Моменты истины в жизни и поэзии
Под многими масками скрывается истинное лицо и тайные мысли человека. Но бывают моменты истины, когда мы вынуждены сбрасывать маски и представать перед Господом и людьми «в чем нас мать родила», такими какие есть на самом деле, без прикрас; в такие моменты раскрываются самые главные тайны и стремления своей жизни. В романе «Смерть после полудня» таким моментом был решающий момент корриды, поединка быка и человека...
Самым главным дознавателем истины и правды всегда был страх смерти. Это хорошо знали с самых древних времен заплечных дел мастера, которые пытали или били смертным боем людей, пытавшихся скрыть какую-то важную тайну от людей по воле которых они действовали. Все пытошные камеры на земле пропитаны стонами и криками этих несчастных страдальцев. Большинство не выдерживало и рассказывало о секретах интересовавших мучителей. Этот способ достаточно универсальный: все помнят, как в фильме «Момент истины (в августе 1944)» наши военные разведчики из СМЕРШа получили крайне важную информацию от немецкого диверсанта...
***
В искусстве тоже присутствует такой момент - правда здесь все не так страшно и трагично - художники никого не пытают и не мучают, а сами в состоянии катарсиса, думая о пороге смерти, который им предстоит когда-то перешагнуть, рассказывают о самом сокровенном, о том, что скрыто в глубинах подсознания и о чём они сами чаще всего не догадываются. Психические причины таких откровений-признаний скрыты в тайнах мозга гениев, которую никто из смертных никогда не разгадает. Это не результат их философский размышлений, ото проявление их связи с Богом, талантливые поэты обладают способностями божественного видения и божественного откровения. Это их главное отличие от обычных людей: они способны, используя язык образов и символов, приоткрывать завесу над тайнами духовного мира.
Расскажу об этом на примере шедевров двух поэтов: гения русского художественного слова, лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина и очень талантливого советского и российского поэта Сергея Таратуты, о котором пишу пять последних лет. То, о чем здесь буду пытаться рассказать - одна из сторон магии поэтического искусства, дающая представление о невероятных глубинах этого вида творчества.
Все знают эти строки, и на музыку они положены, исполняют их многие певцы.. Это стихотворение Бунина с юности в моей памяти, оно очень близко и моему мироощущению и моим представлениям о полевых дорогах и тропинках, как о великом символе свободы и русской воли:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
Был ли счастлив ты в жизни земной?
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Все телодвижения, совершаемые нами в жизни, вызываются различного рода волевыми импульсами имеют свои первоистоки в заложенных в нас рефлексах, инстинктах, влечениях и стремлениях, относящихся к чувственной сфере человека. И если первые три имеют физиологическую и психическую природу, то стремления это чувства духовного плана, именно они определяют духовный мир человека. Наглядное представление о структуре инстинктов, влечений и стремлений можно получить из пирамиды потребностей американского психолога А. Маслоу. В этом стихе И. Бунин, исповедуясь Богу, говорит об одном самом главном стремлении, которое сопровождало всю его жизнь.
Рассматривая и анализируя в себе или в каком-то поэте-лирике – только они умеют правдиво и красочно описывать свои чувства - их стремления можно получить представление о своём духовном мире или духовном мире поэта. Обычно этим занимаются психоаналитики, но мы здесь этого делать не будем, а попытаемся понять стремление, о котором нам рассказал великий поэт, как бы в предсмертный час, перед тем как отправиться к Господу. А поскольку это самый главный момент истины для каждого из нас, то к этому признанию нужно отнестись с максимальным доверием и постараться понять, что же за ним скрывается.
А скрывается за ним не только удовольствие, получаемое человеком от прогулки по полевым дорогам. Об этом удовольствии и связанных с ним переживаниях писали практически все русские поэты. За внешним проявлением этих чувств скрывается, за образом уходящей вдаль дороги скрывается издревле искоренямое в нас всякого рода властями чувство свободы или русской воли, бесконечные и непрекращающиеся попытки приспособления человека к нуждам государственной машины. Русский бунт или бегство в Дикое поле всегда говорили о неспособности русского человека долго находиться в состоянии порабощения. Последняя самая страшная и бессмысленная попытка сбросить с себя иго государства. Была предпринята в 1917 году… Попытки обретения свободы путем разрушения и бегства оказались безрезультатными: одни оковы заменяли на другие более изощрённые и крепкие…
Однако путь освобождения есть - это путь духовной свободы, он трудный, но он есть… И эта уходящая в даль дорога и есть символ такого освобождения. Однако данная миниатюра - не философский трактат о свободе, их написано достаточно много, это размышления о силе поэтического языка., о символах-стремлениях нашей жизни. Можете послушать песню Яна Френкеля «Русское поле» (слова И. Гофф) и помедитировать на эту тему.
***
Еще один момент истины, теперь уже от Сергея Таратуты: уже более пяти лет слушаю голос его Музы и каждый раз, в каждой работе поражаюсь её многоголосью.. Неожиданно на днях взволновало его стихотворение «Грачи» из недавно вышедшего юбилейного сборника его лирики «Точка невозврата»:
Спросишь: «Все?»
