Голосование - 135 конкурс На досуге
Количество участников достигло 15, обратите внимание на рекомендации к оценкам! И на условия голосования - они предусмотрены для таких случаев, когда не желаешь оценивать какое либо произведение!
Голосование ПРОСТОЕ, приносящее удовольствие, потому что БЕЗ КРИТИКИ, все замечания уже были высказаны. Всем спасибо за активное участие в совместном творчестве! Приветствуем новых участников! Внимательно ознакомьтесь с условиями голосования. Оно в принципе имеет совершенно другой подход, чем обычно:
1. Голосование проходит открыто. Участник знакомится со всеми произведениями с целью отметить ДОСТОИНСТВА каждого из них, а для этого нужно определить И ОЦЕНИТЬ:
- раскрытие темы (даже если она несколько в другом ракурсе, чем можно себе представить): полно, глубоко, оригинально, ёмко, афористично.
- насколько правильно соблюдена форма поэтического произведения и насколько она оригинальна сама по себе и соответствует содержанию.
- насколько богаты и оригинальны образы, и какие применены стилистические приёмы их подачи и раскрытия.
- гладкость речи: насколько легко читается данное произведение, на одном ли дыхании
- насколько приятен слог, стиль поэтического произведения, и насколько он соответствует содержанию
- богатые рифмы: разные, составные, авторские, поддерживаются ли они ещё внутренней рифмой иногда в строке, звуковой аллитерацией и ассонансами соседних слов
- смысловая насыщенность и афористичность, после чтения хочется размышлять и рассуждать и в то же время текст произведения не сухой, а живой, он продолжает жить в нашей памяти, будоража мысли и чувства!
(Для удобства и наглядности можно кратко отметить, что положительного найдено в каждом произведении, ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРИТИКИ. Вся критика осталась на этапе работы над текстами)
Внимание!
Если автор голосует на основании критики, а не по перечислению достоинств, его оценки не будут приняты! Ставим оценку только за наличие достоинств и не уменьшаем её из-за недостатков!!!
2. Далее, каждому произведению даётся любое количество баллов от 1-10 (на этот раз не допустимы десятичные значения после запятой, оценки имеют предел: не ниже 1 и не выше 10!!!), в зависимости от того, сколько найдено ДОСТОИНСТВ и конечно же - насколько произведение понравилось само по себе, что не менее важно, НО ПОСЛЕДНЕГО КРИТЕРИЯ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ НЕДОСТАТОЧНО!
Всем критикам сего проекта просьба обратить внимание, что находить недостатки умеют многие,а вот НАЙТИ достоинства даже в не очень понравившемся произведении - могут единицы!
Просьба голосовать без оглядки друг на друга! Все мы учимся и не всегда у нас получается всё и сразу! ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ЧТО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ ЛУЧШЕ! ЭТО НАША ЦЕЛЬ! Только так мы получим радость от творческого процесса И ТОГДА будем радовать друг друга.
ВНИМАНИЕ!
Все оценки не должны быть одинаковыми! Оценки от 1 до 10!!!!!
Все оценки не могут быть ниже середины оценочной шкалы !!!
Если ВСЕ оценки от одного участника не превышают 5 баллов - голосование не будет принято!
Принимаем оценки БЕЗ десятичных значений после запятой! Упростим задачу голосования и процесс подведения итогов!!! Если будут поданы оценки с десятичными дробями - ведущая будет округлять значения в сторону большего или меньшего числа. Например, 4,5= 4; а 4,6= 5
Если какой участник не хочет оценивать какое-нибудь произведение, или два, по личным причинам, может поставить прочерк. В таком случае автор произведения получит 5 баллов за свою работу. Но лучше прощать обиды. НО, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО УКАЗАТЬ НОМЕР ПРОИЗВЕДЕНИЯ, чтобы ведущая не мучилась догадками - случайно или специально не поставлена оценка! Иначе голосование не будет принято!
Пояснения к номеру без оценки запрещаются! Не стоит Блиц-конкурс на этапе голосования перегружать разборками и спорами. Вся китика после подведения итогов.
Не критикуем оценки голосующего! Проявляем доверие и сохраняем спокойную обстановку!
_____________________________________________________
ЗАМЕЧАНИЯ И КРИТИКА В ЗАПРЕТЕ В ПРОЦЕССЕ ГОЛОСОВАНИЯ!
