы Платона.
Бертран Рассел пишет, что «математика в смысле доказательного индуктивного обоснования начинается именно с Пифагора. У Пифагора она оказалась тесно связанной с особой формой мистицизма. Влияние математики на философию, связанное отчасти с именем этого философа, было с тех пор как благодетельным, так и бедственным явлением. … Пифагор основал религию, основные положения которой состояли в учении о переселении душ и о греховности употребления в пищу бобов. Религия Пифагора нашла свое воплощение в особом религиозном ордене, который о тут, то там приобретал контроль а государством и устанавливал правление свих святых». Рассел указывает предписания ордена: «Не прикасайся к белому петуху. … Не ходи по большой дороге» и т.д. [9].
Аристотель радикально перевернул пифагорейское соотношение математики и физики, поставив физику на первое место, апеллируя к Демокриту, Анаксагору. Представляют ли числа, точки, геометрические фигуры некие сущности? Нет, отвечает Аристотель. Математические символы не существуют ни в предметах, ни вне их, они не предшествуют бытию. Символы есть результат абстрагирования, выделения в предмете его определенной стороны, остальное отбрасывается.
Но существует ли общее только в виде сходства многих единичных предметов, только как одна из сторон, отдельно лишь в человеческой голове, в форме символа? – задает вопрос Ильенков. И отвечает: на самом деле такая постановка вопроса абстрагирует не сторону, а сам предмет целиком, вырывает его из его физики, его истории. Общее – это родовая связь в предметном мире.
Самодостаточно ли единичное в смысле развития как восхождения от простого к сложному и от низшего к высшему? Да, если оно само минимум представляет собой особое многообразие.
«Пифагорейский» тип мышления видим у Экхарта, Бёме, Юнга, Ауробиндо, Джемса. Физики ангажированы не менее журналистов, наряду с трактовками в рамках различных изложений Копенгагенской концепции существует и мистическая версия квантовой механики Эддингтона – Джинса - Шредингера - фон Неймана в духе примитивного субъективного идеализма Юма - Беркли. В попытках создания единой теории поля, в теории гравитации - целое направление, представленное, например, Дж. Уиндемом, Дж. Уилером и др., связано с попыткой положить в основу мира геометрические символы, динамику заменить геометродинамикой, квантовые флуктуации материи – квантовыми флуктуациями метрики пространства.
Пространство-время – вечны и неизменны, считал Платон. Понятие обладающего собственным бытием пустого пространства восходит к Фалесу, Анаксимандру, Левкиппу, Демокриту, Эпикуру, Лукрецию Кару. Галилей, Декарт, Гоббс, Ньютон утвердили понятие субстанциального, абсолютного, не зависимого от субъекта времени. Юм, Мах считали пространство-время феноменами сознания,  Августин – время. Связь между вещным миром и пространственно-временной формой появляется в теории Эйнштейна: чем больше масса, тем больше искривление пространства и  замедление времени. Пустое пространство Минковского формируется материальным хиггсовским вакуумом [10].
В теории Эйнштейна тензор энергии-импульса задает структуру пространства-времени. Однако во множестве научных статей поступают наоборот: к выбранной метрике подгоняют материальное наполнение. Как правило, такого рода статьи противоречат новым открытиям в космологии.
Аналогично мистическим смыслом наделяются физические характеристики движения: масса, скорость, энергия. Энергия отделяется от носителя, в обиход входят не существующие в природе «энергетические частицы», «энергетические поля», «чистая энергия», равно как от носителя отделяется информация, возникают «информационное поле вселенной», на некие носители записывают информацию вплоть до состояния здорового организма. Наконец, квантовую механику привлекают для обоснования сверхъестественного, для чего парадокс ЭПР и квантовое запутывание подходят как нельзя более кстати. Хотя хорошо известно, что на квантовом уровне законы макроскопической физики не работают, бессмысленно обсуждать превышение скорости света в растянутом волновом пакете системы квантовых частиц, обнаруживать влияние будущего на прошлое, утверждать, что при квантовом запутывании передается не материя, а информация и т.д. Очевидно, что связь между запутанными объектами существует, но не может быть понята в рамках классического детерминизма. Как говорил Ленин, каузальная связь, понимаемая нами обычно, есть лишь часть всемирной связи. «Всякое движение заключает в себе механическое движение и перемещение больших или мельчайших частей материи… Само же это механическое движение вовсе не исчерпывает движения вообще» [11]. Квантовый мир не обязан быть микроскопическим, но может простираться на тысячу километров.
