Эссе Пророчество Осии

ПРОРОЧЕСТВО ОСИИ ПОМОГАЕТ НАМ ХОДИТЬ С БОГОМ.

НРАВЯТСЯ ли вам драмы с интересными персонажами и интригующим сюжетом? На страницах библейской книги Осии разворачивается символическая драма. В основу её сюжета легли события из семейной жизни Божьего пророка Осии. В драме изображается образный брак Бога с древним Израилем, который был заключен посредством завета Моисеева закона.

В первой главе книги Осии описываются события, на фоне которых разыгрывается пророческая драма. По всей видимости, пророк жил в десятиколенном царстве Израиль, которое также называлось Ефремом — по названию самого влиятельного его племени. Осия пророчествовал во время правления семи последних израильских царей и таких иудейских правителей, как Озия, Иоафам, Ахаз и Езекия (Осия 1:1). Таким образом, его служение охватывает по крайней мере 59 лет. Написание книги, носящей имя этого пророка, завершилось вскоре после 745 года до н. э. Однако её содержание актуально и в наши дни, когда миллионы людей идут путём, о котором в пророчестве сказано: «Вслед Господа пойдут они» (Осия 11:10).

КРАТКИЙ ОБЗОР.

Обзор первых пяти глав книги Осии укрепит нашу решимость ходить с Богом, проявляя веру и следуя путём, который находится в согласии с его волей. Жители царства Израиль виновны в духовном прелюбодеянии. Тем не менее Бог готов проявить к ним милосердие, если они раскаются. Это наглядно видно из того, как Осия обращается со своей женой Гомерью. Она рождает ему ребёнка, после чего у неё появляется ещё двое детей, скорее всего, незаконнорожденных. Всё же Осия берёт её обратно, подобно тому, как Бог готов проявить милосердие к раскаявшимся израильтянам (Осия 1:1—3:5).

Поскольку в Израиле «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания», Бог начинает суд против этой страны. Он призывает к ответу и идолопоклоннический Израиль, и непокорное царство Иуда. Однако «в скорби своей» народ Бога начинает искать Всевышнего (Осия 4:1—5:15; 6:1а).

ДРАМА НАЧИНАЕТСЯ.

Бог повелел Осии: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Осия 1:2). Насколько сильно блудодействует Израиль? Мы читаем: «Дух блуда ввёл их [жителей десятиколенного царства] в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. ...Любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. ...Вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы» (Осия 4:12—14).

В Израиле распространён блуд, как буквальный, так и духовный. Поэтому Бог собирался «взыскать» с израильтян, то есть призвать их к ответу (Осия 1:4; 4:9). Нам тоже нужно серьёзно отнестись к этому предупреждению, потому что Бог призовёт к ответу тех, кто сегодня вовлечён в безнравственность и нечистое поклонение. Но люди, ходящие с Богом, соответствуют его нормам для чистого поклонения и помнят, что «никакой блудник... не имеет наследства в царстве Христа и Бога» (Эфесянам 5:5; Иакова 1:27).

Когда Осия женился на Гомери, она, очевидно, была девственницей. Оставаясь верной женой, Гомерь «родила ему сына». Можно сказать, что их брак был чистым (Осия 1:3). В этой символической драме показано, как вскоре после избавления израильтян из египетского рабства в 1513 году до н. э. Бог вступил с ними в своего рода чистый брак, заключив завет. В знак согласия с этим заветом Израиль обещал, что будет верным своему «супругу», Богу (Исаия 54:5). Итак, чистый брак Осии и Гомери символизировал образный брак Бога с Израилем. Но как же всё вскоре изменилось!

Жена Осии «зачала ещё, и родила дочь». Эта девочка, как и последующий ребёнок, вероятно, были зачаты Гомерью вне брака (Осия 1:6, 8). В пророческой драме Гомерь обозначает Израиль. Поэтому может возникнуть вопрос: каким же образом этот народ стал подобен продажной женщине? В 997 году до н. э. десять израильских племен отделились от южных племён Иуда и Вениамин. Чтобы народ не ходил в Иуду и не поклонялся Богу в иерусалимском храме, в северном царстве Израиль было введено поклонение тельцу. Кроме того, в Израиле глубоко укоренился культ ложного бога Ваала, сопровождавшийся оргиями и развратом.