______________________________________________________
И ещё, ВАЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ ОТВЕТИТЬ, А ЗА ЧТО ВЫ ПОСТАВИЛИ ТАКУЮ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ, ЧТО ОСОБЕННОГО ВЫ НАШЛИ В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Будем учиться видеть достоинства, анализ недостатков оставим для других проектов! Кстати, практика показала, что увидеть достоинства гораздо сложнее, чем недостатки! И потом, они, недостатки, мешают, ибо бросаются в глаза. Но на них на данном этапе закрываем глаза, и они НЕ ВЛИЯЮТ НА НАШУ ОЦЕНКУ!
3. Можно голосовать и за себя (если хотите сохранить анонимность), только эти оценки не будут засчитываться.
4. Стихотворение того, кто не проголосовал, снимается, к сожалению, с конкурса.
Произведения авторов, которые критикуют голосование других и после замечаний в их адрес не останавливаются - будут сняты с конкурса!
5. Обратите внимание, что сроки сжатые. Это Блиц конкурс! Проходит каждую неделю. Голосуйте вовремя. Если исчезла рецензия с голосованием - повторяйте оценки под любой другой. Ведущая примет.
6. ВНИМАНИЕ! Перечень всех номеров обязателен, даже если не ставите оценку. Иначе голосование не будет принято!
Голосование до 24.00 понедельника (30 января)!
Образец (БЕЗ ДЕСЯТИЧНЫХ ДОЛЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА!)
№1 - 10 баллов (комментарий)
№2 - 4 балла (комментарий)
№3 - 5 баллов (комментарий)
№4 - 7 баллов ...
№5 -
№6 - 9 баллов (комментарий)
и так далее до конца списка! Если хотя бы один номер будет отсутствовать в списке, голосование не принимаю!
В помощь ведущей, при наличии объёмных комментариев (больше, чем в одну строку) к оценкам можно продублировать список оценок без комментариев.
В ходе голосования Ваше мнение может поменяться, поэтому Вы имеете право изменить свой шорт до конца голосования.
Итак, приступим! В списке стихов авторы условно не указаны. Статья с приёмом стихов временно удалена для того, чтобы не было отвлечения на ненужное. Пусть обсуждаются только стихи: прекрасные и замечательные, наивные, глубокие, лёгкие и искренние, удивительные и жизненные.
Пожалуйста, голосуйте без оглядки друг на друга, ставя РАЗНЫЕ ОЦЕНКИ, не боясь, что Вас осудят, но всегда старайтесь быть объективными, тогда наши итоги отразят тоже объективность!
Напоминаем, что тема нашего 135-го Конкурса на досуге:
Melius est puero flere, quam senes
ЛУЧШЕ ПЛАКАТЬ В ДЕТСТВЕ, ЧЕМ В СТАРОСТИ
___________________________________
1. Стихи – это смех и слёзы
Невесомей пиши, полётней!
Оторвись от земли и тела,
ветхих правил отбрось колоды,
чтобы слово скворцом летело!
Чтобы пело и щебетало,
и смеялось над миром тёмным.
Ведь для радости – жизни мало,
а стихам не прилична томность.
А стихи – это те же дети,
бесшабашны они, смешливы,
не во фраки они одеты…
а твои так стихи – могли бы?
Ну а если придут печали
и обрушатся неудачи,
душу ты не терзай молчаньем –
плачь стихами, как дети плачут.
2. Это нормально
Мне душу сдавили — и слёзы рекой...
— Поплачь, — говорят, — это, вроде, нормально.
А мне очень больно и воздуха мало,
И полымя в сердце, и холод в спине.
Спасения жду. Снова мир бестолков.
Жалеет не так, и слова не подходят.
Суёт беспардонно мне чай с бергамотом,
А я… я не знаю, чего надо мне.
Поэтому пла;чу. Платочек промок.
— Поплачь, — говорят, — это, вроде, нормально.
Такая у мира сегодня реальность.
И я принимаю. Пока что вчерне.
Душа, словно кошка, скрутилась в клубок
И ей отчего-то чуток полегчало.
Пожалуй, от слов и горячего чая…
Мне выжали душу… Я стала сильней.
3. В объятиях.
Над городом лёгкие звуки летают, как птицы,
Теряются в музыке хрупких сомнений следы.
В объятиях ночи готова с тобой раствориться.
Желаешь ли этого ты?
Хрустальные звёзды, как чистые слёзы ребёнка,
Блестят фианитами, небо хочу приласкать.
