Часть 4 часы-Neuruppin
По распределению им предстояло служить в зенитной батарее одного из танковых полков дивизии. Там пополнение встретили доброжелательно, но первое время к ним как бы присматривались. Свободная ЗСУ 57- 2 была одна. Но вскоре его определили механиком водителем этой зенитные установки, а у второго, приехавшего с ним дагестанца, оказался хороший почерк и он стал служить при штабе. Не буду описывать подробности воинской службы расскажу о главном. После событий в Чехословакии 1969 года отношения между блоком НАТО и советским союзом мягко говоря были натянутыми. Мир замер в ожидание войны, между СССР и блоком НАТО. По этой причине тревоги в батарее проводились часто и никто не знал учебная тревога или настоящая.
Это случилось после полгода службы в батарее, весной. По тревоге батарея переезжала на "точку". Это был участок земли огорожены проволочным забором на котором располагалась казарма, несколько вспомогательных помещений и стоянки для взвода "шилок", то есть ЗСУ-23-4 и взвода ЗСУ-57-2. Там батарея находилась на дежурстве, прикрывала танковый полк с воздуха. Процедура действия по тревоге было расписана и отработана. Первое подъем 1 минута. Второе одеваюсь ещё плюс минута. Убываю на машину ещё 2 минуты. Вхожу в связь ещё 3 минуты. Запускаю двигатель ещё 6 минут. Прогреваю двигатель ещё 8 минут. Убываю в район ещё 9 минут. Он Служил на учебно-боевой машине ЗСУ-57-2. И накануне на его машине проводились занятия по вождению. После занятий машину почему-то поставили на полковой танковой стоянке учебных машин, а не как обычно в боксе. Машина была полностью исправна. В то далёкое теперь уже утро, после объявления тревоги их экипаж разделился надвое. Он, как механик-водитель, побежал на полковую стоянку танковых учебных машин, а остальной экипаж побежал на "точку". Его задачей было перегнать ЗСУ 57-2 с полковой стоянки на зенитную "точку" для дежурства. На полковой стоянке учебных машин он быстро забрался в башню и стал её стопорить, круча рукоятку стопора. Потом он вручную попробовал повернуть башню, проверяя стопор. Башня не поворачивалась. Он решил, что всё в порядке и забрался на место механика-водителя ЗСУ 57-2. После этого он одел шлемофон и попытался завести машину и очень удивился, когда ему это не удалось. Ведь накануне, после вождения, машина была полностью исправна. Надо было срочно перегнать на точку ЗСУ 57-2. Поэтому он попытался стартером столкнуть машину вниз по аппарели. Ему это удалось. Скатываясь вниз машина завелась. Он выехал со стоянки полковых учебных машин и направился в сторону зенитной "точки". Зенитная "точка" было недалеко. Проезжая мимо, увидел, как за проволочным забором солдаты его батареи махали ему руками. Он не слышал, что они ему кричали, и не понимал, что они хотят. Правда башня немного покачивалась, но он списал это на небольшой люфт и не увидел в этом Ничего необычного. Когда он въехал на территорию точки, перед тем как поставить ему ЗСУ 57-2 на стоянку, надо было въехать на небольшой косогор. Он ехал по-походному, верхний люк механика-водителя был открыт, наполовину его голова торчала из люка. Когда ЗСУ 57-2 поднималась на косогор, вдруг неожиданно башня двинулась на него. Расстояние было таким небольшим, что он не успевал найти ручку сиденья, выдернуть её, чтобы сиденье сложилась, и можно было спрятаться. Башня надвигалась постепенно, сжимая голову. Он понимал, что может произойти, и только успел подумать ну вот и всё. Больно ему не было он не испугался и жизнь его не про носилась перед его глазами. Он нажал на педали и машина заглохла. В это время к машине подбежали люди, среди них был и командир батареи. Башня перекатывала его голову по краю люка. Между люком и башней был небольшой зазор. На его счастье башня двигаться перестала. Один из старослужащих быстро поднялся в башню и отвернул её в сторону. Когда он поднимался, вылазил из люка из-под шлемофона по шее с обеих сторон потекли из ушей два ручейка крови. Командир батареи капитан человек опытный не выдержал
закричал "срочно его в санчасть!" Старослужащий который отвернул башню перебинтовал ему голову и они вдвоём пошли в медпункт. В медпункте полковой фельдшер стал зашивать ему раздавленные на черепе уши. Уши зашили. Время было обеденное и он вместе с батареей отправился на обед в столовую. После обеда они должны были выехать на вождение. Но теперь на место механика-водителя сел зампотех батареи. Он снова на глазах у экипажа закручивал рукоятку стопора. Потом попробовали башню повернуть она не поворачивалась значит была застопорена. Когда ЗСУ 57-2 двинулась он увидел, что башня снова начинает болтаться. Он повернулся к экипажу лицом и стал кричать, показывая рукой на зампотеха, но за рёвом двигателей его не было слышно. Экипаж не понимал, что он хочет. Наконец догадались и по внутренней связи сообщили зампотеху. Зампотех вылез из люка с матом набросился на него, думая, что он снова не застопорил башню. Когда разобрали стопор оказалось что стопорный болт был срезан. После этого вождения его ЗСУ 57-2 отправили на ремонт в ремонтный батальон. А его вместе с его призывом посадили на 10 дней в отдельный домик на точке, где всё время это они резались в карты. По истечению 10 дней его отправили в ремонтный батальон оказывать помощь в ремонте его ЗСУ 57-2. Заместителя командира батареи по технической части куда-то перевели. А в батарею прислали нового. На память об этом случае у него на черепе остались три вмятины. две за ушами и одна у основания черепа да рубцы на ушах. После этого он наравне с другими служил ещё год. На дембель в батарее со своего призыва он уходил последним. Никто из офицеров проводить его не пришёл. Он ничего не мог сказать плохого об офицерах его батареи. Закалка которую он получил в армии потом ему очень помогала в жизни. Но всё-таки они поступили не по офицерски. Наверное его можно было отправить в медсанбат после этого происшествия и наверное его бы комиссовали. Около штаба он с другими бойцами которые ехали домой последний раз поцеловали Знамя части. И их всех отправили на сборный пункт в Магдебург.
Свидетельство о публикации №123012701176