Фуэки-рюко - основа хайку
Если по отдельности сравнивать вечное, фуэки, и текущее, рюко, то сравнение как противопоставление всё равно приведёт к неразрывному единству вечного и текущего, как единству микро- и макрокосма. В качестве примеров приведу два хайку, где весомую роль играет «человеческий фактор» в приобщении момента к вечному, фуэки:
вечная память
в зарослях травы
играют дети
Вечная память – увиденная мной надпись на памятнике, а неподалёку, в высоких, густых зарослях летней травы среди старинных надгробий дети играли в прятки. Кладбище было на церковном дворе, но никто не ругал детей, и всё казалось поразительно естественным, как преемственность поколений, молодости и старости, жизни и смерти.
а жизнь продолжается
не стало меньше
цветов золотарника
В данном традиционном хайку первостепенна авторская мысль о продолжении жизни. Эта мысль возникла при взгляде на цветущее поле. Золотарник – «продолжительное» киго: начало его цветения приходится на середину лета, а завершение – на середину осени. Когда другие цветы блекнут, золотарник не перестаёт радовать взгляд и вселять надежду, чувство сопричастности человеческой жизни к теплу и свету мира природы.
Следующие два стихотворения сосредоточены непосредственно на мире природы, и «человеческое» в них отходит на второй план.
год за годом
она расцветает
черёмуха у дороги
Черёмуха, цветущая у дороги на дачу – неизменный для меня символ весны, нового расцвета природы и расцвета моей души.
белые облака
выросло деревце
из печной трубы
Кажется, будто течение времени смывает память о человеке, однако именно человек – его заброшенный, покинутый дом – причина жизни деревца ясеня. Таким образом, в широком смысле, фуэки-рюко – это бессмертие природы и человека.
P. S. Примерами в тексте служат мои стихи.
Свидетельство о публикации №123012108101