Формула принципа???
Н.Рукмитд
Русский. застолби;ть. 1. поставить столб (столбы) для обозначения чего-либо (границы участка, переходящего в чью-либо собственность, и т. п.); обозначить столбом (столбами). 2. перен. закрепить, утвердить за собой (тему, сферу влияния и т. п.), обозначить как намеченное для разработки и т. п...
Печь у славян
Русская печь Прообраз печи появился тма тем новолетий вперёд, когда человек накрыл огонь глиняным колпаком. И с тех пор до недавнего времени огонь живёт в доме человека в собственном жилище – печи. Печь хранила архаические верования, через неё человек продолжал общятся пред ликом огня, так и с силами природы в целом. По наличию печи в постройке судили о её предназначении. Если печи не было, то постройка считалась дожилой. Недаром в русской загадке спрашивается: "Чего из избы не вытащишь?" И ещё: "Догадлив крестьянин, на печи избу поставил", – гласит русская пословица.
Формула принципа: ???
k;rek* * *мk;rek (-;i)Синонимы: лопата.
кёрюк -печь.
Перевод в крымско-татарско-русском словаре: 1) совковая лопата, заступ demir k;rek — железная лопата a;a; k;rek — деревянная лопата 2) весло k;rek ;ekici...
Кёрюк – это собственно кумыкское изобретение
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Управление образования МР «Каякентский район»
МБОУ «Усемикентская СОШ»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Номинация: «Культурный код в природе»
Проект
на тему: Секреты бабушкиной печи (кёрюк).
Выполнила: ученица 9 «а» класса
МБОУ «Усемикентская СОШ»
Телеева Хадиджа Нуралиевна
Руководитель: педагог дополнительного образования
МБОУ «Усемикентская СОШ»
Ашурова Саният Юнусовна
с. Усемикент 2022г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…..3
Глава 1.Использование и значение печи «кёрюк» в жизни людей…….……..…4
Глава 2.Кёрюк – основа быта жителей моего села………………………………5
Глава 3.Технология изготовления печи «кёрюк»……………….........................7
Глава 4.Результаты работы над проектом и практическая значимость.
результатов исследования……..………………………………..……..………….8
Заключение………………………………………..…………………………….…10
Список литературы…………………………………..………………………..…..11
Приложение…………………………………………….………………………….12
3
Введение
Актуальность. Печное ремесло – особый вид народного творчества, имеющий свои
приёмы и традиции. Печная кладка – это особое искусство, которому невозможно
обучиться за короткое время. Каждая печь неповторима и уникальна, имеет форму,
свои размеры, функциональность и особенности размещения. Подход остаётся
творческим, уникальным и интересным. Наши предки просто не представляли себе
жизни без этой печи (кёрюк).
В наше время кёрюк уходит в прошлое. В новых домах в селе их уже редко кладут.
Встречаются печки размерами примерно в три раза меньше прежних, которых
изготовляют из металла и топятся природным газом. Причина этого? Желание
готовить хлеб, не выходя из дома. Да и молодые хозяйки предпочитают ныне печке
плиту иного типа. Учитель истории Дагестана рассказала нам о умелых мастерицах.
Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила узнать, что известно об этом другим
ученикам.
Провела небольшой опрос среди обучающихся других классов.
- «Видели ли вы печку-керюк?» – только 7 человек ответили положительно; а 11
человек сказали что дома имеют маленький железный аналог этой печки.
- «Каково назначение печи?» - 9 человек ответили, что она даёт тепло, и 10 человек
ответили что используется для приготовления пищи;.
- «Какие предметы (печная утварь) необходимы для печи?» - только 7 человек назвали
деревянную лопату с длинной ручкой и железную лопату.
Все 20 человек ответили отрицательно на вопрос: «Знакомы ли вы с устройством
керюк?»
выявилась проблема- керюк уходит в прошлое, в селе их осталось мало, они не
используются по назначению, а наши знания о ней малы.