и добавишь с иронией:» Что ли…»
Что ответят
видавшие виды врачи?
А в глазах,
а в глазах будет черное поле
И на нем
прилетевшие с юга грачи.
Начинался твой путь
как желанное бремя
Под воспетый когда-то
картавый тот грай.
Начинался твой путь
и казалось, что время
Будет литься и литься
всегда
через край!
Взволновало потому, что оно сюжетно перекликается со стихотворением гения русской словесности Иваа Алексеевича Бунина: и там и там говорится о предсмертных воспоминаниях поэтов, об их воспоминаниях в последние минуты пребывания на земле.
Талант Сергея Таратуты набирался силы в тех же местах чернозёмной полосы России, что и классик русской литературы. Много их оттуда вышло, не только они. Из тех мест, которые в стародавние времена были частью Дикого поля, мест, где спасалась от крепостного гнёта русская вольница. По этим местам долго гуляли орды и отряды крымских татар. Эта земля обильно полита русской кровью и засеяна русскими костями. Может быть именно поэтому они и одаривают творческой силой художников… Кровь это не простая жидкость: пролитой на Голгофе кровью Христа изменилась люди получили шанс на спасение и получение божьей благодати, а копье Лоннгина, которым был умерщвлён Спаситель, и чаша Грааля, в которую была собрана его кровь, обрели магические свойства.
Маленький Серёжа проводил летние месяцы с бабушкой Ольгой Дмитриевной в селе
Ступино Ефремовского района Тульской области, в тех местах, куда приезжал на охоту молодой Бунин. Грачи были для него не только символом освобождения от невыносимой рутины школьного образования и начала вольной жизни в деревне. Когда они с бабушкой ехали в Ступино, их всегда там встречали эти птицы, она говорила, указывая на на них: Сереженька, грачи… Учился он не в школе, учился Серёжа там у деревенской родни, у реки Красивая Меча, у тамошней травы, у деревьев и муравьев. Они вместе с его деревенскими родственниками и местными жителями стали его настоящими учителями.
ГРАЧИ
Я появлялся там с грачами,
Я из Москвы, а птицы с юга,
И с их развязными речами
Вставала на ноги округа.
Они брели за тракторами,
Ныряя в борозды. Дымилась
Изнанка поля. Под парами
Другое рядом с ним томилось.
Потом птенцы из гнезд взлетали
И землю клювами кололи,
И оперенье цвета стали
Переплавлялось в цвета смоли.
…Сентябрь кончался. Все пустело
И неуютным становилось.
Листвы безжизненное тело
Давно сдалось ветрам на милость.
И наступает день разлуки…
Летят грачи с картавым граем.
Они мне - крылья, я им - руки
Вослед друг другу простираем.
1979 г.
На мой взгляд, без мистики жизнь и творчество потеряли половину своего смысла и значения. У Таратуты какая-то особая связь не только с растительным миром, без которой он едва-ли стал известным поэтом. В своих очерках и статьях о нём писал об этом. Со всей живностью он на Ты. Пауки, бабочки, шмели чувствуют в нём собрата. Однажы в круизе на корабле ему по- дружески сел на плечо пролетавший мимо перепел… 25 сентября 2015 года 9поэт точно запомнил дату этого события) когда он приезжал в деревню своего детства в Ступино в небе над теми местами собралась огромная стая грачей, такого явления сопровождавшие его местные люди никогда не видели… Казалось, все грачи округи собрались поприветствовать его своим картавым граем…
Небо птицами заволокло,
Это стаи взлетевших грачей.
Это значит уходит тепло,
Как тепло догоревших свечей.
Неизбежная осень вот-вот
На природу заявит права.
Оглушает грачиный полёт
И деревья мертвы, как дрова…
Привел здесь стихи Таратуты из грачиной тематики, чтобы показать, образ грачей неоднократно всплывал в творчестве этого современного художника слова. Хотя по картине Саврасова из школьных учебников, мы все о них давно знаем. Все - да не всё…
Думается, не зря этот автор глубокой мистической лирики, а она в его сборниках представлена очень серьезно, в такой момент, когда доктора сообщили ему о конце жизни, вспомнил этих черных, чем-то очень симпатичных людям птиц. Грачи и их возвращение весной в родные края - символ цикличности жизни, символ её повторяемости: всё вокруг нас вертится и вращается, и мы сами того не ведая участвуем в этом космическом хороводе Этот символ - а хорошая поэзия вся пропитана ими - настраивает вдумчивого читателя на размышления о вечном, о непреходящем. Наша жизнь тоже наполнена символами, разгадывая которые можно познать самого себя, сделать много открытий о своём предназначении.
Если начать раскручивать эту мысль, можно узнать много интересного о сущности человека, его назначении, найти дорогу в духовный мир... Это предположение не на вкус каждого, но кого-то оно может и заинтересовать..
Свидетельство о публикации №123013107274