Когда у Гомери родилась дочь, Бог сказал Осии: «Нареки ей имя Лорухама [что значит «непомилованная»]; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им [«и прогоню их от себя», НМ]» (Осия 1:6). Бог «прогнал их от себя», когда в 740 году до н. э. ассирийцы увели израильтян в плен. Однако Бог помиловал двухколенное царство Иуда и спас его, но «ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» (Осия 1:7). В 732 году до н. э. всего один ангел за ночь уничтожил 185 000 ассирийских воинов, осаждавших Иерусалим, столицу Иудеи (4 Царств 19:35).

СУД БОГА С ИЗРАИЛЕМ.

Гомерь ушла от Осии к другому мужчине, став «женой блудницей». Подобным образом царство Израиль вступило в политические союзы с народами, которые поклонялись ложным богам, и стало возлагать на них свои надежды. За свое благополучие Израиль воздавал честь не Богу, а богам тех народов. Вовлёкшись в ложное поклонение, он нарушил брачный завет с Богом. Вот почему у Бога суд с этим духовно прелюбодействующим народом! (Осия 1:2; 2:2, 12, 13).

Какое наказание понёс Израиль за то, что оставил своего «супруга»? Бог привёл его в вавилонскую «пустыню»: в 740 году до н. э. израильтяне попали в плен к ассирийцам, а Ассирия впоследствии была завоёвана Вавилоном (Осия 2:14). Так Бог положил конец десятиколенному царству. Но этим Бог не отменил брачного завета, который он заключил с народом Израиль, первоначально состоявшим из 12 племён. В 607 году до н. э. Бог допустил, чтобы вавилоняне разрушили Иерусалим и увели в плен жителей Иудеи. Но завет Моисеева закона опять-таки остался в силе. Этот союз был расторгнут лишь в 33 году н. э., когда иудейские руководители отвергли и убили Иисуса Христа (Колоссянам 2:14).

БОГ УВЕЩАЕТ ИЗРАИЛЬ.

Бог увещает Израиль «удалить блуд от лица своего», но тот желает идти за своими любовниками (Осия 2:2, 5). «За то вот,— говорит Бог,— Я загорожу путь её тёрнами и обнесу её оградою, и она не найдёт стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: „пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь“. А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб, и вино, и елей и умножил у неё серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» (Осия 2:6—8).

Хотя Израиль искал поддержки у народов, которые были его «любовниками», никто из них не смог ему помочь. Израиль был, образно говоря, окружён непроходимыми зарослями, так что те народы были уже не в силах оказать ему помощь. В 740 году до н. э. после трехлетней осады ассирийцами Самария, столица Израиля, пала и десятиколенное царство больше никогда не возрождалось. Только некоторые среди пленных израильтян осознали, какая прекрасная жизнь была, когда их предки служили Богу. Впоследствии этот остаток отверг поклонение Ваалу и стал стремиться к тому, чтобы восстановить отношения с Богом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДРАМЫ.

Чтобы лучше понять связь между семейной жизнью Осии и отношениями Израиля с Богом, обратим внимание на следующие слова: «Сказал мне Господь: иди ещё, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую» (Осия 3:1). Осия исполнил это повеление, выкупив Гомерь у мужчины, с которым та жила. Затем Осия строго увещает Гомерь: «Много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим» (Осия 3:2, 3). Гомерь откликается на это исправление, и Осия возобновляет с ней супружеские отношения. Как это применимо к взаимоотношениям Бога с жителями Израиля и Иуды?

Когда израильтяне и иудеи были в плену в Вавилоне, Бог стал «говорить к сердцу» их через своих пророков. Чтобы получить Божье милосердие, им необходимо было проявить раскаяние и вернуться к своему «супругу», как это сделала Гомерь. Со своей стороны Бог обещал вывести пленников из вавилонской «пустыни», куда они попали в наказание за свои грехи, и возвратить в Иудею и Иерусалим (Осия 2:14, 15). Бог исполнил своё обещание в 537 году до н. э.