Цели:
Узнать использование и значение печи в жизни людей в прошлом.
Изучение уникального явление кумыкской материальной культуры – печи для
выпекания хлеба «Керюк» с целью его сохранения. Научиться проводить
исследование, используя разные способы сбора информации.
Задачи:
1. Расширить знания об истории жилищно-бытовых условий своего народа.
2. Изучить литературу и интернет ресурсы по истории создания кумыкской печи;
3. Провести опрос среди учеников, обработать данные результаты.
4. Проверить гипотезу и определить практическую значимость результатов
исследования.
5. Создать видеоролик о кумыкской печи;
6. Приготовить хлеб в печи «кёрюк».
Объект исследования: культура и быт наших земляков;
Предмет исследования: кумыкская печь-керюк.
В работе применялись такие методы: работа с литературой, работа с интернет
ресурсами, анкетирование.
Глава 1.Использование и значение печи в жизни людей.
Что такое «Керюк»
Керюк – это сооружение из камня или кирпича и глины для приготовления хлеба.
Самой распространённой была дровяная печь. Только запах сгорающего дерева мог
и может сегодня создать неповторимую атмосферу уюта и домашнего тепла.
4
Одно из основных назначений кёрюк это приготовление пищи. В печи запекали,
томили, жарили. Вкус пищи, приготовленной в печи, не забывается, потому что она
экологична и очень вкусна. Кёрюк – это собственно кумыкское изобретение, которое
отличается от закавказского или среднеазиатского углублённого в землю тандыра.
Кёрюк строится в специально отведённом хозяином помещении во дворе, чаще под
навесом у ворот. Это делается для того, чтобы им могли пользоваться и соседские
женщины, у которых нет возможности построить кёрюк и обеспечить его дровами. По
клубящемуся дыму соседи узнавали, что кёрюк натоплен, и спешили туда со своим
тестом – у кого из кукурузной, а у кого из пшеничной муки. Дрова для растопки печи
приносили все, кто им пользовался. Раньше общие сельские керюки бывали заняты
почти всегда. Хозяйки пекли хлеб по очереди до глубокой ночи. Женщины, приходя к
керюку, узнавали все новости села, делились друг с другом своими переживаниями и
радостями. Дожидаясь своей очереди женщины не сидели, сложа руки, пока одна
раскатывала тесто, то вторая выпекала хлеб. Сегодня керюки используют не так часто,
но по выходным в общественных пекарнях и сейчас можно увидеть хозяек. Пока
женщины готовят, время от времени с улицы в пекарню заходят люди при этом просят
«берекет берсин», что в переводе с кумыкского значит «благополучия вам». Так
принято говорить всегда, когда кто-то что-то делает, объясняют сельчане, но
особенно — когда пекут хлеб. Обычно керюк устраивался в одной из хозяйственных
комнат, но, иногда для него делали специальные помещения— «керюк-уьй» (пекарня).
Печи, аналогичные по конструкции керюк, известны и у других народов Дагестана.
Кумыкский керюк был рассчитан одновременно на 4-5 хлеба, что очень экономила
время и дрова.
Из кукурузной муки женщины мастерски приготавливали чурек– мичари, который
имел округлую форму диаметром 20–25 сантиметров, толщиной около двух
сантиметров, весом более килограмма. Из пшеничной же муки пекли хлеб насущный,
называемый экмеком. Были разные сорта экмека: майлы экмек – слоёный хлеб,
начинённая топлёным маслом, къалач – калачик, допуйна – булка без
начинки, чапилек – изделие из пресного или квашеного теста, испечённое в виде
плоского кружка, может быть изготовлен и из кукурузной муки. Йымышакълар, также
являются хлебными изделиями, приготовляемыми из пшеничной муки на масле.
