Весёлая керамика
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Весёлая керамика» было обнародовано на сервере Проза.ру 24 ноября 2021 года. При этом было указано, что его автором является Ирина Эфт.
Адрес размещения произведения: https://proza.ru/2021/11/24/948
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Троицкая Ирина Юрьевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 221112400948.
Генеральный директор
ООО «Проза»
Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется
Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Весёлая керамика
Часть 1.
Заспорили однажды Лев и Медведь, кто из них важнее. Царь зверей говорит:
- Все должны подчиняться мне, потому как я самый главный и ношу золотую корону.
Хозяин тайги ему возражает:
- А я самый сильный. Захочу, прихлопну тебя одной лапой – лишь грива останется.
Будь звери настоящие, то вцепились бы друг в друга и устроили потасовку. Но они были художественной керамикой и работали в музее экспонатами. То есть стояли в витрине, притворяясь, что не обращают внимания на посетителей.
Когда-то давным-давно эти фигурки сформовали из глины, обожгли в горне, а после покрыли глазурью. Непрочность материала делала их ужасно хрупкими и ранимыми.
По этой причине Их Величества во время ссоры обошлись без лапоприкладства, довольствуясь одними свирепыми взглядами. Но неизвестно, чем бы кончилось дело в итоге, ни окажись в музее один маленький посетитель.
Между тем Лев заливался соловьём, рассказывая, какой он важный и ценный: «Я прославил своего создателя. Я его любимое детище, я - венец творенья».
Медведь и сам уже хотел похвастаться, да вдруг заметил светловолосого стройного мальчика – и смолчал.
Говорит тогда незнакомец: «Зовут меня Данилой. Я учусь гончарному делу и хочу стать настоящим мастером. Для этого надо мне попасть в Весёлую керамику. Это такая страна, где живут лучшие умельцы и то, что создано их руками.
Пойдёмте со мной. Мир посмотрите, себя покажете. Заодно узнаете, кто из вас чего стоит, и решите свой спор».
Обрадовались Лев с Медведем, закивали. Давно они мечтали о путешествиях и о таком товарище, как Данилка.
Убрал мальчик фигурки зверей в заплечный мешок и отправился в дорогу. Дошёл до быстрой реки. У берега лодка причалена. Отвязал её Данилка и понесло течение челнок с пассажирами навстречу удивительным приключениям.
***
Однажды плыл Данилка на лодочке по синему морю и увидел впереди скалу высокую. У подножия той скалы лежат кости человеческие, а на вершине - сидит полуптица-полуженщина да поёт кому-то.
Подобрался мальчик поближе и ахнул: вот-вот катастрофа случится. На всех парах мчится на скалу корабль. А бравый капитан зачарованно песню слушает и штурвал отпустил.
Страшно стало Данилке, а что делать – не знает. Тут загремели в его рюкзаке глиняные скульптурки, он и вытащил их наружу.
- Эх, будь на моей балалайке настоящие струны, - сердится Медведь, - сыграл бы я плясовую. Кто б тогда вой этой сирены слушал?!
Лев поддакивает:
- Ага! Ревёт белугой, хоть уши затыкай. Мне вот больше нравится, когда в рог дудят или в барабаны бьют.
Говорит маленький гончар:
- Спасибо, что надоумили. Будет вам другая музыка.
Достал он из кармана глиняную свистульку - и полилась нежная трель. Замолчала женщина-птица. Видно, голос потеряла от зависти. А капитан пришёл в себя и увёл корабль от рифа.
***
В следующий раз случилась с путешественниками другая история. Попали они на остров, где правила Укротительница Драконов. С помощью своих дрессированных ящеров держала эта ведьма народ в жутком страхе.
Поначалу-то ещё находились смельчаки, выходили на бой со злыми ворогами. Но очередной Горыныч, бывало, как загудит, как затопает – затрясётся земля, повалит из чудовищной пасти пламя и останется от добра молодца лишь горстка пепла. Вот так все храбрецы и повывелись.
