Великие зодчие Санкт-Петербурга! Тома де Томон

       Александровский парк!
В него можно попасть, если выйти из метро Горьковская.
Именно в этом парке - памятник зодчим Санкт-Петербурга!
Композиция была открыта - в июне 2011 года.
Заслуженный художник России А. Таратынов создал памятник великим зодчим Петербурга!
   Около большого стола, на котором развернута карта,
расположились восемь великих архитекторов мира,
превративших Санкт-Петербург в один из красивейших городов мира.
    Скульптуры зодчих сделана в натуральную величину
и установлена на невысоком подиуме.
Каждый человек может присесть рядом (ведь за столом есть свободный стул)
 и почувствовать себя одним из великих на подиуме.
   Создаётся впечатление, что место освободилось потому,
что один из архитекторов срочно выехал на объект, словно это понадобилось ему.
    Памятник великим зодчим в Александровском парке собрал за одним столом людей,
которые жили в разное время.
Среди них – таланты, опередившие время:
    А.Н. Воронихин. Самое знаменитое его творение - Казанский собор.
    Тома де Томон. Ему принадлежит оформление стрелки Васильевского острова.
    В. Баженов. Один из авторов проекта Михайловского замка.
    О. Монферран. Автор Исаакиевского собора.
    Д. Трезини. Один из авторов Петропавловской крепости.
    К. Росси. Сложно перечислить созданные им шедевры,
во многом его стараниями город приобрел свой уникальный вид.
Это Главный штаб, улица Росси, многое другое.
    А. Захаров. Автор здания Адмиралтейства.
    Растрелли. Один из самых известных архитекторов Петербурга.
Построил Зимний дворец, Смольный монастырь и иные шедевры.
_______
Жан Франсуа Тома де Томон - французский архитектор, рисовальщик,
представитель раннего и зрелого классицизма, работавший в России,
академик и профессор Императорской Академии Санкт-Петербурга.
Тома де Томон родился в 1760 в Берне.
В 1780-х годах учился в Парижской академии изящных искусств
и, получив от неё большую римскую премию, отправился в Италию.
Поселившись в Риме, Тома де Томон усердно изучал
архитектурные памятники императорской эпохи и так пристрастился к их стилю,
что потом держался исключительно его в своих проектах и постройках.
     Тома де Томон, живя в Риме, кроме того, писал акварелью и масляными красками
перспективные виды и пейзажи в характере картин Гюбера Робера и Гаспара Пуссена.
Французская революция помешала ему - дворянину и роялисту - вернуться на родину;
 он перебрался в Вену.
   В 1799 году Тома де Томон по приглашению князя А. М. Голицына прибыл в Санкт-Петербург.
Здесь он вскоре приобрёл в высшем обществе известность
своими мастерскими карандашными и акварельными рисунками.
С 1800 года Тома де Томон начал преподавать в Академии художеств,
с 1811 года — в Институте корпуса инженеров путей сообщения.
В 1801 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр,
выстроенный в Санкт-Петербурге Л. Ф. Тишбейном.
Эта задача была возложена на Тома де Томона и он окончил её в 1805 году блестящим образом,
за что получил титул придворного архитектора.
С 1804 по 1813 год Тома де Томон работал инвентором (изобретатель рисунков)
на Императорском Стеклянном Заводе в Санкт-Петербурге.
     В 1805 году Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект
Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове,
остановленный в 1787 году, так как возводимое здание
не соответствовало облику города и градостроительным задачам.
Вариант Тома де Томона был реализован в 1805—1810 годах
в виде существующего доныне величественного здания,
построенного по образцу храма в Пестуме.
Здание Биржи охвачено двойным рядом дорических колонн на гранитном основании,
к которому ведут широкие парадные лестницы.
На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами
расположены скульптуры работы И.П. Прокофьева и Ф.Ф. Щедрина.
    Одновременно с постройкой Биржи Тома де Томон реализовал свой проект
ансамбля стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве
и ростральными колоннами.
В 1806 году Ж. Ф. Тома де Томон победил в конкурсе –
на лучший проект мавзолея Павлу I в Павловске.
Этот павильон имеет вид греческого античного храма
из четырёх дорических колонн красного гранита, стоящих на гранитном подиуме
и поддерживающих фронтон с надписью: Супругу-Благодетелю.
    Другие творения Тома де Томона в Петербурге:
создал фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село —
один из них сейчас находится у Казанского собора
и ещё один — в Московском парке Победы — в 2003 году перенесён на Сенную площадь;
построил Сальный буян (торговые склады) на Неве;
переделал дом графини А. Г. Лаваль на Английской набережной, 4 в 1805—1810 годах.
   Первым реализованным проектом Тома де Томона в Петербурге стала реставрация
здания Большого (Каменного) театра (до нашего времени не сохранился).
Но главной его работой стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова
(здание Биржи, Ростральные колонны, гранитная парадная пристань).
Кроме Петербурга, Тома де Томон также спроектировал здания театра
и военного госпиталя в Одессе.
   Тома де Томону не довелось присутствовать на открытии Биржи.
В 1813 году он упал с лесов, обследуя здание Большого театра.
Оправиться от полученных травм он уже не смог.
Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.
В 1955 году прах инженера и надгробный памятник перенесены
в "Некрополь XVIII века" на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
 


Рецензии