Школа - 2
Гибнет личность.
Макс Штирнер
У вас есть два варианта:
контролировать свой ум
или позволить своему разуму
контролировать вас.
Пауло Коэльо
Борьба со своими чувствами
самая трудная.
Худшего врага и не найти.
Сарказм
Прежде всего, стоит разобраться с этими двумя категориями: УМ и РАЗУМ и вовсе не токмо ради того, чтобы понять, что сие значит: «Ум за разум зашел», а как им «друг с другом жить». Нам сейчас гораздо важнее понять Макса Штирнера и Пауло Коэльо – что они хотели сказать своими цитатами. Ежели поймем, то и пословицу «Ум за разум зашел» постигнем. Как всегда, в подобных случаях, обратимся к Википедии:
************
УМ - это совокупность способностей: воспринимать, познавать, размышлять и понимать, а так же запоминать и обобщать - для оценки и принятия решения.
РАЗУМ - по смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой.
*************
Сразу же возникает резонный вопрос: «А какое все это имеет отношение к школе? – школа дает знание! Всё было бы так, если бы не вмешивалось вот это подленькое слово «ОБРАЗОВАНИЕ» - более того, на всех вывесках школ красуется именно оно, разумеется, вкупе с этим величественным символом, охватывающим тот самый, прекрасный и светлый период жизни молодого человека.
И это слово, которым и я тоже обозначил свое произведение, именно и есть ШКОЛА. Сколько мыслей, чувств, песен и открытий посвящено именно ей. Может и не правы те умные дяди и тёти, сказавшие, при полном резоне и убеждении:
Школьное - ОБРАЗОВАНИЕ – есть то, что остается у выпускника, когда он забудет всё, чему его учили. Да уж!? Скажете вы и будете правы и неправы. Правы оттого, что забыв всё – вы не сдадите ни один вступительный экзамен в ВУЗ. И не правы потому, что – здесь я приостановлюсь, чтобы вспомнить….
Первая лекция по физике – оттого и новые чувства переполняют душу, впечатляют, вызывают восхищение, веру, запоминаются. Входит отнюдь немолодой профессор и убедительно, на полном серьезе произносит:
- А сейчас я прошу вас всех забыть всё, чему учили вас в школе – обучение здесь, для каждого из вас, будет уже совсем иным.(((
Послушайте, а разве придя в первый класс, нас не стали учить понимать жизнь совсем иначе? Нет, разумеется, нам в открытую не говорили, с усмешкой (разве позволено смеяться над Русскими народными сказками!), что нельзя прыгать в котел к кипящей водой, чтобы выйти оттуда добрым молодцем. Нас учили трудолюбию и умениям, конечно же, не смеясь над Емелей, ездившим на печи за водой. Нам говорили и то, что надо ездить на велосипедах, машинах и лошадях, а никак на Сером волке. Не было и речи о том, чтобы научиться целоваться с лягушкой. Нас учили уже совсем иначе понимать жизнь, которая с возрастом быстро теряет сказочный налет и сладость. Только не подумайте, что переходя уже из ВУЗа на производство, тоже надо забыть то, чему научились прежде. Некоторые, наученные на практике, своим горьким опытом, тоже скажут – и да, и нет. Сунутся в одну компанию, сунутся в другую – а там, не только портфолио требуют, а ещё и практический стаж по профессии – а где же его можно было получить… Представляете, никого не интересуют знания, оценки в дипломе, никто не беседует по специальности (может – сами были троечниками, не только в школе, но и в ВУЗе). Ну, а если вам уже «сороковник» стукнул или вы настолько молоды, что можете забеременить в любой момент – то и вообще только скажут: «Вы нам не подходите», или ради вежливости: «Мы, вам позвоним», разве только, чтобы самим «побеспокоятся» об этом. Но, и когда даже смилостивятся – коллеги долго ещё будут «ставить вас на место», а начальство «испытывать вас, увы, не только на знания по профессии». Может даже сложиться такая обстановка, что кроме как, со своею СЕТЬЮ, больше и не с кем больше будет посоветоваться. Поневоле вспомнишь о «Сером волке», «Царевне-лягушке, да «Сивке-бурке» - увы, ряженых в эти шкуры, пруд пруди, повсюду.