Если истоки мистики школы Пифагора, в первую очередь, гносеологические и лишь во вторую, как мы видели – социальные, ныне снижение уровня обобщения до анимизма, фетишизма, тотемизма генерируется в первую очередь, распадом экономики и лишь во вторую, как следствие – снижением уровня образовательного ценза. Данные процессы породили представление (напр., А. П. Гуревич) о мистике, т.е. о столоверчении и т.п., как о части духовной культуры.
Мировые константы
В число мировых констант, имеющих размерность, входят заряд электрона, постоянная Планка,
постоянная Больцмана, скорость света в вакууме, константы электрического (определяет значение вершины процесса испускания виртуального фотона) и гравитационного взаимодействий
В калибровочной теории параметр связи g имеет размерность  . Константа сильного взаимодействия имеет ту же размерность. Наконец, константа слабого взаимодействия (постоянная Ферми) определяет значение вершины процесса распада мюона. К мировым константам относят также космологическую постоянную и постоянную Хаббла, хотя последние меняются в ходе эволюции Вселенной. Нет никаких ограничений, чтобы считать и другие размерные мировые постоянные меняющимися со временем. Впервые эту гипотезу выдвинул Анри Пуанкаре в начале ХХ века.
Например, австралийские физики под руководством теоретика Пола Дэвиса из университета Маккваре в Сиднее предположили, что при прохождении миллиардов световых лет скорость света в вакууме снижается. Астрономические наблюдения  показали: чтобы свет от выбранного квазара достиг Земли, ему потребуется около 10 млрд. лет. При этом ключевая константа, характеризующая отношение световых фотонов и электронов на квазаре, изменилась, т.е. характеристики света, идущего от квазара до Земли, после 12 млрд. лет пути не соответствуют тем, что предсказывает СТО. Это расхождение можно объяснить либо изменением заряда электрона, либо изменением скорости света. Может оказаться, что 6-10 млрд. лет назад скорость света могла быть выше, чем сейчас. Из размерных мировых констант получают такие соотношения, как, например, планковские радиус или планковское время.
К мировым константам, не имеющим размерности, относится    - число Архимеда, основание натурального логарифма e (число Эйлера или Непера), число Фидия (золотое сечение) и константы Фейгенбаума. Размерности не имеет и еще одна мировая константа, постоянная тонкой структуры, но она представима в виде соотношения других мировых постоянных, имеющих размерность.
Числа Фейгенбаума явно связаны с процессами, протекающими в природе. Это универсальные постоянные, характеризующие бесконечный каскад бифуркаций удвоения периода при переходе к детерминированному хаосу. Первая постоянная    характеризующая хаос, задаёт форму фракталов, связанных с хаосом. Вторая константа Фейгенбаума    определяется как предел отношения между шириной ветвей на диаграмме бифуркаций. Эта константа тоже возникает в описании многих динамических систем.
Число Непера выделяется из других оснований логарифмов тем, что   .
Первым обратил внимание на «гармоническое»« деление отрезков Пифагор. В 1509 г. Фра Лука Пачиоли назвал такое деление «золотым сечением». Число Фидия соотносится с однородностью пространства, число Архимеда - с изотропией пространства в неевклидовой геометрии они преформируются. Так, по теореме Гаусса-Бонне интеграл от гауссовой кривизны на компактном 2-мерном римановом многообразии равен   , где  - эйлерова характеристика многообразия. Как писал Энгельс, «единица, как бы она ни казалась тожественной самой себе, заключает в себе бесконечное многообразие» [12].
Теория чисел занята различными числовыми последовательностями, например, числами Фибоначчи, фигурными числами, простыми числами Ферма или Мерсенна и т.д. Расширением поля вещественных чисел являются комплексные, гиперкомплексные числа (кватернионы, числа Кэли или октавы), векторные пространства. Широкие возможности для введения дополнительных мировых безразмерных констант открывает р-адическая теория (расширение поля рациональных чисел Q с отказом от аксиомы Архимеда), используемая в квантовой механике, а также фрактальная геометрия,  с дробными размерностями и соответствующими дифференцированием и интегрированием. Дробные размерности находят свое выражение в теории вероятности.
Число Эйлера соотносится с такими содержащими в себе противоречие понятиями, как бесконечность и непрерывность, эти самые понятия связывают его с числом Архимеда через интеграл Гаусса:   - поскольку и число Архимеда может быть представлено как сумма членов числовой последовательности. Первая константа Фейгенбаума элементарно выражается через число Фидия   . Таким образом, первая константа Фейгенбаума не является фундаментальной, а число Фидия участвует также в теории фракталов и динамике хаоса.