Чуду – любимое блюдо кумыков, в виде тонкого, плоского, величиной с тарелку
кружка с разными, изготовленное из пресного теста пшеничной муки. Бывают: чуду с
мясом - эт чуду, чуду с требухой -къарын чуду , чуду с творогом- бишлакъ чуду , чуду
с тыквой -къабакъ чуду , чуду с луком- согъан чуду , из дикого лука – халияр чуду, чуду
с крапивой- къычытгъан чуду , чуду с лебедой- алабота чуду , с начинкой из конского
щавеля – аткъулакъ чуду и еще много разновидностей. Но по каким бы рецептам ни
готовился хлеб, важно как он печется. Местные жительницы точно знают: в керюке
получается самый лучший хлеб. В каждом селе имели свои традиции, способы и
порядок приготовления хлеба и хлебных изделий.
Глава 2. Керюк – основа быта жителей моего села.
Кумыкские женщины проявляли большое умение в приготовлении хлеба, всякого рода
мучных изделий, пирогов, халвы и др. Процесс подготовки теста начинался с
просеивания муки через сито. Причем для разных сортов муки существовали разные
сита, в частности для кукурузной муки ячейки делали крупные, для пшеничной муки
высокого качества, которое использовали чаще всего для замешивания сдобного теста,
ячейки сита были самые мелкие. Каждая кумыкская семья по своим возможностям, в
5
зависимости от наличия запасов зерна и муки, хлеб пекли как из пшеничной, так и из
ячменной и кукурузной муки. Но по каким бы рецептам ни готовился хлеб, важно как
он печется. Местные жительницы точно знают, самый лучший хлеб получается в
керюке. Способы и порядок приготовления хлеба и хлебных изделий в каждом селе
имели свои традиции. Приготовлению обрядовых хлебов придавалось огромное
значение. Так для праздника первой весенней борозды «Чумача-байрам» жительницы
села коллективно пекли хлеб на все село, варили мясо в больших котлах, а еще
готовили мучную халву с добавлением виноградного сиропа «тушап». Все это
раздавали жителям села и участникам праздника. Еще самую большую лепешку хлеба
прикалывали на рога вола для прокладки первой борозды. В традиционной
обрядности кумыков, хлеб коллективно приготовляемый и коллективно
потребляемый имел социальные функции. Ритуал хлебопечение был одним из
стимулов сплачивания общества и проявления дружбы и родства между людьми.
Также приготовлению свадебных хлебов придавалось огромное значение. Их
обязательно должны были готовить женщины, пользующиеся репутацией
благополучной (многодетной), хорошей и чистоплотной хозяйки с ровным
характером. Для свадебного хлеба использовали пышное тесто, для его закваски
«хамурдан» небольшое количество теста,оставшееся от предыдущего замеса. Помимо
хлеба пекли маленькие калачи «къалач», куклы «къурчакъ», пистолеты
«тапанча»,которые выкупали родственники и друзья жениха. Изменилась и роль хлеба
и хлебных изделий в свадебной обрядности. В наше время мало кто занимается
выпечкой хлеба, пирогов и сладостей в керюке. Сейчас в основном все печёности и
сладости для свадьбы заказывают в специальных выпечках . «Экмек», «аш» – хлеб
кумыки готовили из разных видов теста – «хамур экмек»- из кислого теста и «къысыр
экмек» - из пресного предпочитали хлеб из кислого теста. Для закваски, как уже было
сказано выше, пользовались «хамурдан», «мая»- жидким кислым тестом-закваской
постоянно сохранявшимся в каждом доме. Пресный хлеб готовили обычно в случае,
когда нужно было быстро подать на стол. Такой хлеб они выпекали сплошь наколотым
острым концом деревянной ложки. Форма хлеба зависела, как от состава теста
(пресное или заквашенное) так и вида муки (пшеничная, ячменная, просяная,
кукурузная). Из кислого теста делали несколько сортов хлеба. Обычно повседневный
«кислый» хлеб пекли в виде больших круглых лепешек, весом 600-900 г. и толщиной
5-6 см. Обрядовый хлеб – весом 1,5-2 кг. Из смеси пшеничной и кукурузной муки
делали дрожжевое тесто и выпекали хлеб «бозалыкъ». Смеси из различных сортов
муки, в том числе и кукурузной, использовались для выпечки хлеба практически у
всех народов Дагестана. Часто для мичери кукурузную муку замешивали на крутом
кипятке, добавляя сметану или кислое молоко.Не менее популярен был и хлеб из
ячменной муки, который раскатывался гораздо тоньше хлеба из кукурузной муки.
