Сон собаки. Мысли-недомысли

 Есть такой сценарный троп, иронично называемый «Сон Собаки» и у него дурная слава. Сон собаки – это когда события, описываемые, на самом деле не происходили, а были предсмертным видением, бредом, наконец – сном. И всё же, несмотря на дурную славу, этот приём всё ещё применяется раз за разом – и находит в наших сердцах отклик.
 Я немного расширю значение термина для своей мысли, и буду включать сюда не только что-нибудь вроде «По Ту Сторону Изгороди», «Острова Проклятых»  но и «Врага» Вильнёва, отечественный «Мёртвым Повезло», саму «Матрицу» нашу, пятый - очень клёвый, "Восставший Из Ада", кстати, да и вроде четвёртый что-то похожее обыгрывал - почему? Потому что, мне - губошлёпу и тугосере, кажется, что механизм действия тропа – то, почему эти истории всё ещё рассказывают, а важнее - то, почему их всё ещё слушают – один.
Так что тебе кажется, Трагикозлинушка, спрашивают меня почтенные катаны и котаны, нам так не терпится узнать...
Мне кажется, этот троп работает – на каком-то глубинном уровне с тем, что каждый из нас хотя бы раз обнаруживал, что мир – не то, чем кажется. Масштабы случаются разные, но через это так или иначе все проходят, что скажете? Деда мороза нет, папа не космонавт, любимый человек не тот, за кого мы его принимали, или хуже того – оказывается всё это время мы сами были с любимым человеком не тем, кем пытались быть. Гомеопатия не работает, бога нет… Впрочем, для моей мысли не столь существенно становится мировоззрение субъекта правильнее, или ошибочнее – так, начитавшись или наслушавшись сомнительных источников человек понимает – земля плоская, ГМО-зло… Для того, что бы приём раз за разом срабатывал важно само ощущение внезапно переворачивающегося мира, твиста, который внезапно меняет наше восприятие. Так находишь свои старые стихи, которые писал как главный шедевр, и видишь, что стихи-то никудышные. В конце дня - то, что есть у тебя, как актора - это информация в которой ты уверен.
Самое интересное - это когда мы оказываемся не теми, кем себя считали.
Странным апофеозом приёма я бы назвал... Щас спокойно только... Обитаемый Остров. Ша! Спокойно, сказал! Барин изволит пояснять.
  Да, там нет сна, нет предсмертного видения, галлюцинаций... Но чем он кончается? В Поллитровой Мыши была классная шутка - дескать, парень работал мастером спецэффектов на фильме про Чёрного Монстра - и он так хорош, что в фильме монстров вообще нет, а тебе кажется, что есть.
Вот и здесь. Вдумаемся, котаны и катаны - Максим узнаёт, что всё это время из самых лучших соображений гадил всем на головы. Его не упрекнуть в поверхносности - некоторые блогеры, умеющие судить людей яро смогли - но мы не будем - любой человек всегда чётко запечатан в текущую картину мира, это не обсуждается. Поэтому бывают умные коммунисты и умные либералы, только умных либертарианцев я пока не встречал - и оба воспринимают друг друга через свою парадигму, даже термин "предприниматель" у них обозначает разное.
Ладно, политики - х..тика, вернёмся к столу.
Нет, Максим роет - насколько у него есть причина рыть - вы же не проверяете каждую аксиому по десять раз на дню, не ревизируете вопрос с тем, сколько можно линий провести через две точки, иногда нужно выходить из дома и трогать траву, что-то ты принимаешь на веру волей не волей. Тем более Максим находится в ситуации, которую у него есть причины рассматривать как требующую незамедлительных решений. Когда у вас горит дом, когда вы тонете и так далее - вы не думаете, вы делаете. А вот индюк думал - и в суп попал. Поучительно, не правда ли?
"Промедление - смерти подобно, поспешишь - людей насмешишь" Наугад, Понедельник, спасибо, спасибо, я действительно заслужил это аплодисменты.
Короче он чё-то роет, чё-то копает, и всё равно реальности есть, чем его удивить - всё равно он живёт в плену недостоверной картины мира.
Если принять - что делать никто не обязан - моё суждение о причинах того, что сон собаки работает,  то - это вполне сюда, вполне отсюда, вполне здесь и даже метче, чем Ванильные Небеса какие-нибудь.
(Занятно, что это не было изначальным замыслом - и пришло только под конец. Остров, как и Трудно Быть Богом задумывался как легкомысленный боевичок про супермена. Но о том, как важна для Стругацких работа в паре, и к чему привело их сольное творчество мы поговорим в другой раз)
(Забавно, что репетиция приёма состоялась в Попытке К Бегству - видимо, это было в подкорке братьев - герои всю книгу обрекают на тлен пленников, которых собирались освободить)
И это именно самое коренное - в открывшемся контексте именно ты - я - оказался не тем, чем был для себя.
Заигрываться с этим, как с любым буддизмом и солипсизмом, конечно - не надо, но, мне кажется, не лишне поставить себе галочку на будущее в недры нейронных ансамблей.
А, впрочем - что это я, речь не о морали, какая мораль может от Трагикозла - а только и сугубо о механизмах срабатывания приёма.


Рецензии