Кроме того, Бог выполнил и другое обещание: «Заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Осия 2:18). Остаток иудеев, вернувшихся на родную землю, жил в безопасности, не опасаясь животных.  Также и сегодня, искренние христиане живут в безопасности и наслаждаются пребыванием в духовном раю вместе со своими спутниками, у которых есть надежда на вечную жизнь на земле. Эти истинные христиане избавились от качеств, которые делают людей похожими на диких зверей (Откровение 14:8; Исайя 11:6—9; Галатам 6:16).

ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ.

Бог милосерден и сострадателен, а следовательно, мы должны быть такими же. Это один из уроков, который можно извлечь из первых глав книги Осии (Осия 1:6, 7; 2:23). Готовность Бога проявить милосердие к раскаявшимся израильтянам согласуется с вдохновлённой им притчей: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). Также утешительными для раскаивающихся грешников будут слова псалмопевца: «Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:19).

Пророчество Осии особенно подчёркивает сострадание и милосердие Бога, которому мы поклоняемся. Даже если кто-то уклонится от его праведных путей, такой человек может раскаяться и вернуться к Богу. Тогда Бог радушно его примет. Так, он проявил милосердие к раскаявшимся среди народа Израиль, с которым он, образно говоря, состоял в браке. Хотя они не были послушны Богу и «оскорбляли Святого Израилева», он проявлял к ним милосердие и «помнил, что они плоть» (Псалом 77:38—41). Такое милосердие должно побуждать нас и дальше ходить с нашим сострадательным Богом.

Израиль погряз в таких грехах, как убийство, воровство и прелюбодеяние. Но, даже несмотря на это, Бог «говорил к сердцу» его (Осия 2:14; 4:2). Размышление о милосердии и сострадании Бога, несомненно, затронет наши сердца и усилит нашу личную привязанность к нему. Поэтому можно спросить себя: «Как я могу ещё лучше подражать милосердию и состраданию Бога в отношениях с другими? Если человек, который обидел меня, просит прощения, готов ли я простить, как это делает Бог?» (Псалом 85:5).

Бог даёт твёрдую надежду. Например, он обещал: «Дам ей... долину Ахор, в преддверие надежды» (Осия 2:15). В древности у народа Бога, его символической жены, была твёрдая надежда на возвращение в родную землю, где располагалась «долина Ахор». Исполнение этого обещания в 537 году до н. э. — веская причина радоваться твёрдой надежде, которую нам даёт Бог.

Чтобы и дальше ходить с Богом, нам необходимо постоянно приобретать знания о нём и применять их в своей жизни. В Израиле знаний о Боге крайне не хватало (Осия 4:1, 6). Тем не менее некоторые высоко ценили Божье обучение и поступали в согласии с ним, за что были обильно благословлены. Одним из них был Осия. К ним можно отнести и 7 000 человек, которые во дни Илии не преклонили колена перед Ваалом (3 Царств 19:18; Римлянам 11:1—4). Наша собственная признательность за Божье обучение поможет нам и дальше ходить с Богом (Псалом 118:66; Исаия 30:20, 21).

В Осии 5:1 говорится: «Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнёю в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе». Отступнические руководители были западнёю и сетью для израильтян, подталкивая их к участию в идолопоклонстве. Гора Фавор и местность под названием Массифа, вероятно, были центрами такого ложного поклонения.

Итак, пророчество Осии показывает, что Бог милосердный, который даёт надежду и благословляет тех, кто следует его наставлению и отвергает отступничество. Поэтому, подобно раскаявшимся израильтянам прошлого, давайте искать Бога и стремиться всегда ему угождать (Осия 5:15). Поступая так, мы пожнём добро, а также обретём несравненную радость и мир, которыми благословлены все, кто верно ходит с Богом (Псалом 99:2; Филиппийцам 4:6, 7).


Рецензии