Наиболее тонко раскатывали тесто для хлеба из просяной муки в смеси с ячменной, к
тому же и диаметр его был гораздо меньше хлебов из других видов муки. Делалось
это, вероятно, чтобы хлеб лучше пропекался. Кумычки готовили и сдобные хлеба. Для
сдобного хлеба, который каждая хозяйка старалась испечь к праздникам и другим
торжественным дням, тесто готовилось на молоке и масле, иногда добавляли и яйца.
Такой хлеб северные и центральные кумыки называли «назик», а южные «къалач» или
«пенжекеш». Такому хлебу придавали обычную круглую форму или иногда
продолговатую. На сдобный хлеб в обязательном порядке наносили вилкой или иными
приспособлениями различные узоры, чаще круги, завитки, трезубцы или
треугольники. Другой вид сдобного хлеба – «майлы экмек» или «явлу экмек» –
6
слоенка, т.е. слоеный хлеб с маслом. Готовили его из кислого теста, кумыки его
готовили так: тонко раскатанное тесто мазали маслом и сворачивали трубочкой. Затем,
несколько трубочек сворачивали в калачик, укладывали друг на друга в три слоя и
снова раскатывали все вместе толщиной примерно до 7 см, потом смазывали сверху
яйцом, посыпали тмином и пекли в керюке. Получался вкусный хрустящий слоёный
хлеб. Второй – самый распространенный способ – это, когда тесто раскатывали очень
тонко, обильно смазывали хорошо прокаленным топленым маслом, посыпали солью,
резали небольшими полосками треугольной или квадратной формы, складывали друг
на друга и слегка раскатывали деревянной скалкой с ручкой-«окълав». Наиболее
распространенными мучными изделиями после хлеба считались различные тонкие
пироги с начинкой чуду. Разновидность начинки зависела от сезона: весной и летом
начинкой служили различные травы: «къычыткъан чуду» из молодой крапивы;
«халияр чуду» – из дикого лука, а «ат къулакъ чуду» – из конского щавеля. Чуду
делали и из других местных трав. Осенью – с начинкой из вареной или сырой тыквы
готовили «къабакъ чуду», и др. Из пирогов следует назвать и пирог с творогом –
«бишлакъ чуду». В творог принято было класть сырые яйца, пассированный в масле до
золотистого цвета репчатый лук, перец, душистую траву кинзу или мяту («ярпуз»).
Также пирог готовили с мясной начинкой «эт чуду» – пирог с мясом, «къоз чуду» –
пирог с орехами. В начинку «къоз чуду» обычно добавляли, кроме орехов, мелкие
кусочки куриного или бараньего мяса, лук и кислую пастилу из слив или алычи.
Из других разновидностей мучных изделий следует указать особого вида чуду,
приготовленный из сдобного, но не сладкого, теста – «чий чуду», «буршина» и т.д. Для
приготовления «чий чуду» замешивали жидкое тесто, добавив в него масло, яйца и
соль. Потом тесто выливали в сковородку и ставили в печь. Когда верх начинал
румяниться, чуду переворачивали и, залив сверху сметаной, снова ставили в печь на
легкий огонь, чтобы сметана постепенно впиталась в тесто. Был и иной способ
приготовления этого типа чуду: жидкое тесто выливали на предварительно
испеченный круг тонко раскатанного теста и выпекали. Популярен был у кумыков и
такой вид «чуду», как «йымырткъа къалач», выпекаемые для детей. Для этого «чуду»
чуть запекали тонкое тесто, придав ему форму сковородки или глубокой тарелки.
