Разбор Обыденно солнце полуденно смотрит...
Решил опубликовать часть личной переписки с одним автором стихиры, где мы рассуждали на тему того, что в стихотворениях, которые пишу, практически нет ни одного лишнего слова, каждое на своём месте и просто так взять заменить на синоним или выкинуть нельзя, ибо рушится вся концепция. Возможно кому-то будет интересно.
Само стихотворение тут:
http://stihi.ru/2023/01/14/8096
Итак, построчный разбор.
"Привычно открыты глаза с напряженьем в затылке..."
Лейтмотив первого катрена, это демонстрация некоего статичного состояния, постоянное нагнетание того, что всё в жизни ЛГ по спирали, что это не просто один день, но череда дней, замкнутый круг, поэтому в каждой строчке акцент... Здесь это слово ПРИВЫЧНО. Дальше вторящий основному мотиву смысл - почему "с напряженьем в затылке?" Потому что очень не хочется просыпаться, не смотря на то, что уже полдень. И это для него ПРИВЫЧНО, то есть так происходит каждый день.
"Обыденно солнце полуденно смотрит сквозь тюль..."
Здесь продолжается лейтмотив статичного состояния словом ОБЫДЕННО. Дальше ПОЛУДЕННО, говорит о том, что это не просто утро, но уже полдень, и это привычно, то есть человек праздный, не работает. Плюс игра слов ОБЫДЕННО-ПОЛУДЕННО. Подряд слишком навязчиво, а вот через СОЛНЦЕ, этакая мелодическая вставка не ломающая, но дополняющая общую депрессивную обстановку.
"Вчера он тянулся ладонью к открытой бутылке,
Сегодня он пальцами тянется к пачке пилюль."
Здесь передаётся эстафета от обилия НО в первом двустишии, к ОН во втором, замыкая концептуальную петлю НО-ОН. Плюс ВЧЕРА замыкается на СЕГОДНЯ и... Плавный переход на следующую концепцию - борьба двух противоположностей в одном человеке. Здесь уже предтеча того, что будет во втором катрене. Вечером БУТЫЛКА, утром попытка выйти из этого состояния путём лекарств (ПИЛЮЛЬ) .
"Сверкает на солнце в руках полуначатый блистер,
Смеркается жизнь полупрожитой чёрной дырой..."
Второй катрен. Начинает развиваться начатая вскользь в конце первого катрена тема - борьба, раздвоение, но первый мотив (ПРИВЫЧНО) не обрывается. Он плавно уходит на второй план, поэтому тут ещё есть лёгкая отсылка к первоначальной петле, к замкнутости (ПОЛУНАЧАТЫЙ), говорящий о том, что это не просто сегодня, это петля времени, это было и вчера, но не просто начатый, а полуначатый, потому что заводится новый мотив - ПОЛУ..., мотив раздвоения, который будет идти через весь катрен. Как в первом катрене было в двух строчках ПРИВЫЧНО- ОБЫДЕННО, а во вторых двух ВЧЕРА-СЕГОДНЯ, так во втором катрене в первых двух строчках ПОЛУ-ПОЛУ, а во вторых двух ОДНА-ВТОРОЙ. То есть, сохранена идентичная схема построения катренов и по смыслу, и по структуре. Даже игра слов СВЕРКАЕТ-СМЕРКАЕТся по аналогии с первым катреном ОБЫДЕННО-ПОЛУДЕННО. Кстати, стоит заметить, что ПОЛУденно в первом катрене, это лёгкий ввод в мотив раздвоения во втором катрене.
"Одна часть рассудка довольно живёт в фаталисте,
А воля его недовольно живёт во второй."
Кульминация темы - раздвоения на две части, ФАТАЛИСТА и ВОЛЮНТАРИСТА. Но само слово волюнтаризм уж слишком заумное, поэтому заменено просто на ВОЛЯ. Одна часть рассудка под властью фатума, плывёт по течению, вторая под властью воли, попытка разорвать петлю. И именно поэтому ДОВОЛЬНО и НЕДОВОЛЬНО. Ибо та часть, что властвует, доминирует, она довольна, а та, что недовольна, она как раз и борется, сопротивляется. Понятно, что пока фатализм доминирует.
Далее кода.
"Возможно судьба не была к нему так благосклонна,
Как может могла бы, но смысл судьбу сослагать?"
Тут всё уже предельно просто, происходит некая разрядка, без особых тайных смыслов, но и тут есть основные моменты. В первых двух строчках звуковой мотив БЫ, судьБА, БЫла, БЫ... Для чего? Слово СОСЛАГАТЬ в конце объясняет! Это сослагательное наклонение, история не терпит этих БЫ и мы имеем то, что имеем (в последнем двустишии), а БЫ остаётся в первом двустишии, как несостоятельное оправдание.
ИТОГ: ОН катится кубарем вниз с неизменным уклоном,
Судьбы (все эти Бы - суть БЫ) многогранность бутылкой загнав на кровать.
Итог подводится жирным шрифтом, тройным подчёркиванием (КАТИТСЯ, КУБАРЕМ, ВНИЗ), это главный вывод, финал, основная констатация! ЛГ не просто катится, а НЕИЗМЕННО, постоянно, не смотря на все мысленные попытки разорвать замкнутую петлю, ибо если только думать и ничего не делать, то ЧЁРНАЯ ДЫРА из ПОЛУПРОЖИТОЙ, перейдёт в прожитую. Пока еще не поздно, ведь судьба многогранна, она может многое дать, но только если не загонять её на кровать, не уходить в забытье. Судьба предоставляет нам множество путей, но тот, по которому в конце концов идти, мы выбираем сами.
Свидетельство о публикации №123012906941
Спасибо за предоставленный разбор стихотворения! Очень интересно и полезно!
Можно было мне не учиться в высших учебных заведениях… лишь читать вот такие разборы;)
А что такое ‘полуначатый блистер’
О! Сама поняла, это полуначатая упаковка пилюль:)
Мария Алматова 2 14.10.2023 22:25 Заявить о нарушении
Вы — серьезный поэт и психотерапевт одновременно.
Действительно никогда не поздно…
Мария Алматова 2 14.10.2023 22:28 Заявить о нарушении
Блистер, конечно это упаковка) правильно догадались))
С благодарностью за солнечный свет,
М.П.
Петров Максим 17.10.2023 13:56 Заявить о нарушении
Наверное с ночи… не знаю
На улице публика в лужища гвоздь
Подошвой с размаху вбивает…
А я не смотрю по утрам за окно,
Проснувшись, листаю Петрова!
Мне нравится красок его полотно-
Оттенков на новое слово…
Как чай и под что нибудь к чаю
Тяну, смакую, вкушая, картинку
Там пруд, а к пруду подтянул он страну…
На коврике сохнут ботинки…
Ничто в ней не скучно —
И свой сериал любимый забыла
Поставить…
Все думаю как мне в большой кинозал
Картины Петрова направить…
Мария Алматова 2 20.10.2023 16:46 Заявить о нарушении