Блудный сын
Пс.;31:1-2
1
Долготерпит Бог долготерпением
Грехи человека, срамные и смертные.
У одних - мокренькие,
Для других - огненные,
Ко всем - близкие,
Ни от кого - не далекие.
Милосердствует Бог милостью безмерной,
Ожидая от людей покаяния,
Долготерпит, как к малым детям,
Юного милует и от старика ждет воздыхания.
Говорим, Бог милосердствует о человеке
В утро его, или в детстве,
Весной, чистой и светлой,
Нет покаяния в человеке.
Долготерпит его в полдень,
Летом, грозным и звездным,
Найдет покаяние в молодости,
Если не было в детстве.
А на дворе уже осень,
Сирая и слезная,
В начале была золотая,
Да все в конце растеряла.
Говорим, до старости Бог милосердствует,
Ждет покаяния от человека.
Детство и юность, весна жизни,
Здесь начало грехов всех бесстыжих.
Сейчас дети все лукавства знают
И непристойности делают,
О покаянии забывают,
Как дела его возделовать не ведают.
Откуда покаянию взяться,
Да здравствует свобода,
Вкушай от запретного плода,
И выше неба немного подняться.
Так в начале хотят многие,
Бунтуя против Отца и Бога,
Против веры, надежды и любви,
Нет, покаяния не жди.
Зрелость и спелость, лето и осень,
Не всем суждено и дожить до них,
Дни растрачивая драгоценные
На прелесть сокровищ земных.
И опять по-скотски пьян,
Есть пока время кутить,
И снова животный срам,
Есть еще силы блудить.
А все прошлые дела оскудели
Вместе с умом и телом,
Страсти их одолели
До распада и тлена.
Там среди страстей других - грех осуждения,
Согрешаем им из-за дня в день,
Реже просим прощение,
И почти не бывает смирения.
Осуждаем не только брата,
И отца, и мать его,
Не одни они виноваты,
Виноват даже их Бог.
Бог давал ему время покаяться
От весны до лета,
И осень прошла бесследно,
И зима наступила последняя,
Нет и в старости покаяния у человека.
Он губил себя с утра до вечера
Неразумием, нерадением и беспечностью,
Словом и делом блуда,
Никак старик о нем не забудет.
Поздним вечером почил и уснул,
А на рассвете проснулся в аду!
Божий гнев на его нечувствие,
Не пришел человек к покаянию,
За непокорство и наказуется,
Открыл глаза в аду карания.
2
Вспомним притчу Христову
О блудном сыне,
Что ушел в пустыню мира
С частью наследства Отцова.
Что это за богатство, что от Отца досталось?
Заповеди светлые, истины заветные,
Вера нелицемерная и память смертная,
Святые добродетели,
Сердолюбие и милосердие,
Братолюбие, боголюбие
и жемчужина целомудрия.
Много на земле веры,
Истинной или ложной,
Живой или тленной,
Спасительной или порожней.
Да блудный сын у всех один,
Или с Отцом, или сам себе господин.
У Отца два сына было,
Старший и младший,
Верный и нерадивый,
Это знать важно.
Кто этот сын младший?
Романтик, жалкий и несчастный.
В душе крепости не имеющий,
Ветром юности колеблющий.
Выпросил у Отца богатства часть
И пошел новое счастье искать.
Чести Ему не воздал,
Взял чемодан и сбежал.
Вся тварь земная Творца почитает,
А сын или дочь чести не знают.
Долго кружил он по миру,
Свободный и независимый,
Да расточил то наследство впустую,
Точно годы земной жизни.
Погубил богатство своей души,
Утопая в страстях и вожделениях,
Потерпел воздушное крушение
И свалился в бездну оскудения.
Покупая удовольствия душепагубные
И торгуя весельем беспечным,
Он нажил себе лишь потоки слез,
Все утратив дары добродетельные.
Нищим стал, все потерял, все прожил,
Сидит у корыта, горем убитый.
Невозможно на самом деле
Сохранить те блага нетленные,
Если жизнь проживать постыдно.
В конце он начал нуждаться,
Ничего ему не осталось более,
Кроме дел невоздержания,
Не все еще переделал греховное.
А в стране той начался голод,
Он пошел к соседям за помощью,
Пасти на полях их свиней,
И рад был чрево свое наполнить
Их грязной едой поскорей (1).
Придя же в себя, он сказал:
- Сколько у Отца моего работников,
Сколько доброго хлеба им дал,
А я умираю здесь с голода.
Говорим, этими соседями были бесы,
Духи бесплотные,
Князи поднебесные.
Всем охотно они помогают,
Тем, кто их помощи пожелает.
Щедро накормят своими рожками (2),
Говорим, вы и сами их получали.
Там среди бесов других - бес блуда,
Самый из них безобразный,
Растлевает не только душу,
Но и плоть сразу.
Ему служит полмира,
А другая его половина
Ждет своего звездного часа.
Хоть и был ослеплен сын гордыней в начале,
Да не сдался унынию и отчаянью.
Скорбит, печалится, кается,
В отчий дом на суд возвращается.
Сколько людей наслаждаются
В мире священным писанием,
А он от глада Божественных слов
Страдает и изнывает.
Скольких благ себя лишил,
Скольким подверг бедствиям,
Бросился в пучину земной жизни,
Оставил небесное состояние.
