Маэстро

Маэстро.

Посвящено скрипачу – виртуозу, гитаристу,
Композитору, который, якобы «продал душу
дьяволу» - Никколо Паганини.

Первая часть.

Всё это выдумки, конечно,
И далеки от истины.
Известно лишь, что Паганини,
Ребёнком, одарённым был.

Причём с рождения. И это,
Ему же приносило там,
Немало неприятностей всех,
В детские годы там его.

27 октября 1782 года

Никколо в этот год родился,
В Генуе. А его отцом,
Разбогатевший был портовый,
Грузчик. Открывший лавку там.

(Антонио Паганини)

Поднакопив немного денег,
Лавку открыв, стал продавать,
Его отец, там инструменты,
В ту пору – музыкальные.

И в раннем детстве проявился,
Талант у его сына там.
Не только скрипку сын освоил,
И сложные вещи играл.

А в восемь лет написал мальчик,
Скрипичную сонату там,
Первую. И это вскружило,
Враз голову его отцу.

В юные годы и отец же,
Мечтал карьеру совершить,
На поприще том музыкальном,
Теперь за сына он взялся.

Решил теперь он через сына,
Амбиции осуществить,
Свои. Занявшись обученьем,
Но, педагогом не был он.

Он заставлял своего сына,
Целые дни там напролёт,
Музыкой этой заниматься,
Ни гулять, в школу не пускал.

А за малейшую провинность,
Жестоко сына избивал.
Даже еды его лишал он,
И в тёмный сарай закрывал.

(На несколько часов)

Конечно, это «обученье»,
Печально отразилось там,
И на здоровье же Никколо,
Впоследствии с того страдал.

На протяжении всей жизни,
От множества хронических,
Заболеваний, получивших,
В детстве – здоровье подкосил.

С сильнейшего, раз, истощенья,
С нагрузок непомерных тот,
Бедный ребёнок чуть не умер –
Сознание он потерял.

Причём надолго. А родные,
Мёртвым его там посчитав,
Похоронить его решили,
И уже уложили в гроб.

Заупокойную молитву,
Над ним священник уж читал…
Но тут пришёл в себя Никколо,
И чем обрадовал отца.

(Отца – тирана)

То происшествие там, правда,
Отцу там сделать помогло,
Верные выводы, что стали,
Спасением для сына там.

Нашёл учителя другого,
Выбор на скрипача там пал,
Известным был тот итальянец,
Алессандро Ролла тогда.

(Из города Парма)

Только визит к тому маэстро,
Был не совсем удачным там,
Когда отец с сыном явились,
Тот болен был. Не принимал.

Вторая часть.

Казалось бы, мечтам, отца, тем,
Сбыться было не суждено.
Но тут мальчик увидел скрипку,
И ноты на пюпитре там.

Тема понравилась Никколо,
И он решил её сыграть.
Нежные звуки разлетелись,
Ролла, услышав – вышел к ним.

Мелодию написал Ролло,
Там до болезни же ещё,
Никто ещё ж не исполнял ту,
А мальчик вот сыграл её.

Причём настолько виртуозно,
Что тут маэстро им сказал,
В слезах, к Никколо обращаясь,
Прослушав музыку его.

«МНЕ НЕЧЕМУ ВАС УЧИТЬ, МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК»

Порекомендовал, однако,
Обоим обратиться там,
К Гаспару Гиретти, который,
Камерным музыкантом был.

(Герцога Пармского)

И под его там руководством,
Талант Никколо позже уж,
Раскроется там в полной мере,
Приобретя тонкости все.

1801 год

Никколо Паганини сможет,
В тот год избавиться уже,
Там от опеки отца. Начав,
Самостоятельную жизнь.

(Концертную деятельность)

За всю жизнь он сумел объехать,
Практически Европу всю.
И в каждом городе его ждал,
Аншлаг! Восторженный приём.

И по рассказам очевидцев,
Скрипка завораживала.
Смычок же того музыканта,
Любые звуки извлекал.

(Птичьи трели, женский смех, звуки рожка и флейты,
И многие другие…)

Билеты на его концерты,
Очень дорого стоили.
Но залы всегда были полны,
Поклонницы рвались к нему.

Буквально его осаждали,
Хоть тот похвастаться не мог,
Внешностью своей. Ибо был он,
Непривлекательным совсем.

(Немецкий писатель Генрих Гейне писал о Паганини:
Он был в темно – сером пальто до пят, из – за
Чего фигура его казалась очень высокой. Длинные
чёрные волосы спутанными локонами падали
на плечи и, словно тёмной рамой, окружали его бледное
мертвенное лицо, на котором гений и страдание
оставили свой неизгладимый след»)

А вот завистники – мужчины,
Там утверждали: «Что успех,
Всё ж, музыканта заключался,
В его СДЕЛКЕ С ДЬЯВОЛОМ там.

Который на каждом концерте
Стоит у него за спиной»
Кроме того, те говорили,
Как вёл себя сам музыкант:

«Что во время выступления тело виртуоза искривляется
локоть выворачивается в противоположную сторону,
а кисть отделяется от руки и самостоятельно водит
смычком по струнам»

Не многие верили в это,
Даже ещё ж в те времена.
Однако поза Паганини,
Всё ж необычной там была.