Пожалел Данилка людей, решил помочь им. Да вот только как?
И опять загремели в заплечном мешке Лев с Медведем. Вынул их мальчик наружу, они и говорят:
- Эх! Будь мы всамделишные, напугали бы этих ящеров. Они со страху стали бы размером с мышей и спрятались в кувшине.
Засмеялся Данилка:
- Спасибо, друзья! И повеселили, и надоумили. Я не волшебник, только подмастерье. Но уж постараюсь чудо сотворить.
Нашёл мальчик подходящий комок глины, слепил фигурный сосуд. Увидела Укротительница Драконов работу, диву далась: Змей Горыныч получился, словно живой. Стала она просить: «О, великий чародей! Отдай мне его. В ответ я исполню любое твоё желание».
Данилка, недолго думая, обменял кувшин на остров. Ведьма тут же убралась куда подальше. И своих страшных питомцев с собой прихватила.
Жители острова устроили на радостях пир горой и весёлый карнавал. Но маленький гончар не остался на праздник. Он торопился в Весёлую керамику.
***
Однажды дорога привела Данилку в дремучий лес. Долго он брёл по нему. Уже и солнце закатилось за горизонт, уже и звёзды высыпали на небо, а чащобе всё конца и края нет.
Вдруг мелькнул вдали огонёк. Прибавил запоздалый путник шагу и вышел на опушку. А там кузня стоит. Постучался Данилка в дверь кованую, вышел хмурый хозяин. Попросился мальчик к нему на ночлег. Тот пустил, да взглянул не по-доброму.
Вот проснулся гость на рассвете, хочет встать - не может: руки, ноги закованы. Осмотрелся он и заметил: кузня-то необычная. По стенам лишь кандалы, наручники да замки пудовые висят. А ещё птичьи клетки повсюду: на полу, на лавках, на полках. Сидят в этих тюрьмах зяблики, щеглы, дрозды. Нахохлились и молчат, как рыбы.
«Недоброе место», - думает Данилка.
Тут вошла жена кузнеца. Спрашивает её мальчик: за что, мол, твой муж так обошёлся со мной? Хозяйка дома и рассказала ему, как славный мастер сущим извергом стал:
- Как-то прискакали к кузнецу всадники. Велели выковать сабли острые да стрелы калёные. Сделал муж работу на совесть, а после плату попросил. Захохотал главарь, вытащил клинок из ножен, говорит: «Вот тебе полный расчёт» - и пронзил сердце богатырское.
Только не одолела смерть кузнеца. Поднатужился он из последних сил, выковал себе железный мотор и вставил в грудную клетку. Однако с тех пор словно подменили человека. Стал он точно машина бездушная, а во всех путниках мерещатся ему разбойники.
Выслушал Данилка, призадумался, а потом и говорит кузнецу: «Разомкни мне оковы на руках да подай мой мешок заплечный. Хочу тебе подарок сделать».
А в рюкзаке Лев с Медведем на тех словах сразу завозились, загремели. Кузнец вынул их наружу, рассматривает и диву даётся: «Тонкая работа! Тут не просто ремесло, искусство подлинное!»
Растаяли скульптурки от похвалы сперва-то, а потом как зарычат на Данилку:
- Уж не нас ли ты кузнецу подарить хочешь?! Мы – музейные, а не твои! Да и хозяину больше певчие птахи по душе. Сделай ему, Данилка, соловушку или жаворонка.
Взял маленький гончар глину, помял в руках - да и вылепил птицу на гнезде. От настоящей не отличить.
Понял кузнец, что Данилка никакой не разбойник, а такой же труженик, как и он сам. Освободил хозяин пленника, вывел из леса, а сам домой вернулся. Только чувствует: будто железное сердце щемит внутри, покоя ему не даёт. Вынес кузнец клетки во двор и пташек на волю выпустил.
Как взмыли пернатые в небо, забыл добрый молодец про злобу людскую. Ожило его сердце и забилось по-прежнему.