А чем она может выручить то?! Так что заглянем на минутку и туда – в СЕТЬ. О, это – уникальная вещь, если правильно организовать её «производство», да ещё воспитать и наладить работу, чтобы отдельные её отделы, не «чаи гоняли», да «прихорашивались» в рабочее время, а двигали решение общей сложной задачи «всем скопом». А «скоп» большой, очень большой – почти 100 миллиардов нейронов – как тут не «затеряться» в иждивенчестве, воровстве, да в «пускании пыли в глаза»… Вы можете себе представить коллектив численностью около 100 миллионов работников, занятых одной задачей. Я – нет! Научить их решать отдельные малые задачи, из решения которых сложится общий ответ – да! Только, ведь, там тоже протекает своя «жизнь» - кто-то уходит в краткосрочный, а то и в вечный отпуск, кто-то не справляется со своими обязанностями и перекладывает их на плечи коллег, кто-то «запускает дурочку»… А тут ещё морозы, гололед, бури, обрываются провода, исчезает свет, ломаются приборы , устаревает и ломается оборудование, никуда не годно работает интернет и почта… А ведь, все это налаживалось 20 лет – если налаживалось, а то, могли, ведь и в 14 лет сосватать, а кто-то пошел на ринг или его в уличной драке пинали ногами по голове – разве все это пройдет бесследно!? Другие же, настолько возненавидели друг друга, что пошли «улица на улицу», государство на государство. Думаете, там – в голове – этого нет? Ошибаетесь! А пьянство, наркотики, экология и радиация и прочие пагубы разве не влияют на удобство жизни и работы нашего внутреннего «города-миллионника», а тем более «миллиардника» - к тому же, в большое и попасть легче, да и чужой зависти тогда больше и задачи подсовывают все труднее и труднее, только спину подставляй. Но, вот, о, чудо – вы удачно миновали всё это и образовали свою СЕТЬ по высшему разряду… Но, потом попали на такое производство, где только и слышите: «Делай, что тебе говорят – вот когда станешь начальником – тогда и будешь предлагать – как лучше!» Только, вот, начальником ты никогда не станешь, если в школе на тебе «ездили» троечники и тем более двоечники – их кулаки и их «принципы» не были утомлены лишними знаниями и лишними книжками. А если даже и станешь, то очень скоро поймешь, что с ними «выть по-волчьи» у тебя никак не получается – всестороннее развитие и воспитание твоей СЕТИ будет всячески противиться этому.
Где же выход? Образовать свой коллектив? А когда же давать волю своей сети – а она так рвется почувствовать ветер в парусах знаний, а где его взять среди текучки требований, обстоятельств и неполадок. Сеть требует загрузки и новых знаний – и тебе кажется, что мир так мал и проходим, что стоит только захотеть и тобой будут покорены все пустыни, джунгли и даже океаны. И чувств так много, что кажется – они переполняют тебя и даже выливаются через край. Тебе хочется перепробовать всё на свете, всем овладеть, всюду и во всём поучаствовать. Но, не тут то было – есть, есть такие места, где их – эти чувства, планы и желания утихомирят. В этих местах тебя будут долго и тщательно, упорно и каждодневно учить поворачиваться кругом только через левое плечо, на место и в движении. Будут учить поворачиваться «направо» и «налево», почти без перерыва и без отдыха – и твоей единственной мечтой, в конце концов, станет мечта поскорее добраться до кровати и остаться наедине с собой и со своей СЕТЬЮ, но ты каждый раз будешь оставаться только со сном – сном без сновидений и ночных раздумий. Всё требует работы, ухода и совершенствования – не только машины и аппараты, но и СЕТЬ. А вы попробуйте вывесить рыбацкую сеть на солнце, ветер, мороз и дождь, на несколько лет, не пользуясь ею, даже не снимая с веревок и жердей – и посмотрите потом, что с ней будет. И таких уловок, завалов и замаскированных «волчьих ям», жизнь может придумать для вас, сколько только ей и вам, в том числе, будет угодно. И у неё будет оправдание, и она, в некотором смысле будет права – вы, ведь, мечтали, читая книги, слушая других, смотря фильмы… - о «Счастье трудных дорог», даже писали сочинения на такие темы. Вот и получите! Трудно бороться с чувствами, особенно если они заложены в вас: Геномом, традициями, воспитанием, обществом, в конце концов – самой Природой, которая зовет вас жить полной жизнью и в полной мере.
