Лисий Нос. Дурное место
- Запретка, что ли?
- Да, наверное. Та, что на берегу залива.
- На что она тебе? Земля уже трясется от дел человеческих, а они все себе пороховые склады ищут. Дурное это место…
Старик вздохнул, повернулся к церкви и перекрестил лоб.
- Почему же дурное? Рисовать там буду.
- Вот, идешь туда, а сам не знаешь ничего. Людей туда возили казнить - расстреливать. Вначале при царе, а потом и при большевиках, тоже. Не пугает тебя это?
- Нет, интересно, даже…
- Интересно ему… Без бога живете… Так и иди дальше до пересечения с Морским проспектом. Перейдешь его, а потом дорога лесом пойдет. Встретишь закрытые ворота ближе к заливу, а ты их обойди и возьми вправо. Там и увидишь все. Одно слово, зона…
После этого я почувствовал себя настоящим исследователем. Старые пороховые погреба обрастали таинственностью. С детских лет любил всякие интересные развалины. Через это много любопытного узнал. Понятно, что прежде чем ехать сюда, многое прочитал. Спрашивал старика по дороге намеренно. Тут каждая встреча имеет значение. Местные люди часто знают что-нибудь особенное, чего не встретишь в печатных источниках.
Скоро поселок закончился, дальше дорога лесом пошла. Сосны высокие корабельные, но все больше худого березняка. Похоже, места тут сырые. Два дня стояла оттепель, даже в лесу снег скукожился. А теперь приморозило - чистый каток под ногами. Пока шел, пару раз машина легковая встретилась, люди в ней в форме, охрана частная. А так вообще, больше никого, ни души. Ближе к берегу опять эта машина нагнала. Попросили влево не ходить, охраняют они там что-то. Объяснил, что мне этого не нужно, иду к пороховому погребу или складу - его еще и так называли.
Необходимая мне «запретная зона» - обширный участок к западу от поселка на берегу Финского залива рядом с действующей метеостанцией. Все сделал, как старик велел и скоро оказался возле порохового погреба. Лес, будто разом передо мной расступился.
Вижу мрачное старое кирпичное здание в два этажа. Вокруг территория под охрану поставлена, кое-где колючая проволока из-под снега торчит. Похоже, что раньше здесь и оборонительные укрепления были. Холмы тянутся по строгой геометрии.
Со стороны увенчанного фронтоном главного фасада - большие ворота и развалины эстакады. Когда-то здесь грузы военные принимали. Войти в здание не составляет труда. Все открыто, дверей и тех нормальных нет, окна повыбиты. Внутри и снаружи сооружение выполнено под неоштукатуренный кирпич. Похожих зданий в исторической части Кронштадта немало. Так же все оборонительные форты на островах выстроены. Иду себе, смотрю, разруха полная, а на втором этаже еще и следы пожара - стены все в копоти, рамы, и те в окнах сгорели. По всем стенам надписи, фигуры разные нарисованы. Будто сектанты тут обитали. Только всему можно найти объяснение. Два года назад здесь проходила неформальная выставка уличных художников на актуальные темы нашей жизни. Адрес этот нигде не значился, кто хотел, мог сам найти и приехать сюда. Так здесь на стенах появилась колокольня с черными колоколами и еще много чего любопытного. Разрисованные красками стены придают внутренним помещениям и без того мрачного дома жуткий пугающий вид. Тут еще вспомнилось, что кто-то из приехавших сюда впечатлительных людей, видел в подвальных помещениях блуждающее привидение с оборванной веревкой на шее…
История заброшенного дома, относящегося к фортификационным сооружениям Кронштадта, естественно, окутана еще и военной тайной. По мнению специалистов, обустройство гавани, орудийной батареи и поселения для обслуживающего их персонала на оконечности мыса Лисий Нос связано с защитой Петербурга от возможной атаки английского флота в ходе Крымской войны в 1854 году. Большой одноэтажный кирпичный пороховой погреб построили на этом месте в 1864-1868 годах в ходе реконструкции системы оборонительных сооружений Кронштадтской крепости.
Проект этих работ разработали выдающиеся военные инженеры Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884), широко известный по обороне Севастополя в ходе Крымской войны, и основательно забытый сегодня Константин Яковлевич Зверев (1821-1890), именем которого назван один из построенных им фортов на Северном фарватере Кронштадта.
Тогда же вокруг погреба возвели земляной вал, сохранившийся до нашего времени. В самом начале ХХ века здание было реконструировано. Согласно архивным данным, в 1899 году его осматривала специальная комиссия, засвидетельствовавшая плохое состояние погребов. Была составлена смета на их ремонт. Вероятно, к этому периоду относится надстройка второго этажа. Отдельные кирпичи и целые фрагменты обрушенных стен здания порохового погреба помечены клеймом «Стуккей». Завод этот был построен в середине 1870-х в колонии немецких переселенцев на правом берегу Невы и принадлежал коллежскому асессору Егору Егоровичу Стуккею (1817-1882) - выходцу из Шотландии.
