Великие зодчие Санкт-Петербурга! Баженов!

   Александровский парк!
В него можно попасть, если выйти из метро Горьковская.
Именно в этом парке - памятник зодчим Санкт-Петербурга!
Композиция была открыта - в июне 2011 года.
Заслуженный художник России А. Таратынов создал памятник великим зодчим Петербурга!
   Около большого стола, на котором развернута карта,
расположились восемь великих архитекторов мира,
превративших Санкт-Петербург в один из красивейших городов мира.
    Скульптуры зодчих сделана в натуральную величину
и установлена на невысоком подиуме.
Каждый человек может присесть рядом (ведь за столом есть свободный стул)
 и почувствовать себя одним из великих на подиуме.
   Создаётся впечатление, что место освободилось потому,
что один из архитекторов срочно выехал на объект, словно это понадобилось ему.
    Памятник великим зодчим в Александровском парке собрал за одним столом людей,
которые жили в разное время.
Среди них – таланты, опередившие время:

    А.Н. Воронихин. Самое знаменитое его творение - Казанский собор.
    Тома де Томон. Ему принадлежит оформление стрелки Васильевского острова.
    В.И. Баженов. Один из авторов проекта Михайловского замка.
    О. Монферран. Автор Исаакиевского собора.
    Д. Трезини. Один из авторов Петропавловской крепости.
    К. Росси. Сложно перечислить созданные им шедевры,
во многом его стараниями город приобрел свой уникальный вид.
Это Главный штаб, улица Росси, многое другое.
    А. Захаров. Автор здания Адмиралтейства.
    Растрелли. Один из самых известных архитекторов Петербурга.
Построил Зимний дворец, Смольный монастырь и иные шедевры.

   Василий Иванович Баженов (1737-1799).
Присутствие Баженова в компании зодчих Санкт-Петербурга кажется довольно странным:
известно, что он в основном работал в Москве.
Единственным более-менее доказанным фактом является то,
что он начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал Винченцо Бренна (придворный архитектор императора Павла I.).
   Присутствие Баженова в скульптурной группе "Зодчие Санкт-Петербурга"
кажется довольно-таки странным: известно.
В основном этот бесспорно великий мастер творил в Москве.
Единственным более-менее доказанным фактом является то,
что он начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал В. Бренна.
   Но этот известный русский архитектор, представитель классицизма,
зачинатель русской псевдоготики был с 1784 года членом Российской академии,
с 1799 года вице-президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Возможно, благодаря этому факту, что Баженов слыл большим педагогом,
он попал в группу строителей столицы Российской империи.
К тому же он был действительным статским советником с 1796 года.
   Свой природный талант к искусству Василий обнаружил ещё в детстве,
когда срисовывал всякого рода здания в древней столице.
Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского,
назначенного в 1754 главным архитектором Московского университета,
который принял его в свою школу. По его рекомендации Баженов в апреле 1755 поступил в гимназию Московского университета,
где был зачислен в специальный художественный класс,
предназначенный для будущей Академии художеств.
В числе 9 лучших учеников Баженов в 1756 по инициативе И.И. Шувалова,
был переведён в академическую гимназию в Санкт-Петербурге,
а после открытия в январе 1758 Академии художеств принят в её студенты.
В Академии его способности к архитектуре раскрылись в такой мере,
 что преподаватель архитектуры С.И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека
своим помощником при постройке Никольского морского собора.
В сентябре 1760 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж,
став, наряду c А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.
В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей,
модель Луврской галереи, а в Риме - модель собора Св. Петра, учился гравированию.
По возвращении в Россию, живя в Москве,
Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф.В. Каржавина).
   Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени,
отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий.
       Своё мастерство он выказал в академической программе
на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины;
однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы,
после чего князь Г.Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство
главным архитектором с чином капитана.
  В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова,
а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыне.
    После своего вступления на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств.
    Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть в 1799 году совершенно неожиданно не пресекла его жизнь. Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово, ныне Тульская область.


Рецензии