Можно ли миновать всего ненужного и лишнего, к чему так навязчиво и даже коварно зовут нас чувства? Для Ума – это, скорее, посильная ноша – только, ведь – ноша! Измаетесь за жизнь, накапливая опыт – а к чему он, когда сил уже не окажется в достатке, чтобы воспользоваться им. Бесспорно, построите, воспитаете, даже достигнете и может даже немалого – будет на что даже оглянуться. Добрым словом вспомнят, как вспомнит хозяин, про любимую, умную лошадь, которая честно отслужила ему свой век – завалится, бывало, пьяненький в сани, завернется в тулуп, да и заснет – а она сама привезет его к воротам дома. Только, ведь, совсем мало человеку быть только лишь умным существом – маловато, да и тяжеловато ему этого будет для полного счастья. Бороться с чувствами? Некоторым удается – но. только признайтесь честно – много ли счастья в том, чтобы имея крылья - не летать. Ну, если она редкий экземпляр – её будут ценить и она будет жить и радовать её хозяев или даже зоопарк – и никто и не помыслит отправить её - эту редкую, к примеру, утку в суп. К тому же, мы вполне и не поймем, ни тех трех Великих умов, цитаты которых мы выбрали в качестве эпиграфов к этой работе. Ключом, здесь может быть понимание, а следовательно и различие между Умом и Разумом. Ну, с умом мы уже почти разобрались, а о Разуме стоит поговорить более подробно.
Чем отличается Разумный человек от Умного? Коренное отличие и свойство Разумного человека состоит в том, что его СЕТЬ более продуктивна – ибо она состоит из многих субсетей, которые работают, слаженно, сообща, а потому и эффективно. У Умного человека, эти отдельные (субсети) тоже есть, но они не только не обучены работать в одной связке и подчиняться решению общей сложной задачи, но, более того, конфликтуют между собой. Умный человек, обычно работает с одной сетью – она, у него, может быть даже изумительной, большой и способной решать тоже сложную задачу. Но, его сеть решает эту задачу сама, большей частью собственными усилиями и усилиями самого человека, как автора и исполнителя процесса. Решив такую задачу, Умный человек может перейти в иную субсеть – т.е. к решению иной задачи или расширить рамки прежней задачи – углубиться в теорию или перейти к применению её на практике. Совсем по-иному поступает Разумный человек – он решает задачу, не решая её, конкретно, практически. Его субсети, позволяют, не решая отдельных элементов сложной задачи, передавать по цепочке уже готовые результаты, чтобы в конце концов, на выходе получить готовый ответ. Образно говоря, Разумный человек, может себе позволить, долго и затратно, в материальном и умственном планах, не трудиться поэтапно – ибо его эффективный и совершенный ум, работая слаженно и разнообразно, дать готовый результат.
Вы можете даже воскликнуть – так это же стиль работы женской СЕТИ – она уже интуитивно знает результат наперед! Вовсе нет – женщина пользуется чужими знаниями, в прямом или переносном виде. В прямом – это, когда пользуется умом и опытом реального мужчины, который находится почти всегда «под рукой» - муж, сотрудник и пр. В переносном – это опыт глубинных структур её головного мозга, в котором всегда найдется опыт предыдущих поколений и по теме этой задачи. Надеюсь, вы понимаете разницу между тем, когда человек решает сложную задачу своими силами, и когда он её «списывает». Нет, я вовсе не против списывания, я против списывания без понимания сути решения, а токмо выгоды, для.
Списывание позволительно для ускорения процесса познания – это – «грех» всех талантливых людей, профессионалов в своем деле, в конечном случае. Им даже может подсказать и само Небо, когда увидит, как они долго бьются над задачей, как «рыба об лёд» - смилостивятся. Некоторым, подсказывают уже родители – ещё тогда, года они ещё во чреве матери – уже там они слышат музыку ветра, стихов, песен и скрипки. Но, это не путь создания Разумной СЕТИ. Для её создания нужен особый труд – тяжелый, обязательно собственный, упорный до изнеможения – всё великое, хотя и просто, но создается великим трудом. Зато и радость от работы такой СЕТИ, которая способна эффективно работать, «не работая» - подобна полету, нет, не во сне, а в реальности. Птица, ведь, не знает, почему она летит – а летит! Вы вправе можете упрекнуть и даже посмеяться надо мной –«Тяжелый, изнурительный труд до изнеможения», только лишь для того, чтобы ощутить полет – не слишком ли это мало!? Это мало в обычной жизни, когда человек, рискуя и изнемогая, покупает шикарное авто, лишь для тог, чтобы мчаться под завистливые взгляды обывателей. Но, этого достаточно много, чтобы не только быстро и удачно выбрать свой жизненный путь, но и пройти по нему достойно, счастливо и радостно, испытывая полноту жизни и чувств.
Желаю понимания и удач!!!
P.S. Чувствую, что многого ещё не сказал, но было же заявлено,
что с «чувствами надо бороться», в особенности без взаимности.
Свидетельство о публикации №123012800678