Великие зодчие Санкт-Петербурга. Растрелли!

        Александровский парк!
В него можно попасть, если выйти из метро Горьковская.
Именно в этом парке - памятник зодчим Санкт-Петербурга!
Композиция была открыта - в июне 2011 года.
Заслуженный художник России А. Таратынов создал памятник великим зодчим Петербурга!
   Около большого стола, на котором развернута карта,
расположились восемь великих архитекторов мира,
превративших Санкт-Петербург в один из красивейших городов мира.
    Скульптуры зодчих сделана в натуральную величину
и установлена на невысоком подиуме.
Каждый человек может присесть рядом (ведь за столом есть свободный стул)
 и почувствовать себя одним из великих на подиуме.
   Создаётся впечатление, что место освободилось потому,
что один из архитекторов срочно выехал на объект, словно это понадобилось ему.
    Памятник великим зодчим в Александровском парке собрал за одним столом людей,
которые жили в разное время.
Среди них – таланты, опередившие время:
    А.Н. Воронихин. Самое знаменитое его творение - Казанский собор.
    Тома де Томон. Ему принадлежит оформление стрелки Васильевского острова.
    В.И. Баженов. Один из авторов проекта Михайловского замка.
    О. Монферран. Автор Исаакиевского собора.
    Д. Трезини. Один из авторов Петропавловской крепости.
    К. Росси. Сложно перечислить созданные им шедевры,
во многом его стараниями город приобрел свой уникальный вид.
Это Главный штаб, улица Росси, многое другое.
    А. Захаров. Автор здания Адмиралтейства.
    Растрелли. Один из самых известных архитекторов Петербурга.
Построил Зимний дворец, Смольный монастырь и иные шедевры.
________
    Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли - российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б.К. Растрелли (1675-1744).
  Франческо Растрелли родился в 1700 году в Париже, в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.
   Период расцвета архитектора Франческо Растрелли начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741-1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов.
С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752-1757 годах пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.
В 1750-е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона.
Два последних грандиозных замысла Растрелли -это ансамбль Смольного монастыря (1748-57) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754-62). Вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря, куда на склоне лет планировала удалиться Елизавета Петровна, не предполагал наличия колоссальной колокольни, которую можно увидеть в сохранившемся его макете.
Именно благодаря этой модели Растрелли осознал градостроительную ошибку, решив сохранить собственно Смольный собор как высотную доминанту ансамбля. Архитектурно-конструктивные решения, на которых остановил свой выбор Растрелли, заметно отличаются от представленных в макете.
В 1750-1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.
Пожалуй, Франческо Бартоломео Растрелли был самым "плодовитым" из архитекторов Санкт-Петербурга. Вот только несколько его работ в Петербурге:
В 1744 году принимает участие в строительстве Аничкова дворца, начатого Земцовым.
В 1747 году начинает перестраивать дворец в Петергофе.
В 1748 году императрица Елизавета поручает ему строительство Смольного монастыря.
В 1748 году Растрелли начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе, ставшего одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века.
1752-1754 годы по проекту Растрелли строится дворец Строгановых.
В 1753 году Елизавета Петровна издает указ о начале строительства нового Зимнего дворца. Завершается оно уже при Петре III, который пожаловал Растрелли звание генерала-майора и орден Святой Анны.
В 1758 году по проекту Франческо началось строительство Гостиного двора. Однако вскоре оно было приостановлено, купцы посчитали его слишком дорогим. В 1761 году строительство возобновилось, но уже по другому проекту.
Увы, после смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды и поток заказов у Растрелли быстро иссяк.
Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, а Растрелли перестали давать важные заказы.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны, однако есть предположение, что он умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Эта могила была утрачена во время Второй мировой войны.
____
Зодчие Санкт-Петербурга у метро Горьковская имеют хорошее соседство. Рядом с ними находятся другие интересные скульптуры:
Памятник «Стерегущему». Открыт в 1911 году.
«Мини-город». Уменьшенные копии основных достопримечательностей города, выполненные в бронзе.
Клумба-часы. Подарок городу от Женевы.
Рядом расположен знаменитый Ленинградский зоопарк.
Чтобы обойти все интересные места, дня может и не хватить.


Рецензии