Затем в эту форму наливали приготовленную смесь из яиц, молока с добавлением
кинзы, лука и снова ставили в печь для окончательной выпечки. «Чуду» делали
полуоткрытыми сверху «эт чуду», «бишлакъ чуду» или совершенно закрытыми
«халияр чуду», «къабакъ чуду» и др. Они могли быть в форме полумесяца, круглыми
как хлеб.
Глава 3.Технология изготовления печи «керюк»
Бабушка рассказала, что такая печь раньше была и у нас во дворе. Женщины пекли по
очереди до глубокой ночи. За пользования не платили. Бабушка ремонтировала сама
печь, по мере по мере необходимости. Запах хлеба разносился на всю улицу. хлеба
разносился на всю улицу. Мне было интересно- как же строилась, это уникальное
сооружение. Из рассказа бабушки я узнала: чтобы создать печь своими руками,
необходимо придерживаться определенных инструкций, пошагово
следовать им, не нарушая порядок.
следовать им, не нарушая порядок. Первым делом нужно научиться правильно,
замешивать глиняный раствор, чтобы после можно было сразу приступать к работе.
Далее создается надежный фундамент, а после устанавливается опалубка.
7
Делаем раствор
Для изготовления кёрюк нужно большое количество глиняного раствора, который
замешивается вручную. Главное — не нарушать пропорции, которые будут влиять на
жирность глины, соответственно и на качество полученного агрегата. Универсальных
пропорций нет, самостоятельно подобрать нужную консистенцию. Для приготовления
раствора необходимы следующие компоненты:
1. Глина
2. Солома
3. Вода
Глину нужно смешать хорошо с водой и добавить нужное количество соломенной
сечки. Заливают раствор большой таз и топчут его ногами до готовности
Закладка фундамента.
Для начала необходимо соорудить качественный фундамент. Для изготовления
понадобится совершить следующие действия:
1.Удалить плодородный слой почвы и дерн на глубину в 25 см.
2.После изготовления котлована, его закладывают кирпичом, засыпают песком, а
после укладывают валуны.
3.После этого сверху засыпают песком и утрамбовывают.
4.Над фундаментом укладывается железный пласт.
Сборка печи
После того как фундамент и опалубка застынут, можно приступать к возведению
основной части печи. На фундамент необходимо положить саманные кирпичи в два
ряда, и связать их при помощи глины и так оставляют высыхать. Далее кладут ряд
кирпичей, придают куполообразную форму, обмазывают глиной, включая высохшую
часть для большей прочности и так далее в несколько подходов. После полного
высыхания глиной обмазывается печка и с внутренней стороны тоже, чтобы не было
острых углов. Это делается для того, чтобы пламя равномерно распределялось по всей
печи. Сборка печи трудоемкая и кропотливая работа, иногда уходит около месяца.
Получившиеся пространство между палками заполняется жидким раствором глины,
стенки обмазывают глиной, добиваясь монолитности. Толщина стен должна быть
одинаковой. После возведения конструкции, необходимо дать глине время, чтобы
застыть. Для этого желательно подождать примерно 3 дня, а после аккуратно снять
переднюю стенку опалубки и обмазать еще раз глиной, нужно сделать два отверстия,
желательно, создать одну в форме арки, второе в можно в форме прямоугольника.
Также путем обмазки сплетенных прутьев делается передняя часть печки и дымоход,
но это делать нужно очень аккуратно, поскольку печь может разрушиться, если она
плохо сформировалась. По этой причине желательно не спешить.