Вдруг вспомнилось детство: мой смех заразительный, звонкий,
Росинки на пухлых щеках.
Года унесли, словно ветром, в другое пространство,
Никто здесь не плачет, смеётся, когда не смешно.
Вернуться мечтаю, но нет ни малейшего шанса.
Любимый, побудешь со мной?
Я таю, когда называешь меня медвежонком,
Собой заслоняешь от бед и любых неудач.
И рядом с тобой разрыдаться могу, как девчонка.
Целуя, попросишь: "Не плачь..."
4. Бумеранг.
Кто знает, отчего ребёнок плачет?
Виной тому упавший в речку мячик,
конструктор сломанный, велосипед,
щенок, которых у ребёнка нет.
Болит животик, горлышко, простужен,
ещё страшнее - никому не нужен,
а рядом с ним такие же, как он,
семьёй с рожденья стал им Детский дом.
В нём так светло и чисто, словно в храме,
но каждый здесь живёт с мечтой о маме,
а слёзы от того, что ждать устал...
Хрупка мечта, прозрачна, как хрусталь.
О ней и пишут Дедушке Морозу -
в желаньях-письмах горькой жизни прозу...
Бессилен он, как и порою Бог.
Так хочется, чтоб кто-то им помог.
Могла бы мама, добрая, родная...
Живёт, совсем о нём не вспоминая...
Забыв, что слёзы брошенных детей
вернутся в старости, конечно, к ней.
5. Число Пи (3.141592)
В голове часовой механизм скрипит,
Шестерни отбивают зубами ритм,
Пусть для всех остальных непонятно "Пи" -
Для меня это шифр моих рифм.
Мне лишь три. Сад - на даче. Мы все - без мам.
"Потолок ледяной", - напевает Хиль.
За шершавой стеною пугает тьма,
Первый страх с головою меня накрыл.
Мне четырнадцать. Танцы. В огнях спортзал.
Приглашения жду, не зовешь - увы!
Оставляя бороздку, ползет слеза -
В первый раз укололась иглой любви.
Мне пятнадцать - мечтаю, чтоб двадцать пять,
Сигарета. На юбке - булавка-брошь.
И выплескиваются стихи: не спать!
На кровати - дневник. Разве тут уснешь…
Дневников - девять штук, в каждом - чувства пик,
Дважды сердце разбито - одним, другим...
Три, четырнадцать … просто кому-то - "Пи",
Для меня это - шифр моих рифм.
6. О слезах и не только...
Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне...
И слёзы капали беззвучно
В сырой осенней тишине...
Гас скучный день - и было скучно,
Как всё, что только не во сне...
/Игорь Северянин, "Маленькая элегия"/
Когда на сердце стыло, тало,
Ничто не может нас разжечь.
Искусственной сдаётся речь,
Запахло скукой небывалой,
Хоть слёз цепочки на щеках
И пульс нечёткий на руках...
Ничто тут не поможет боле:
Ни стразы - пылью на мехах,
Ни жемчуг для прикрытья боли:
Нет в сердце сладкого толчка...
Ни ангелочка в облаках,
Ни строчки точной бы в стихах...
...И вспомнился вдруг вечер томный,
Метельный вечер при свечах...
Накатом налетали волны
Воспоминаний: день зачах,
И, не суля отдохновенья,
К окошкам подступала ночь...
И только слёзы облегченье
Могли б, казалось, мне помочь...
Но, Эросу послушна, дочь
Не лишена была томленья...
7. Метроном
/Онегинская строфа/
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном —
Ленинградская блокада,
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.
/"Ленинградский метроном" — Михаил Матусовский/
Они ходили где-то рядом.
Всем надо было выживать.
Чеканный звук, как будто взглядом,
Следил за каждым – кто в кровать
Холодную, как лёд, ложился,
А кто на службу брёл не с мыслью
Дойдёт, вернётся ли с неё –
А выдадут ли там паёк?
Она была ещё ребёнком.
Родные отдавали хлеб,
А сами умерли, зачем?
Чтоб после он, с натурой тонкой
Пожарный, девочке худой
Стал мужем и одной судьбой.
Пожарному быть знаменитым.
Вложив чеканный этот ритм
В симфонию, как композитор,
Он мощью мир весь поразит!
Жена, как верная подруга,
Собою скрасит дни недуга…
Но станет долог путь домой,
А без него – душа пустой.
Потерь дорога не кончалась,
И не кончается, ну что ж…
Пусть вместо слёз прольётся дождь.