***
Полсвета обошёл маленький гончар и его друзья. Наконец добрались они до тридесятого царства-государства, где жила сказочной красоты принцесса. Король с королевой так любили свою дочь, что выполняли все её прихоти. Даже самые глупые. Оттого выросла она капризной и своенравной.
Слух о её вздорном характере разлетелся по всему миру. Донёсся он и до одного чёрного мага. Тот даже руки потёр от удовольствия. Именно такая вредная особа и годилась ему в жёны.
Не откладывая дела в долгий ящик, злодей похитил девушку из дворца и спрятал её в своём неприступном замке. Однако отважные рыцари всё равно добирались-таки туда, надеясь спасти прекрасную пленницу.
Надоело колдуну держать оборону, взял он и превратил принцессу в белую кошечку. Сам же обернулся цветочной феей.
С тех пор заколдованная красавица сутками просиживала у окна, ожидая чудесного избавления. Но никто не спешил вызволять из заточения пушистую кошку с грустными изумрудными глазами. Тогда пленница догадалась нацарапать коготком записку о своей беде и бросила эти скрижали в форточку. Поднялся сильный ветер, подхватил письмо и унёс его за горы высокие, за долы широкие.
В ту пору Данилка был уже рядом с Весёлой керамикой. Вдруг видит: лежит на обочине записка какая-то. Поднял её Данилка и прочитал послание принцессы-кошки. Не раздумывая, свернул маленький гончар с пути, чтобы помочь невольнице колдуна. А тот, как только Данилка подошёл к башне, сразу его заприметил. «Какая лёгкая победа ждёт меня, - обрадовался колдун. – Это не рыцарь могучий, а юноша-подросток. Дунь на него - он и улетит за тридевять земель».
А вот спутники Данилки, Лев и Медведь, напугали чародея чуть не до смерти. Ведь он был в образе феи и по-женски побаивался хищных зверей. Когда же оборотень понял, что это всего лишь глиняные поделки, то в гневе бросил незваных гостей в подземелье.
Упал Данилка духом. «Ну, всё, - решил он, - никогда мне отсюда не выбраться».
Полез мальчик в карман за свистулькой, чтобы весёлым наигрышем тоску развеять, и вдруг нащупал там какую-то вещицу. «Да это кувшинчик-шептун!» – обрадовался он. Есть у гончаров поверье, что этот предмет может исполнить любое желание. Но только одно-единственное и самое заветное.
Наклонился мальчик к горлышку крошечного глиняного сосуда и что-то тихо произнёс. Тотчас дверь темницы распахнулась, а колдун провалился сквозь землю. Злые чары рассеялись, и белоснежная кошка вновь стала принцессой. Она подарила Данилке королевскую карету. В этом роскошном сверхскоростном экипаже маленький гончар с друзьями отправился в Весёлую керамику.
Часть 2.
Пока друзья в пути, есть у нас немного времени, чтобы рассказать о чудесном месте, куда так спешат Данилка, Лев и Медведь.
Сразу скажу: искать Весёлую керамику на карте – дело хлопотное. Уж очень велика она. Да к тому же разбросана по всему свету. Везде, где есть залежи подходящей глины, изготавливают из этого материала домашнюю утварь. А ещё - игрушки-свистульки. Вот они-то и дали название волшебной стране гончаров.
Больше всех поделками для забавы знамениты Дымково, Каргополь и Филимоново. За свою приметность. Керамику этих мест сразу отличишь по почерку. Такой он узнаваемый. А узнаваемый от того, что шлифовался временем да передавался из поколения в поколение.
Колесо истории в Весёлой керамике – гончарный круг. Разгонит его мастер до нужной скорости, начнёт из податливой глины сосуд вытягивать – и побежало время. И рождается под руками творца новая вселенная. Потом дело завершат огонь, вода и воздух. Недаром гончарное искусство окутано мифами и преданиями. Есть в нём что-то магическое. А тайны всегда приманчивы. Вот и Данилка с друзьями пришёл в Весёлую керамику, чтобы разгадать её секреты.