Сушка и отделка
Много времени отнимает обустройство печи , после высыхания потребуется также
правильно ее отделать. Конструкция высохнет примерно в течение недели, или даже
больше. Всё зависит от материала, подготовленного для лепки, а также количества
воды, которая была использована для сооружения .Чтобы сократить этот срок,
разводят в печи слабый огонек на полчаса, но ни в коем случае не больше. Процедуру
повторяют три раза за день. Печь должна поддерживаться в теплом состоянии. Но
мастерицы утверждают, что чем дольше будет сушиться печь, тем дольше ее можно
будет эксплуатировать. Если есть время подождать, то пусть конструкция застынет без
посторонней помощи. После полного высыхания нужно побелить. Кроме элементов
печи, существуют и приспособления для работы с ней: круглая деревянная лопата с
8
длинной ручкой «къанга», железная прямоугольная лопатка с длинной ручкой
«къалакъ», скалка «окълав», корыто «чара», веник- сделанный из рогоза, привязанный
к длинной палке «йымышакъ сибиртки».
Глава 4. Результаты работы над проектом и практическая значимость
результатов исследования. Культурное наследие – это прошлого творения
(материальные или духовные), созданные человеком, в которых человек настоящего
видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие
определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ
присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими
словами, культурное наследие - это признана поколениями, особая часть культуры.
Также должна быть сохранена и передана в будущее.
В эпоху глобализации мира и века информационных технологий, на мой взгляд,
особенно важно не терять историческую связь и преемственность поколений. Это
особенно актуально для тех, кто осознает важность для будущих поколений-
сохранения культурно-исторического наследия. Мы не имеем права терять свои
менталитет, генетические корни. И, несмотря на происходящую глубокую
трансформацию нашей жизни и быта, мы всегда должны переносить все то, что
является непреходящей исторической ценностью. Это позволяет нам не теряться
среди других этносов и культур.
Село Усемикент является моей малой исторической Родиной, чем я горжусь. Целью
моей работы являлось не просто обобщенное описание историко-этнографического
материала, а выявление отдельных сторон истории, обычаев и традиций моего села.
Большая и интересная работа по теме проекта обогатила меня бесценными
знаниями и умениями, что важно для сохранения кумыкской материальной
культуры. Что же нового я узнала о керюк?
1) Узнала, какой должна быть настоящая печь – достаточно большой, не угарной,
жаркой, не выкидывающей дым, красивой;
2) Я расширила свои знания об использовании печи. Оказалось, что печь была не
только источником тепла в доме, использовалась для приготовления пищи, но и:
- была источником света в вечернее время;
-местом для сушки мяса, трав, фруктов, ягод.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив вопрос о печи- «керюк» с разных точек зрения, я поняла, что печке в жизни
народа действительно отводилось особое место, и мнение о том, что печь для
кумыкского народа была центром его жизни, подтвердилась. Наши бабушки, дедушки,
их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С
печью был связан весь быт. И на свадьбах «керюк» играл важную роль.
В последнее время свадебные обычаи и обряды в моем селе значительно изменились.
Изменилась и роль хлеба и хлебных изделий в свадебной обрядности. В наше время
мало кто занимается выпечкой хлеба, пирогов и сладостей в керюке. Сейчас в
основном все печёности и сладости для свадьбы заказывают в специальных выпечках.
В завершении следует отметить, что хлеб в традиционной свадебной обрядности
кумыков, приготовляемый коллективно и коллективно потребляемый, имел
социальные функции. Ритуал хлебопечения был одним из стимулов сплачивания
общества и проявления дружбы и родства между людьми. Я считаю, что нужно
возобновить эти традиции, с целью сохранения материальной культуры моего села.
10
Список литературы:
1. Акбиев А. Кумыки. Вторая половина ХVII- первая половина ХVIII века.
Махачкала, 1998г
2. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей.
Махачкала, 2001
3. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала1987
4.Мустафаев А.Б. Усемикент и усемикентцы. ООО Издательство «Лотос» 2016 г
5.Османов М.О. Хлебопекарные устройства народов Дагестана в ХVIII – ХХ вв.:
(Типология и районирование) // Тез. докл. науч. сессии -посвященные итогам
экспедиц. исслед. Института ИЯЛ в 1984-1985 гг. Махачкала, 1986.
Свидетельство о публикации №123012202422