Великие зодчие Санкт-Петербурга. Карл Росси!

         Александровский парк!
В него можно попасть, если выйти из метро Горьковская.
Именно в этом парке - памятник зодчим Санкт-Петербурга!
Композиция была открыта - в июне 2011 года.
Заслуженный художник России А. Таратынов создал памятник великим зодчим Петербурга!
   Около большого стола, на котором развернута карта,
расположились восемь великих архитекторов мира,
превративших Санкт-Петербург в один из красивейших городов мира.
    Скульптуры зодчих сделана в натуральную величину
и установлена на невысоком подиуме.
Каждый человек может присесть рядом (ведь за столом есть свободный стул)
 и почувствовать себя одним из великих на подиуме.
   Создаётся впечатление, что место освободилось потому,
что один из архитекторов срочно выехал на объект, словно это понадобилось ему.
    Памятник великим зодчим в Александровском парке собрал за одним столом людей,
которые жили в разное время.
Среди них – таланты, опередившие время:
    А.Н. Воронихин. Самое знаменитое его творение - Казанский собор.
    Тома де Томон. Ему принадлежит оформление стрелки Васильевского острова.
    В.И. Баженов. Один из авторов проекта Михайловского замка.
    О. Монферран. Автор Исаакиевского собора.
    Д. Трезини. Один из авторов Петропавловской крепости.
    К. Росси. Сложно перечислить созданные им шедевры, во многом его стараниями город приобрел свой уникальный вид. Это Главный штаб, улица Росси, многое другое.
    А. Захаров. Автор здания Адмиралтейства.
    Растрелли. Один из самых известных архитекторов Петербурга.  Построил Зимний дворец, Смольный монастырь и иные шедевры.
_______
  Карл Иванович Росси, урождённый Карло ди Джованни, - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. 
    Карло Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашён его знаменитый отчим.
Вскоре первый танцовщик императорских театров Ле Пик получил участок в Павловске недалеко от дворца и построил дом, а соседом его оказался Винченцо Бренна, придворный архитектор императора Павла I.
    В 1788 году Росси поступил в известную немецкую школу St. Petri-Schule. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. Это во многом определило судьбу молодого Карла Росси, который стал учеником и воспитанником Бренны. С юных лет он часто бывал в дворце, где его учитель отделывал комнаты для владельцев Павловска великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Став императором, Павел I задумал превратить Павловск в императорскую резиденцию и поручил Бренне работы по расширению дворца.
  В 1795 Карл Росси поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 Карл Росси был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. С этого времени архитектурным помощником Бренны определён Карл Росси, с 1796 года официально зачисленный по штату Кабинета Его Императорского Величества.
   Молодой Росси принял самое активное участие в строительных и отделочных работах своего учителя в Михайловском замке и Павловске, тщательно вычерчивая архитектурные планы и подготавливая проекты для предметов художественного убранства. Природа щедро наградила его талантом, в Павловске на строительных лесах и за чертежным столом он постигал секреты творчества и совершенствовал мастерство.
Из ранних работ привлекает внимание проект скульптурной группы "Три грации", подготовленный специально для портика в Собственном садике с учётом его размеров. Именно по этому проекту скульптура была выполнена П. Трискорни в Италии по заказу Александра I для подарка матери-императрице.
   В 1801 году Карл Росси стал архитектурным помощником 10 класса. С вступлением на престол Александра I Бренна решил покинуть Россию. Испросив разрешение у императора отпустить с ним Росси для совершенствования того в науках, он отправился со своим воспитанником в путешествие по Европе. Благодаря Бренне, перед Росси открылся весь мир архитектуры от античности до XVIII века.
  В 1802 Росси получил заграничную командировку для завершения образования и уехал на два года в Италию. 
Когда весной 1803 года в Павловском дворце случился пожар, вдовствующая императрица Мария Федоровна обратилась к Бренне с просьбой прислать чертежи дворца, которые тот увёз с собой, потому что хотела возродить дворец в его первоначальном виде. Бренна с чертежами послал в Россию Карла Росси, который к тому же хорошо помнил дворец до пожара.
Летом 1803 года вместе с чертежами Росси преподнёс императрице красную шёлковую папку с золотым тиснением, в которой находились листы с проектами различных украшений. Этот уникальный альбом, истинное сокровище хранится в коллекции музея в Павловске. 
В 1806 году по возвращении из Европы Росси стал архитектором Кабинета. Однако сначала он получил работу не как архитектор, а как художник по фарфору, и некоторое время работал на фарфоровом и стеклянном заводе.
   Затем Росси получил звание архитектора и был направлен в Москву, где построил Театр на Арбате, перестроил и заново отделал Путевой дворец в Твери для дочери императрицы Великой княгини Екатерины Павловны и её супруга Тверского и Ярославского губернатора принца Георгия Петровича Ольденбургского. В 1808 Росси участвовал в экспедиции Кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего известны: неоготическая Екатерининская церковь Вознесенского монастыря в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади, что практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 году Росси вернулся в Санкт-Петербург. Первое появление Росси в Павловске связано с грандиозным праздником в честь Александра I, победителя Наполеона, который состоялся 27 июля 1814 года у Розового павильона. Часть торжеств проходила в отделанном Росси Павильоне Мира. В 1816 Росси  был назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. 
   С 1816 года Росси много работал для Павловска, выполняя обязанности главного архитектора. В Павловском парке появились различные объекты малых архитектурных форм: мосты, ворота, беседки, паромные пристани, декоративные вазы, фонари. Они выполнены из чугуна в технике художественного литья на Александровском чугунолитейном заводе талантливым инженером Матвеем Кларком. Благодаря чувству пропорций и красоте формы они гармонично вписываются в ансамбль. Там же в 1826 году была отлита чугунная статуя Аполлона для знаменитой Колоннады Аполлона. 
    К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822, в 1822-1824 годах архитектор надстроил над Галереей Гонзаго библиотеку), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).
   Под руководством Росси были осуществлены перестройки внутри Зимнего дворца: покои для невесты Николая Павловича, прибывшей в Петербург принцессы Шарлотты (1817 год), реконструкция апартаментов в юго-восточном ризалите для пребывания прусского короля Фридриха Вильгельма III (1818 год), создана в 1826 году Военная галерея.
   Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей.
Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы, например, металлические перекрытия.
   Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси).
   Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушёл в отставку, уволившись "от всех занятий по строениям". Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. К.И. Росси скончался 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Рецензии