***
Путешествие наших знакомцев началось на Тульской земле, в деревне Филимоново.
Издавна мужчины здесь занимались гончарством, а женщины лепили из остатков глины игрушки. Поделки изображали барынь, всадников, зверушек. Кстати, фигурки домашних и диких животных служили ещё и оберегами. Например, олень обеспечивал счастливый брак, свинья с поросятами - достаток, а медведь - могущество и силу.
Филимоновскую работу узнаешь по удлинённым пропорциям и ядовитой окраске. Цвета – яркие, кричащие: жёлтый, красный, зелёный. Как на светофоре. Отвезут горшечники изготовленную посуду на базар, а рядом с ней свистульки выложат. Мимо такого товара не пройти. Он будто сигналит: «Внимание! Остановись!». А отдаст покупатель деньги за игрушку, путь открыт: «Иди с миром! Доброй тебе дороги!».
И не жаль человеку потраченных грошей. Свистулька-то вроде бы безделица, но то-то дети обрадуются подарку.
Есть в промысле свой сказочный пращур – дед Филимон, хранитель гончарного очага. Старичок похож на филина. Сидит неподвижно, лишь голову изредка туда-сюда поворачивает. Взгляд у него пронзительный. Это скорее леший или домовой, чем человек. Зато на все руки умелец, не зря же земляк Левши. И блоху подкуёт, и аглицкое ружьё усовершенствует, а уж игрушку сделать – так и вовсе без разговора.
Соберётся Филимон чай пить, сделает это не впопыхах, не в суете – основательно. Стол зелёной бархатной скатертью накроет. В центре поставит пузатый самовар. Он всей посуде царь-государь. А в чайнике уже заваривается травяной напиток. Вокруг самовара – угощение. На блюдце лимон желтеет, в вазочке рдеет малина. И тульский печатный пряник на месте. Куда же без него!
***
Клубы пара из заварочного чайника деда Филимона окутали гостей и унесли их в Дымковскую слободу. Находится она на окраине старинного города Вятка. Со времён царя Ивана III люди занимались здесь гончарством. А игрушки делали обычно в конце зимы, к языческому празднику в честь бога солнца Ярилы. Это по одной легенде так считается. Но имеется и другая. Если верить ей, то свистульки изготавливали ко дню памяти погибших в 1418 году дружинников из Вятки и Устюга. Соседи приняли друг друга в темноте за татар и устроили побоище. Мрачный повод скоро забылся, а торжество стало ежегодной весёлой ярмаркой. С плясками и свистом.
Дымковскую игрушку делают из местной красной глины, смешанной с речным песком. Расписывают её самым простым орнаментом: точки, круги, клетки, полосы. Подобные узоры даже ребёнок сумеет нарисовать. Дети и разукрашивали.
Традиционный дымковский колорит – праздничный, радостный. Кажется, уральские самоцветы отдали игрушкам свою драгоценную радугу. Изумрудный, сапфировый, рубиновый, золотой… Настоящая сокровищница.
Есть в местном промысле свои любимые образы. Например, индюк. Товарищам Данилки – Льву и Медведю он очень приглянулся.
Хвост у индюка веером, крылья нарядные. На голове – красный гребешок. Бородка в тон, но она ещё и золотой росой усыпана.
«Какая важная птица! – удивляется Медведь. – Сразу ясно, кто птичьего двора - хозяин».
- Кар-р! - возмутилась непонятно откуда взявшаяся Ворона.
Она начала сердито расхаживать по дубовому суку прямо над головой Данилки, который стоял в тенёчке под раскидистым деревом.
- Если поминать пернатых, то начинать надо с меня! Я родня Вещего Ворона. А он хоть и чёрен, но так умён, словно у него несколько голов.
- Га-га-га, - загоготали гуси. – Нам индюк не указ! У нас свой вожак имеется.