И это благо для начала.
Пройдут и голод, и мороз.
Стук метронома жизни прост.
8. О воспитании битьём
Про "непутёвых" люди говорят:
– Его, наверно, в детстве мало били.
Ребёнка бьют и плакать не велят,
Заставив подчиняться грубой силе.
"Чтоб воспитать детей, их надо бить!"
Приёмы "Домостроя" не изжиты.
Сын вырастет хорошим, может быть...
Но не забудет детские обиды.
Защитная реакция ежа:
Он любит, но боится быть любимым.
Надломлена ранимая душа...
И радость бытия проходит мимо.
9. ВЕЛОСИПЕД
Лучший способ сделать детей хорошими —
это сделать их счастливыми» /Оскар Уайльд/
Пропал трехколесный велосипед -
(Кто оставляет у магазина?).
Сынишка был маленький. Сколько лет?
Три, или, может, три с половиной.
«Большие дяди забрали велик,
Не плачь, дорогой, не твоя вина».
Собственной глупости, слёз, истерик
Я выпила чашу тогда до дна.
Ребёнок кричит, только вдруг притих,
Детского счастья взметнулось пламя:
«Мам! Маленький велик не для больших!
Они вернут его, правда, мама?!».
О, как он наивен, мой милый стриж!
Поверил в честность, поверил маме,
Когда обняла: «Ну, пойдем, малыш,
Твой велик дяди пригонят сами».
И вновь трехколесный велосипед
Летит по лужам, песку и пыли!
А сын спросил через много лет:
«Вы новый велик тогда купили?»…
10. Небо
Когда мне бывает особенно тяжело,
когда строит козни враг, обижает друг,
я помню, что я – чело-век, и своё чело
на тягостный век обращаю, на жизнь вокруг.
А после того, что увижу здесь, на земле,
смотрю в ледяную высь, как земляне все.
О небо, спасибо, что даришь свой свет во мгле,
что щедро льёшь влагу на каждый земной посев.
Разумное, доброе, вечное сею я,
порою слезами сдабривая гряду.
Когда-то по кромке светлого бытия
и я в иномирие тоже к тебе приду.
А нынче даруй мне силы беду прогнать
и выдержать, не сломавшись, и стать сильней.
Читаю молитву – сбудется благодать.
Вся вера моя, и любовь, и надежда – в ней.
От лайнера след – и на беленькой полосе
как будто строка: "Не реви, весть придёт ещё".
И сами собой высыхают слезинки все,
оставив солёные русла на ямках щёк...
11. Не дано
Не сочиняется, не льётся
стих в рифму. Даже просто так
идея в руки не дается.
А без нее нельзя. Никак.
Я не хочу играть словами.
И смыслы ловко шифровать.
Чтоб вы их стали бы часами
там, где в помине нет, искать.
Слезами горю не поможешь.
Хоть смысл, хоть вымысел – беда!
Пока всю душу ты не вложишь.
А если продал – никогда.
Себе твержу: «Дерзай, ты сможешь.
Другие вот же ведь смогли.
Ну, что слова как кости гложешь?
Все просто: взял и – раз-два три...»
Но как бы я ни изощрялся,
ни морщил лоб, ни щурил глаз,
стих, усмехнувшись, мне не дался
и в этот раз. В который раз!..
Рискую показаться вором,
но больше смысла нет болтать.
И вывод: слов сор* под забором
Весь и поглубже: закопать!
____________
*Да-да-да. С мыслями о гениальных поэтах.
12. Светить стихами
Удавка прошлого, как соль,
Гортань сжигает ежечасно,
Кто смысл в поэзии нашел,
Тот понял то, что жизнь ужасна.
На свете есть незримый дух
На дне забытого колодца,
Не подходи к нему, мой друг,
В нем вдохновенье звонко бьется.
Кто выпил, красит рифмы хной,
Ища в созвучьях самоцветы,
И тех несчастных стороной
Обходят в страхе даже дети.
Поэты плачут ночью, днем,
С Жар-птиц ощипывая перья,
Чтоб стих глаголом, как огнем,
Сжигал сердца, врывался в двери.
Воды колодца выпьет раб,
В любом глотке найдет осадок —
Свободы горечи и явь,
И день его не будет сладок.
На чай горячий надо дуть,
Чтоб молоком потом обжечься,
Светить стихами, в этом суть,
Чтоб быть опорами отечеств.
