О, если б гусли не звучали в душе моей...

О, если б гусли не звучали в душе моей,
Жила бы вечно я в печали, немей камней,
Мир не звенел бы и  не пел бы вокруг меня,
Ни утром ранним, ни потом -  в закате дня…
 
Ни днём, ни ночью, никогда бы не слыша нот
Ни пения даже чёрной  жабы  лесов,  болот.
Жила бы я, как перст на свете, как пень в тенях,
Мир не услышал бы, не встретил меня, звеня:

Летящим криком журавлиным осенним днём,
Гусей вспорхнувших длинным клином ветрам на слом,
В осенних красках и весенних весёлых днях
Мир в разноцветных разных масках не знал меня.

Я говорю, мой мир прекрасный, звени и пой,
Стань самым лучшим, безопасным в любви со мной,
Не пропадай зимой холодной под звуки вьюг,
Звени хоть криком первородным, родящим звук.

Звени сказанием былинным  со мной во мне,
И окружи меня старинным кольцом в огне,
Чтобы никто меня не тронул из века в век,
Чтоб каждый знал меня и помнил, я – человек.

Как царь Давид, царь всемогущий, где Вифлием,
Пастух и пастырь, век пасущий, да гуслей шлем,
Звонкоголосый в струнах гуслей разливом рек,
Ручьёв весенних и поющий в приливах брег.

О, гусли звончатые, пойте во мне со мной,
И защитите, и укройте мой мир земной -
От чар, наветов и обетов, от злых людей
Крылом и шлемом, и куплетом, столом идей.

Из древних  златоглавых русских мелодий струн,
Летящих нот дрожащей  гуслы, где бог Перун
Стрелой своей молниеносной разит врага
Души моей победоносной, даря блага.


Ps. Википедия

История возникновения гуслей очень поэтична. Название этого струнного щипкового музыкального инструмента, по одной из версий, восходит к слову «гусла». Именно так в Древней Руси называлась тетива лука. При выстреле она издавала характерный звук, в котором древние люди услышали необыкновенную мелодичность. Добавив к «гусле» резонатор, получим примитивный музыкальный инструмент.
Не стоит думать, что это уникальный и неповторимый музыкальный инструмент. В культурах других народах существует множество аналогов:
• кифара в Древней Греции,
• канон в Армении,
• сантур в Иране,
• коклес в Латвии,
• канклес в Литве.
• кантеле в Финляндии.
Существуют и потомки гуслей, знакомые всем, это величественная арфа и изящная лира.
Первое упоминание именно о русских гуслях встречается в византийском источнике V века. Но более полную картину о распространенности и важности гуслей можно получить из фольклорных источников: былины, летописи, сказания, песни и т.д. С гуслями связаны некоторые обряды, религиозные наставления. А сюжеты сказок о гуслярах схожи с библейскими сюжетами о царе Давиде.
Манера игры на этом, важном для русичей, инструменте некоторыми исследователями сравнивается с ткачеством. Положение гусляра напоминает человека, за станком, который перебирает нити, нити судьбы.
Но какова судьба самих гуслей? Этот музыкальный инструмент не так прост, как может показаться. Выделяют несколько типов гуслей по форме:
- крыловидные. Это самый древний тип. Количество струн на таком инструменте колебалось от 3 до 7. Сейчас именно на таких гуслях обучают игре в музыкальных школах.
- шлемовидные. Название говорит само за себя: корпус по форме напоминает шлем. Количество струн колебалось от 11 до 36, но самое большое распространение получили гусли с 25 струнами. Именно этот тип гуслей изображен в красных буквах книг «Псалтырь» и «Служебник». Если первое слово новой главы начиналось с букв Д или Т, то в начертании этих букв присутствовал человек, играющий на шлемовидных гуслях.
- столообразные. По форме они напоминали шлемовидные, но конструкция их была усовершенствована. Они дополнены крышкой, закрывающей от 55 до 66 струн. Такой музыкальный инструмент получает большое распространение в XVIII в. и часто встречается в домах именитых господ.

Общим для всех типов гуслей является принцип извлечения звука (щипание) и конструкции.
Любые гусли состоят из корпуса, струнодержателей и струн. В корпусе различают несколько элементов: верхняя и нижняя дека, обечайка и резонаторное отверстие. На верхней деке располагаются подставка и порожек, они служат для равномерного натяжения струн и способствуют передаче звука в резонатор, притянуты струны колками и штифтами.
Чтобы добиться уникального звучания, для изготовления корпуса предпочитают ель, кедр, рябину или клен. Заготовки должны быть хорошо просушены, не иметь дефектов (гниль, трещины, выпадающие сучки). Полость резонатора необходимо отшлифовать, а заготовке придать соответствующую форму.
Настройка инструмента происходит при помощи колков, которые установлены под углом для лучшего натяжения струн. В древности струны делали из жил, позже – из металла. С металлическими струнами гусли зазвучали и стали называться «звончатые».
Это поистине самый русский музыкальный инструмент, прочно связанный в русским духом, бытом и культурой.

С металлической струной звончатые гусли,
со струною тетивой.

Ps. Википедия

1) «гусла» -  именно так в Древней Руси называлась тетива лука.

2) Почему царь Давид святой?

Святой царь и пророк Давид был восьмым, последним сыном старейшины города Вифлеема. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

Давид победил Голиафа.
Камень ударил Голиафа в лоб, и великан упал на землю. Господь помог Давиду победить Голиафа без меча и брони. Когда филистимляне увидели, что Голиаф мёртв, они в страхе убежали. Израильтяне выиграли сражение.

3) Перун бог

Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун; польск. piorun «гром») — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне.
Славянское язычество — это политеистическая система верований, в которой многие божества воплощают силы Природы: солнце, огонь, звезды, растительность. Есть два верховных бога — Перун (бог-громовержец) и Велес (хозяин подземного мира).

 
© Copyright: Галина Шпынова, 2023


Рецензии