Утки тоже клювы раскрыли. И такой тут начался птичий переполох, что Данилка с друзьями поспешил перебраться в место поспокойнее. Одним словом, в Каргополь, на берега реки Онеги – в Архангельскую область.
***
Климат в Поморье суровый. Медведь-то в шубе, ему холод нипочём. А на Льве только грива. Зябко африканцу в этом «Вороньем поле» (так звучит Каргополь на северных диалектах русского языка). Ёжится царь зверей, даже про любовь к приключениям забыл. Но тут кстати музей рядом оказался.
Данилка говорит: «Надо зайти, так мы сразу двух зайцев убьём: и посмотрим, и обогреемся». Услышали это длинноухие экспонаты – и врассыпную. Ну, как и впрямь у маленького человека ружьё имеется? Пальнёт ещё по глупости! У зайца-то в отличие от кошки не девять жизней – одна. И прожить её лучше так, чтобы не было мучительно больно... Ну и подольше, понятно.
К счастью, посетители попались мирные, добродушные. «Отбой, полундра! – скомандовал косой, стоявший в дозоре. – Опасность миновала. Все по местам!».
Глиняные фигурки беляков да русаков тотчас вернулись на полки, делая вид, что никуда не отлучались.
Подмигнул им Данилка, а сам думает про музейные экспонаты: «Ай да керамика! Я такой ещё не встречал!».
Так оно и есть. В Каргополе гончарное искусство самобытное, как весь уклад жизни. Здесь почти Крайний Север. Дальше – Арктика, владения белого медведя. Лето в этих местах короткое, зима – долгая, погода неустойчивая, а люди – надёжные и весёлые. Игрушки, созданные их руками, такие же. Даже если это фантастические существа. Вот, например, Полкан – полуконь-получеловек. Защитник слабых и бедных. Борода у него окладистая, осанка – молодецкая. Кликнешь его: «Встань передо мной, как лист перед травой» - он и явится на помощь, из любой беды выручит.
А вот – Тяни-толкай, конь о двух головах. Одна – белая, другая – чёрная. Первая тянет к добру и свету, вторая толкает на злые, тёмные дела. Оседлает всадник этого коня да задумается: куда же путь держать? Так и останется на месте. Или того хуже - ошибётся с выбором. Грустная тогда сказка выйдет, совсем не в традициях Весёлой керамики. Хорошо, что Лев решил поменять тему:
- Кентавр и этот…как его? Шалтай-Болтай – будут моей королевской конницей. Я их с собой заберу.
– Как бы Полкан тебя самого в плен не захватил! – смеётся над ним Топтыгин. – Вот атакует, свяжет – и останешься здесь на веки вечные.
Пришла очередь и Данилке своё слово вставить. Но он решил просто свистнуть, как боцман на корабле. В ту же секунду оказались друзья в том самом месте, откуда начали путешествие - в музее.
Попрощался маленький гончар с Медведем и Львом да бегом домой, чтоб к обеду успеть. А после, разумеется, скорее сесть за работу. Как никак Данилка столько повидал в Весёлой керамике, столько на ус себе намотал, что теперь и самому хочется с мастерами потягаться.
А скульптурки Царя зверей и Хозяина тайги вновь в музейной витрине спор затеяли. Но уже не про своё величие и важность, а про маленького гончара.
- Смотри, Медведь, какого я из Данилки чудо-умельца воспитал! – хвастается Лев.
- Корону поправь, она у тебя набекрень. А это и на мозгах сказывается, - шутит над товарищем Медведь. – Кабы ни моя рассудительность и твёрдость, ничего бы из мальчика не вышло. Воспитывать-то надо примером!
Лев, конечно, не смолчал. И опять завязалась обычная перепалка. Да и пусть себе они спорят, раз им это нравится. А нам с вами пора прощаться с героями. Нас ведь, как и Данилку, ждут великие дела. И время не терпит.
Свидетельство о публикации №123012703538