Различие методологий
К сожалению, приходится уделять внимание не столько критике научных заблуждений, сколько явной ангажированности, не имеющей отношения к  науке. Например, в литературе, посвященной золотому сечению, широко используется статья Бутусова [13]. Бутусов пытался из чисел объяснить траектории и массы планет Солнечной системы. Утверждают, что Бутусов открыл закономерности, связанные с числом Фидия, и даже квантовые эффекты в строении Солнечной системы, на основе чего предсказал параметры трёх предполагаемых планет за Плутоном. Бутусов вычислил, что на орбите Земли в либрационной точке за Солнцем есть ещё одна планета, подобная Земле. Однако запущенные в 2007 г. спутники STEREO наблюдали область точки Лагранжа и не обнаружили там объектов.
Бутусову также приписывают предсказание 10 неизвестных спутников Урана, утверждают, что он в 1974 г. предсказал открытие Седны. На самом деле предсказание 6 новых спутников Урана сделали двое советских ученых, получивших за это государственную премию. Орбиты спутников вычислены по предложенной ими модели резонансов. И в 1973 г. никто существование Седны не предсказывал.
Дадим пример научной методологии.
В задаче с двумя одинаковыми грузиками, подвешенными на пружинах и колеблющимися синхронно, через «парциальную» частоту отдельных грузиков w02 = k/m определяются их частоты    … Таким образом, собственных частот синхронных колебаний системы двух грузиков не одна, а четыре, и все пропорциональны «парциальной» собственной частоте отдельных грузиков, одни ниже ее, другие выше. Коэффициент пропорциональности выражается через число Фидия. Частное решение задачи с тремя грузиками разной массы приведено в [14].
Общее решение со многими одинаковыми грузиками, соединенными пружинами, дано в [15]. Частное решение со многими разными грузиками (олигосомами в ДНК) для частоты синхронного колебания, дано в [16], частота пружинного маятника в виде спирали ДНК обратно пропорциональна корню квадратному из среднего гармонического масс олигосом.
Теперь приведем пример обратной, перевернутой с ног на голову, мистической методологии. Она изложена в [17], где рассматривается абстрактная система двух уравнений. Как утверждает сам  автор, он позволил себе «отойти от какой-либо физической реальности», тем не менее, пишет о колебаниях с набором частот. На самом деле рассматриваемые уравнения соответствуют колебаниям системы двух грузиков с разной массой на пружинах.
Однако вместо ее общего решения ищется такое решение, которое бы приводило  к числу Фидия. С тем же успехом можно было бы искать решение, приводящее к числу Архимеда или к числу Эйлера.
Аналогично в многочисленных публикациях, в том числе в [там же, с. 441], делаются попытки обнаружить некие резонансы в небесной механике. Причем речь идет не просто о попытке вывести формулу, аналогичную эмпирическому правилу Тициуса-Боде, по которому радиусы орбит всех планет Солнечной системы, кроме Нептуна,  планет ложатся на последовательность  , где R – радиус планеты,  n – ее номер, начиная с Меркурия. Исследователи, не понимая сущности модели резонансов, пытаются притянуть конструируемую эмпирическую формулу именно к числу Фидия. Больше того, их не смущает, что некоторые планеты выпадают из полученных конструкций, в таком случае утверждается, что они «приближаются» к резонансу. Приближенные не целые числа отождествляются с числами Фибоначчи лишь по совпадению их целых частей, сама модель резонансов извращается, утверждается, что для резонанса достаточно, чтобы периоды обращения планет относились друг к другу как целые числа, пусть даже с десятичными добавками.
«Орбитальный резонанс в небесной механике - ситуация, при которой периоды обращения двух (или более) небесных тел» соотносятся как небольшие натуральные числа. В результате эти тела периодически сближаются, находясь в определённых точках своих орбит. Возникающие вследствие этого регулярные изменения силы гравитационного взаимодействия этих тел могут стабилизировать их орбиты. В некоторых случаях резонансные явления вызывают неустойчивость некоторых орбит» (Википедия). Т.е. резонансы не то стабилизируют обиты, не то вызывают их неустойчивость.
На самом деле смысл модели резонансов состоит в следующем.
Если частица вращается вокруг планеты за 10 часов, а спутник – за 20 часов, это соотношение называют резонансом 1 : 2. Каждый свой второй пролет частица встречается со спутником, влияние резонанса накапливается,  под влиянием резонансного спутника орбита частицы вытягивается, увеличивая эллиптичность. Например, если период обращения одного кольца Урана 6 часов, а другого 8 часов, у этих двух колец есть общая резонансная орбита с периодом в 12 часов, которая с одним кольцом имеет резонанс 6:12 = 1:2, а со вторым 8:12 = 2:3. Число Фидия, числа Фибоначчи, как видим, здесь нипричем.
Число Фидия в механике планет Солнечной системы появляется лишь в связи между функциями потенциальной и вращательной энергий земной группы ланет и планет-гигантов, как коэффициент пропорциональности. И не коэффициент, а сама связь указывает на особенности их происхождения.