13. ***
Только деточка заплачет,
Появляется наш котик!
Знает он свои задачи:
Приласкаться, успокоить!
Шерсткой мягкой, шелковистой
Станет к дочке прикасаться.
Слёзки высушит он быстро –
И заставит улыбаться!..
Гамму светлых чувств разбудит,
Вызывая умиленье!..
Как нужны питомцы людям!
Да и мы – им, без сомненья...
Так и просятся на службу –
Нам – двуногим и „ущербным"!..
Кто желает тёплой дружбы –
В дом возьмёт к себе, наверно,
Черепашку, кошку, рыбку
И весёлую собачку,
Чтоб вытаскивать улыбки
Из детей, когда заплачут!..
14. Вы не понимаете.
А слезы, как горошины,
Предательски, непрошено
По пухлым щечкам мажутся...
- Ты плачешь? Нет, вам кажется!
Обиды-то глубинные...
- Упрямство, прям, ослиное.
(Ну вот, сравнили с осликом,
А мне всего лишь восемь-то).
И вы не понимаете,
Что я совсем не та, как те
И, что не та, как вы, совсем!
Уйти от вас бы насовсем!
Я вышла на тропу села,
Она куда-то вдаль вела,
А за селом темнеет лес,
День исчезал. Совсем исчез.
А я стояла на тропе,
Мелькали мысли в голове...
А слезы, как горошины -
Предательски, непрошено
Катились струйкой по щекам.
Был дом тогда и там, и там -
Руины, в зарослях садов.
И нет здесь даже стариков.
Дороги нет - везде бурьян,
Гуляет ветер - сыт и пьян.
К руке прижался тихо внук,
А слезы - кап, а сердце - стук.
Друзья здесь жили там и там...
Мы часто ныли: мам, а мам...
Вдруг внук за руку дернул: ба!
- О, время! Вырвалась мольба.
15. слёзы
Надоело бусины слёз толочь
в ступе старых стихов и песен.
От вселенской влажности серых туч
проступает чёрная плесень.
В детстве слёзы думать не думают о худом:
светлые, горькие, мокрые, – все своим чередом…
Маме поплачешь в колени – другое дело! –
жизнь улыбнулась тебе приветливо: заблестела!
Плеск весла почудился и затих:
слёзы юных – иной расцветки…
Неисповедимы, как не крути,
пути их, вехи, ветки, метки…
Небо внемлет письмам, начертанным на стекле:
выдохнешь, пальчиком водишь, – кажется воздух теплей.
Если от вас не зависит, рыдать не смейте.
Слёз радости нет сильнее на свете – смейтесь!
16. Антислёзное
«Наша Таня громко плачет…»
«Зайку бросила хозяйка…»
«Оторвали мишке лапу…»
/Агния Барто/
Зайку сберегла малютка -
В дождь укрыла под зонтом.
А трёхлапого мишутку
Принесла лечиться в дом.
И живет в квартире мишка,
Как в хорошей доброй книжке.
Лапы снова все. И что же
то, что лапы непохожи?
Главное, что мама с папой
одобряют дочку-лапу.
17. ***
Бывает такая боль, которую не выпла-кать.
(Джоди Пиколт)
Я не видела слёз у бабушки,
За плечами которой багаж
Бед и горя, печали стаями
Лет военных. Огромен и стаж
Трудовой. А детишек пятеро,
Накормить, и всех нужно поднять.
Не умела она перекладывать
На других груз забот. Не отнять
Доброты у неё и мудрости,
Молчалива, строга, в глазах грусть
Безутешная. Горькой участи
Испила до дна – терпкий вкус.
А слёз не было, глаза высохли.
Только тяжесть в груди, сердца стон,
Не перинку судьба выстлала,
Из колдобин путь жизни, тяжёл.
Я не видела слёз и у мамы.
Опаленное детство войной,
Врачевала мечтами шрамы
Если трудно, не споря с судьбой.
Да тернист путь, но всё же мирный,
Гула нет от снарядов войны.
Остальное всегда поправимо,
Жизнелюбие в помощь, смягчит
Все проблемы. Мама учитель.
В школе - день, Вечерами тетради
Проверяла. А также хранитель
Очага семьи нашей. Сгладить
Терпеливо могла все обиды.
Не читала нравоучений.
И мы делали сами выводы,
Приходило сразу прозренье.
________________________
Иллюстрация: акварель Сильвии Пелиссеро
Ведущая конкурса: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №123012900799