Во время его выступлений.
Виной тому – болезнь его.
Синдром Марфана. Он являлся,
В те годы неизвестным там.

(Редкое генетическое заболевание. Люди,
Страдающие этой болезнью обладают
ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ
СУЧТАВОВ, которая и помогала Паганини
Исполнять сложнейшие произведения, приводя
В восторг публику)

Отчасти слухи о контракте,
Маэстро с дьяволом всё ж там,
Подогревал факт, что Никколо,
Церковных музык не писал.

Категорически в отказ шёл,
Хотя другие брались там,
Заказ выполнять Ватикана,
Для церкви музыку писав.

(Брались за это многие знаменитые композиторы)

Но всё ж талант тот Паганини,
Был вне сомнений. Это он,
Доказывал неоднократно,
Зрителям окружающим.

Третья часть.

Известен случай, когда струны,
На скрипке подрезали, те,
Недоброжелатели его,
Когда играл – они рвались.

Одна ж из них осталась целой,
И Паганини отыграл,
На ней целый концерт… Никто же,
Там не заметил ничего.

Последние годы маэстро,
Прошли безрадостно уже.
Хотя он был уже богатым,
Титул барона уж имел.

Всемирно был уже известным,
Он музыкантом. Только вот,
Здоровье его оставляло,
Желать лучшего. Слабость шла.

Из – за всех там его болезней,
Что обострялись с каждым днём,
Он от концертов отказался,
И день - деньской просто лежал.

(Перебирая пальцами струны)

27 мая 1840 года

Скончался Паганини в Ницце
Именно в этот день и год.
Прощание с ним проходило,
С размахом. Люди шли к нему.

Несколько дней те приходили,
С маэстро, попрощаться чтоб.
Но когда пришло уже время,
Предать земле – всё началось.

Епископ Ниццы запретил вдруг,
Хоронить Паганини там,
На городском кладбище. Ибо,
В ереси того обвинил.

И в связях же с нечистой силой…
Тогда единственный там сын,
Маэстро, Ахилл велел тайно,
Гроб с телом на корабль снесть.

Который в Геную плыть должен,
Увы, на родине своей,
Не смог великий Паганини,
Себе пристанище найти.

Узнав о том, какой «груз» прибыл,
Их губернатор запретил,
Даже пускать в гавань то судно,
Три месяца стояло то.

(На рейде около Генуи. Губернатор – Филиппо Паулуччи)

Потом матросы говорили,
Испуганные: «По ночам,
Из гроба Паганини были,
Слышны вздохи, стоны и … звуки струн….

Останков того музыканта,
Нашли временный же приют,
Тогда на вилле его друга,
Графа Чессоле. Временно ж.

Потом пришлось искать вновь место,
Пристанище другое там.
Дело в том, что слуги Чессоли,
О странных вещах молвили:

(Те утверждали: «ЧТО ГРОБ МЕРЦАЕТ, В ТЕМНОТЕ
ДЬЯВОЛЬСКИМ СВЕТОМ» и умоляли
Своего графа от него избавиться)

Тогда же Ахилл Паганини,
Прошение дал в Ватикан.
Чтобы добиться разрешенья,
Похоронить где – то отца.

(Где – ни будь в пустынной местности)

Соизволенье папы Рима,
Было даровано на то.
И вот великий тот маэстро,
На острове был погребён.

На маленьком острове это,
То, Сент – Онора. Но потом,
Через несколько лет, гроб снова,
Вынут и к другу поместят.

(На виллу Чессоле)

Друзья и родственники всё же,
Надежды не оставили,
Похоронить чтоб музыканта,
Как полагается всё ж там.

Прошениями те засыплют,
На разрешенье – Ватикан.
И наконец – то, получили,
Разрешенье захоронить.

1878 год

СПУСТЯ 36 ЛЕТ… ТАМ ТОЛЬКО,
ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО,
НИККОЛО ПАГАНИНИ – СМОГЛИ,
ПОХОРОНИТЬ В ПАРМЕ ЕГО!

(На городском кладбище)

1893 год

Как оказалось – ненадолго!
Тогда там слухи поползли:
«ЧТО ИЗ МОГИЛЫ ДОНОСИЛАСЬ,
СТРАСТНАЯ МУЗЫКА ТЕПЕРЬ…»

И выкопан был гроб тот снова,
В присутствии внука уже,
И вскрыт…  Тут ожидал сюрприз всех,
Что ж увидали все тогда?

Истлело тело музыканта,
А ГОЛОВА С ЕГО ЛИЦОМ,
НИЧУТЬ С ВРЕМЁН НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ
Этот факт слухи породил.

И похороны вновь отсрочат,
Аж, на 4 года там.
На новом кладбище той Пармы,
Он упокоится вконец.

(В 1897 году на Пармском кладбище – Делла Виллетта,
Где и покоится по сей день)

Никколо Паганини – заложил основы современной
Скрипичной исполнительной техники. Каприсы,
Концерты и др. сочинения для скрипки и гитары.


Рецензии