Заключение
По теореме Нётер каждой непрерывной симметрии соответствует закон сохранения. Однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, сохранению момента импульса соответствует изотропия пространства. Из однородности времени следует закон сохранения энергии, из изотропии времени – сохранение четности. Из Лоренц-ковариантности вытекает инвариантность  свертки 4-импульса, калибровочной инвариантности соответствует сохранение заряда.
Возможно, что каждой симметрии соответствует мировая константа, не имеющая размерности.
Группе сдвигов по времени соответствуют матрицы Паули, которые, в свою очередь, являются генераторами инфинитезимальных вращений для нерелятивистских частиц со спином ;.
При этом ни у времени, ни у калибровочных преобразований или сильного взаимодействия нет безразмерного фундаментального числа. Для времени даже с некоторой натяжной размерную константу нельзя принять равной H-1 , т.к. другие константы привязаны к классическому миру и в неевклидовой геометрии не фундаментальны. Возможно, дело в том, что время как форма существования материи, уже в СТО оказывается «перепутанной» с пространством через фундаментальную постоянную, скорость света. Однако также возможно, эти константы еще ждут своего открытия. Соответственно, по аналогии со второй константой Фейгенбаума – новой математики и нового понимания детерминизма.
Литература
1. Гайденко П. П. История греческой философии   в её связи с наукой. СПб: Ун-тская книга, 2000, 319 с.
2. Энгельс Ф. Диалектика природы. ПСС, Т, 20, С. 79.
3. Аристотель. Метафизика. М.-Л.: 1934, Т. 1. С. 204, 214.
4. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М.: АН СССР, 1960.
5. Ихлов Б. Л. Что такое история? С точки зрения физика. КЛИО. СПб.: 1998. №1(4). С. 16-24.
6. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия развития капитализма. ПСС, изд. 5, Т.27.
7. Аристотель. Метафизика. М.-Л.: 1934. Т. 5. С. 985.
8. Энгельс Ф. Диалектика природы. ПСС, Т. 20. C. 148.
9. Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 2002, С. 47, 50.
10. Ихлов Б. Л. Хиггсовский вакуум в теории гравитации. Автореф. дисс. канд. физ.-мат. наук. М.: МГУ, 1988. http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/134189
11. Энгельс Ф. Диалектика природы. ПСС. Т. 20, С. 567.
12. Энгельс Ф. Диалектика природы. ПСС, Т. 20, С. 30.
13. Бутусов К. П. Золотое сечение в Солнечной системе. Астрономия и небесная механика. Серия «Проблемы исследования Вселенной». М.: Наука, 1978. Вып. 7. С. 475-500.
14. Ландау Л. Д., Лившиц Е. М. Краткий курс теор. физики. Т. I, «Механика», М.: «Наука», 1988, С. 101.
15. Крауфорд Ф. Волны. М.: Наука. 1974. С. 90.
16. Ихлов Б. Л. Спектры ДНК. Вестник новых медицинских технологий. 2018. Т. 25, №2. С. 121–134.
17. Ковалев А. В поисках пятого порядка. 2019. С. 404. ISBN 978-5-4485-3753-0.


Рецензии
Здравствуй бОрис! Ты не Джонс?)))
Улыбнись Борис, не дрейфь...)))
Гость, студент, мне всеравно...
Рептилойдность явит мне...)))
Верно слог вершишь...
Упускаешь лишь одно...
Колебания твои... с перевертышами...
По энерции, я ведю,
Шо Анохин в поТверже...)))
Как "портянку" сократить?
В рептилойдных не дано...
Помню я двуликому...
В Каин обрядился, мля...
О подгоне Клесов в факты,
Что кликушник в ших-да-ших
На евреях в пня пришел...
Левашов ему собрат...
Бился с деймон и упал...
Как Кутузов шашкой...мды...)))
Не отрицай, чужого нет...
Бурья, мотив и вот...
Сваяй Стезей во инструмент!
Не плохо, право, но без Тверди...
И для конкретики отдам...
Мистическое выломав, ага...
Шо мерность сия в рептилойд...
Щесть...
Но пчелы сии предрассудки...
Сломали мерностью своею.
О сим и Тесло говорил...
Три, шесть, девять...
Но упустил в погони Жизнь...
Иб рептилойд нагайкой бил...)))
Ну, полно, Джонсон, тьфу, Борис.)))
Лишь в голове без ших-ших-шик...
И заклеймят тебя в Гурген!)))
Достойна мысль, вектор в сим!)))
Студент аль гость, мерси за слог!)))

Михаил Потеряев 3   03.02.2023 21:59     Заявить о нарушении