До 1917 года и позднее, здание использовалось по своему прямому назначению в качестве арсенала. Существенных перестроек в последующий период времени не отмечалось. Информация о том, как все это использовалась, сегодня очень скудна. После войны тут находился военный склад Балтийского флота, позднее перешедший в распоряжение ЦНИИ ВМФ. Здесь занимались проектированием и моделированием корабельных ракетных установок, в том числе и для недавно погибшего флагмана российского Черноморского флота крейсера «Москва». Пару лет назад в заброшенном здании еще находили модели кораблей. Рассказывают и про подземные помещения, уходящие в глубину на три этажа. Для связи с заливом существовал отдельный подземный выход. Помещения настолько велики, что их хватило бы для создания какого-нибудь музея и разных выставочных экспозиций.
Наверное, сегодня проще говорить о том, что есть на земле. Бывшая «запретная зона» - это еще и история битвы за Ленинград. Здесь проходила Малая Дорога жизни. Отсюда переправлялись войска на Ораниенбаумский плацдарм, которые в январе 1944 года сокрушили врага и освободили Ленинград от блокады.
Понятно, многим до сих пор не дает покоя, что это «плохое место», связанное с практикой приведения в исполнение смертных приговоров. Еще в 1920-е годы Общество политкаторжан хотело назвать это место «мысом казненных» - в память о том, что в пору столыпинской реакции здесь было лобное место. Тогда власти не поддержали их предложение. На то были свои причины. В общем, обо все по порядку…
После подавления революции 1905-1907 годов и введения военно-полевых судов для «врагов существующего строя» в Петербурге возникла проблема с подходящим местом казни. Естественно, что оно должно было быть удобным для их проведения и максимально секретным.
В архиве канцелярии петербургского градоначальника сохранился документ за подписями чиновника особых поручений Муре, штабс-капитана Михайлова и помощника управляющего речной полицией подполковника Свешникова, который стоит процитировать: «При исполнении нами возложенного на нас поручения по осмотру местности, предназначенной для приведения в исполнение приговора над присужденными к смертной казни, мы выяснили, что перевозка преступников и конвоя к месту казни («Лисий Нос») по Приморской ж. д. от станции «Новая Деревня» не представляет удобств, так как на станции этой, благодаря летнему времени, постоянно находится масса отъезжающих и приезжающих дачников…
Наиболее удобным способом доставки преступников к месту казни является перевозка их морем от Петербурга через Морской канал или Невский фарватер к Кронштадту на пристань «Лисий Нос». Таковая перевозка удобна тем, что суда, имеющие выполнить это поручение, подойдя к пристани «Лисий Нос» в период времени от 12 час. 30 мин. ночи до 7 час. 35 мин. утра, могут произвести высадку приговоренных, каковая совершенно незаметна, так как в это время ни поезда, ни пароходы не ходят…
Вблизи места казни расположены пороховые погреба, которые с прилегающей к ним местностью охраняются часовыми от караула 2-го крепостного Кронштадтского полка. Караул - унтер-офицерский. На правах дежурного по караулам при карауле находится того же полка прапорщик Петров, состоящий в непосредственном подчинении коменданта Кронштадтской крепости генерал-лейтенанта Гусакова, без предписания которого допустить к названной местности никого не может. В ведении того же прапорщика Петрова находятся предметы, необходимые для производства казни. Местность пороховых погребов и места казни лесистая, безлюдная и вполне соответствует этому назначению. На случай приведения в исполнение приговора в местности «Лисий Нос» начальник караула должен быть об этом предупрежден комендантом Кронштадтской крепости официальной бумагой, так как ему необходимо некоторое время на приготовление эшафота и принадлежностей, и без письменного приказания высадку на пристани он не разрешит».
Велика вероятность, что эта местность использовалась для проведения казней и в советское время - в период красного террора и сталинских репрессий. Есть сведения, что в марте 1921 года возле пороховых погребов в Лисьем Носу в братских могилах были вместе похоронены жертвы кронштадтского восстания с обеих сторон и еще 120 тел погибших, у которых не обнаружили документов, то есть неизвестных. Все эти тайные и мрачные страницы истории пороховых погребов в Лисьем Носу еще только предстоит исследовать. Конечно, если на то будет заказ у нашего непростого времени…
Когда я закончил свой рисунок и вышел на берег Финского залива, близился вечер. Лучи солнца окрашивали лед в багровые тона. Дальше на горизонте островная полоса Кронштадта со знакомым круглым куполом Морского Никольского собора. Кажется, что-то сейчас произошло. Мне показалось, что ясно вижу серые цепи солдат в длинных шинелях, которые уходили по льду. Их было много, блестели на солнце примкнутые к винтовкам штыки. Четкие команды, ускоренный шаг и нарастающее общее напряжение. Сейчас оно выплеснется страшным криком, броском вперед и оборвется встречным свинцовым огнем. Снова русский шел на русского, брат на брата, и не было этому времени конца... Откуда-то со стороны нарастал гул артиллерийской канонады, отдававшийся эхом за моей спиной в покрытых копотью кирпичных стенах заброшенного здания…
Авторская акварель - Здание бывшего порохового погреба Балтийского флота. Лисий Нос
Свидетельство о публикации №123012503264