Соната..
Бесконечная глубина медленного темпа..
...
Чудесной ночью я поверил
Сонате лунной за окном,
Свою беспечность ей доверил
И пригласил в безмолвный дом..
И звуки той сонаты слились
С живым дыханием моим
И снова утром мне приснились,
С лучом вернувшись золотым
От восходящего светила,
Дарующего божий день -
Соната нежно разбудила
Во мне мерцающую лень..
3-2-23;4утра
инет
В слове «слились» можно ставить ударение как на слог с первой буквой И — сли;лись, так и на слог с последней буквой И — слили;сь.
инет
Соната
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сона;та (от итал. sonare, совр. suonare — звучать) — музыкальное инструментальное произведение[1], а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано: как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.[источник не указан 247 дней]
Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare» (в современном итальянском — suonare), что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Классическая (самая общая) схема сонаты такова: первая часть обычно быстрая, написанная в форме сонатного аллегро, то есть с определенным типом развития музыкального материала и соотношения тем; вторая, наоборот, выдержана в медленном темпе; ей на смену приходит заключительная часть (конец), которой присущ быстрый темп. Однако встречается много исключений из этого правила: например, из десяти сонат Скрябина ни одна не является трехчастной.
От сюиты соната отличается тесной взаимосвязью частей, которые, однако, построены по принципу контраста (конфликтности), как и музыкальный материал сонатного аллегро.
Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате (итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку, а также вокальный мотет, переложенный для инструментального исполнения. В это время сонаты исполнялись полифонически, например, трио-соната для скрипки или флейты, виолы да гамба и клавесина.
В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные (в которых преобладал контрапунктический стиль, исполнялись на богослужениях) и камерные сонаты (состояли из прелюдий, ариозо, танцев, написанных в разных тональностях, исполнялись на концертах одним или двумя инструментами). Наиболее известный композитор этого времени — Арканджело Корелли.
Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Доменико Скарлатти, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, более поздних Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена. Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов: Сергея Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева и других.
Георг Фридрих Гендель и особенно Иоганн Себастьян Бах сделали огромный вклад в написание сонат и применение для них фортепиано. Гайдн, Моцарт и Муцио Клементи подготовили, а Бетховен произвёл переход сонат от размеров сжатых и небольших произведений до масштабных симфоний. Со временем музыкальный язык, принципы построения и содержание становятся в них все более сложными и разнообразными.
Строение сонатного цикла
Основная статья: Сонатная форма
Классический сонатный цикл, начиная со второй половины XVIII века, состоит преимущественно из трёх частей, реже из четырёх:
I часть — в скором темпе (allegro) в сонатной форме (редко в вариационной форме, например у Моцарта и Бетховена), состоит из:
Экспозиции — завязки, определения начальных тем. Экспозиция состоит из четырех партий:
Главная партия написана в главной тональности.
Связующая партия обеспечивает переход от главной партии к побочной.
Побочная партия составляет контраст с главной. В классицизме есть два правила о тональности побочной партии: если главная партия написана в мажоре, то побочная партия должна быть написана в тональности доминанты (V ступени) главной тональности (например-до мажор-соль мажор); если главная партия написана в миноре, то побочная партия должна быть написана в параллельном мажоре (например-до минор-ми бемоль мажор).
Заключительная партия завершает экспозицию
Разработки — конфликта, дробления тем на мотивы и взаимодействия
Репризы — формирования вывода. Реприза имеет такое же строение, как и экспозиция, но только все партии написаны в главной тональности.
Коды (при наличии) — итога;
II часть — в медленном темпе (adagio), либо сонатная форма без разработки, либо сложная трёхчастная форма (в прошлом в простейшей форме рондо);
III часть — менуэт, введённый Гайдном, или скерцо, введённое Бетховеном, в форме песни с трио;
IV часть — финал, используется в более сложной форме рондо, сонатной или в рондо-сонатной, реже вариационной форме.
В сонатах Шопена медленная часть и скерцо меняются местами. Ференц Лист создает одночастные сонаты типа музыкальной поэмы (соната «По прочтении Данте»). В их основе лежит очень широко развитая сонатная форма с многими темами, их преобразованиями и контрастными эпизодами [2].
Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 30, ор. 109 (автограф)
Сонатная форма применяется в основном в первых частях сонатно-симфонических циклов (этот тип формы принято называть формой сонатного allegro, благодаря устойчивому жанру быстрой первой части композиторов-классиков), реже — в финалах и медленных частях. Также в сонатной форме могут быть написаны одночастные произведения (особенное распространение они получили в эпоху романтизма): баллады, фантазии и т.п.
Предполагаемое использование
Сонатная форма встречается не только в сонатах для фортепиано или для фортепиано и скрипки (альта, виолончели или контрабаса), но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Сонатная форма, кроме инструментальных соло, дуэтов и трио, также встречается в квартетах, квинтетах, секстетах, септетах, октетах, нонетах и децетах для струнных инструментов, для фортепиано со струнными инструментами, для струнных инструментов с духовыми инструментами. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. Соната применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. Йохан Кунау (первая половина XVIII века) вводил в сонаты поэтический программный элемент. Значительное развитие у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Иоганнеса Брамса получила соната-дуэт для сольного инструмента (скрипки, виолончели, кларнета, валторны) и фортепиано [2].
Несколько известных сонат
Соната для фортепиано № 11 ля мажор K. 331 («Турецкий марш») Вольфганга Амадея Моцарта (1783);
Соната для фортепиано № 8 до минор, op. 13 («Патетическая») Людвига ван Бетховена (1799);
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 («Лунная») Бетховена (1800-1801);
Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, op. 47 («Крейцерова») Бетховена (1802);
Соната для фортепиано № 21 до мажор, op. 53 («Вальдштейновская» или «Аврора») Бетховена (1805);
Соната для фортепиано № 23 фа минор, op. 57 («Аппассионата») Бетховена (1807);
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 Фредерика Шопена (1840);
Соната для фортепиано си-минор S.178 Лист, Ференц (1852-1853);
Соната № 7 для фортепиано си-бемоль мажор, ор. 83 Сергея Сергеевича Прокофьева (1942);
Соната № 8 для фортепиано си-бемоль мажор, ор. 84 Сергея Сергеевича Прокофьева (1944).
http://stihi.ru/2022/08/24/244
...
Душа проснувшаяся грезит
Сонатой лунною с утра -
Она во мне уже вчера
Священной музыкой кудесит!
И разливается тепло
В душе единственной и нежной -
Её метелью белоснежной
Неосторожно замело..
Вся радость вечной доброты
Растворена над образами -
Я вижу сонными глазами
Свои прозрачные мечты!
3-2-23;3ч дня
__________________________
Быстрый темп:
https://youtu.be/kl604dp1bnw
Свидетельство о публикации №123020300450