А главное, чему научился,
Не слушать нечистых духов,
Одна у них только задача
Погубить душу.
Не вернулся бы, сгинул на веки вечные.
Вот и смысл всей жизни человеческой.
Отец встречал его издалека,
Радость и слезы отрадные,
Лучшего для пира заклал тельца,
Созваны были ангелы,
Собраны были сродники,
Земные и небесные,
Слуги верные и друзья честные,
Все пели с Давидом Божественным
Хвалебные песни вместе:
- Блажен, кому Бог не вменит греха!
Отец обнял его крепко-накрепко,
А сын тихо в грудь Ему плакал.
Но у брата старшего был ропот,
Глядя на Отца родного,
Не доволен он был приемом,
Видя возвращение сына павшего.
И сказал недовольно Ему:
- Много лет я исправно служу,
Не преступал никогда твоим указаниям,
А ты ничего и не дал мне
Повеселиться с друзьями.
Хожу в милотях, терплю лишения,
Полон скорбей и озлобления.
Среди немощей других - зависть, ревность и недоверие.
Можно только их умалить к немощам снисхождением.
И Отец ему говорил:
- Мой возлюбленный сын,
Ты всегда со мною,
Все мое есть твое,
Небо, твердь и звезды,
Твои свечи священные,
Солнце, луна и воздух,
Твой питатель щедрый,
Земля и вселенная,
И церковь новозаветная,
Твои ангелы, апостолы, мученики,
Твое настоящее и будущее,
Воскресение и бессмертие,
И царство, небесное и вечное.
А еще Он старшему говорил:
- Посмотри на брата младшего,
Не могу не миловать, кому дал жизнь,
Как не любить, кого породил,
И честного, и солгавшего,
И верного, и павшего.
Не своим ли добром ты был щедр с ним?
А разве Отец у вас не один?
И тебя почитаю за дела целомудрия,
И его встречаю из плена блудного,
И тебя люблю и милую,
И его за покаяние повинное,
За твое терпение,
За его исправление.
Кто не рад, видя умершего воскресшим,
А найдя, что утратил, всегда утешен.
Брат твой был мертв и ожил,
Пропал и вернулся к нам.
Порадуйся вместе со всеми
Его спасительному возвращению.
Кто хочет узнать о брате старшем,
Что с ним потом сталось?
Говорим, так зарождалось на белом свете
В Церкви, священной и совершенной,
С тех пор расцветшее фарисейство.
3
Мы напомнили притчу небесную.
Многим – неизвестна,
Всем – полезна.
Мы рассказали простую историю,
Христианам знакома до боли.
Или вернуться, или сгинуть.
Один только есть у нас выбор.
Как спастись, вы тоже знаете,
Бога молить о прощении
И в грехах богомерзких каяться.
Для всех – труд,
Ни для кого – везение.
Наш старик помер и проснулся в аду кромешном,
Ему тоже богатство Отца досталось,
И дела его шли успешно,
Даже счастьем земным казалось,
Дети, внуки, собаки, музы,
Только не было пути узкого,
Страха Божьего и по Бозе печали.
Все разменял он на похоти мира,
И прежде всего покаяние.
А блудный сын к Отцу возвратился.
Его тоже жизнь потрепала,
И падений было не мало,
Дошел до черты последней,
Помогли ему только беды,
Да горем чисто умылся,
И вспомнил в конце о любви,
Которой Отец научил.
Невозможно на самом деле
Жизнь прожить в полноте,
А любви к ближнему не иметь.
Истории поучительны и назидательны.
Умудряйтесь, отцы и матери.
Пролетело бездарно лето,
Осень прошла беспросветно,
Впереди уже зима беспутная.
Говорим, пьяницы и блудники
Царства Божия не наследуют.
Большой труд - дело спасения,
Не все на Небо поднимутся.
Отец из ведерка вылил воду на землю,
И сказал, тихо и грустно:
- На дне остатки водицы,
Это те, кто спасутся.
Вы притчу Божественную услышали,
Узнали значение и смысл,
Поняли, как Господь человеколюбив,
Насколько Он незлобив.
Вы сподобились дара крещения,
Бросьте ваше бесовское помышление,
К Небесному Жениху устремитесь
И Тела Христова вкусите.
А мы, гои, все Христа гоним,
Да ведь Он придет скоро!
2023г.
1). Лк.15:15. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той,
Жители же той страны, где оказался переселенец, были бесы.
И послал его тот, к кому он прилепился, на поля свои пасти свиней;
Так-то почитают бесы тех, кто служит им; так любят они тех, кто любит их; так благодетельствуют своим приверженцам!
2). Лк.15:16. И он рад был наполнить чрево свое рожка;ми, которые ели свиньи...
Что это значит – «рожками»? Рожцы – сладки на вкус и вместе с тем грубы и тяжелы. Но таков и грех по своей природе: он веселит немного, а наказывает много; наслаждение доставляет минутное, а мучение вечное. «Придя же в себя», сравнил своё прежнее блаженство и последующее жалкое положение, сообразил, кем он был, когда находился в послушании у Бога и Отца, и кем стал, подчинившись демонам.
Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, На притчу о блудном сыне, с. 646-653.
Свидетельство о публикации №123012404160