Духовность Михаила Зенкевича
Год назад при подготовке диска песен «Любовь» я открыл для себя такого мощного поэта, как Михаил Александрович Зенкевич. Сейчас я скажу большее: это гений, который непременно выигрывает турнир поэтов, хотя бы с тем же Маяковским. Это – едва ли не единственный поэт, непосредственно объединивший в своей записной книжке «дикое» естество со стихией честного и умного словообраза. Его творческий дух на протяжении всей его жизни кипел, как сталь, и носился, - нет! дул, - как могучий ветер. Как модернист, как неоромантик он был впереди, и именно честность его воспрепятствовала тому, чтобы встать ему во главе «Серебряного века». Когда поэт врёт сам себе – это тяжёлый случай, и, к сожалению, такую ложь профаны окрестили «лирическим вдохновением». Он – не врал, и остался про запас – наверное, для будущего, в котором, кстати, врут хоть и меньше, но изощрённей и «герметичней». Ложь стала общественным принципом в эпоху гласности, и она подготовила, на всякий пожарный, костёр для Поэта. Но он «оставляется» во всяком случае, опять же как «странный» и непричёсанный литератор, в чём разительная мощь современных заправил.
В книге «Сказочная эра» я хотел взять для рассмотрения первую его книгу 1912 года, изданную акмеистами в «Цехе поэтов», но проблема стала шире и конкретней: какую духовную ориентацию имел Зенкевич, и как она трансформировалась на фоне трагических событий 20 века?
Любовь к стоицизму он пронёс через всю свою долгую и плодотворную жизнь. Как романтик, он был не чужд «дурному экуменизму», сразу же признавшись в любви к «благому» аналогу Иеговы у иранцев («К АГУРЕ-МАЗДЕ»), тем не менее славя устами царя Навуходоносора Бога, Творца и Вседержителя - Самого Иегову («НАВУХОДОНОСОР»). Он, как древний язычник-римлянин, уважал все религии, всех богов, если они только не были злыми богами. К христианству относился с трогательной его «народностью» («КРЕЩЕНСКОЕ КУПАНИЕ», «ВОДОСВЯТИЕ РАСПУТИНА»). Но не случайно я называю его «Поэтом» с большой буквы: его личность была неразрывно связана с его творчеством, её он воспроизводил в творчестве. К себе он привязал излюбленный гуманистами образ философа-стоика, воспринимая его как своё духовное кредо. Процитирую его позднее стихотворение «СКОНЧАЛСЯ ПАПА ИОАНН…»:
«Скончался папа Иоанн,
По имени он двадцать третий,
Ведь римских пап духовный сан
Ведёт свой счет из тьмы столетий.
В соборах он средневековью
Мерцал и золотом, и кровью.
А поэтическое слово
Древней, чем Рождество Христово (!).
Поэт, оно тебе дано
Спокон веков, давным-давно,
Как свет из тьмы тысячелетий.
Июнь 1963».
Он обманывался, но был честен перед собой и читателем, очевидно, таким, что считает Иисуса «книжным феноменом». Что ж, нужно пожалеть Михаила Зенкевича и донести до него то, что быть романтиком-христианином, а тем более Божиим гуманистом – великий жребий, от которого он так глупо отказался.
А. Михаил. 28 января 2023 года.
Свидетельство о публикации №123012800255