Лев Лещенко и Владимир Высоцкий

    По образованию Лев Валерьянович Лещенко (наст. фамилия Лещёв) (1942 г. р.) – театральный актер, он окончил ГИТИС и успел сыграть в нескольких спектаклях. Правда, поступить в престижный вуз получилось лишь с третьей попытки. «Я работал бутафором в Большом театре. А потом ушел на завод точных приборов слесарем», – вспоминал певец. 
    Но в итоге желание петь оказалось выше, чем играть на сцене. Ведь Лева жил в музыкальной семье: «Дед играл на скрипке, отец – на гармошке. Приемная бабушка любила напевать. У деда был бас-баритон, настоящий, крепкий, я заканчивал свое обучение в ГИТИСе как высокий бас. Ну а на эстраде я использую легкий баритон. Запел я в четыре года. Дед учил меня музицировать. В 4-5 лет мы с ним пели на два голоса. Это было забавно. С тех пор я прикипел к вокалу. Мне все время хотелось петь». Свой первый серьезный певческий опыт парень получил в школьные годы: в течение нескольких лет Лев выступал в хоре Дома пионеров.
    По окончании института, с 1964-го, Лещенко работал в стажерской группе московского Театра оперетты. А во время летних каникул гастролировал с концертными бригадами по СССР. В общем, путь к славе и успеху для Лещенко был не прост: «Конечно, меня не били столько, сколько Володю Высоцкого, но я не был прекрасным исключением из нашего общего гнусного правила», – говорил Лев Валерьянович. (Я. Зубцова, Ю. Фрид, «Лев Лещенко – некремлевский соловей»: интервью с певцом, «Аргументы и факты», № 19, 15 мая 1996 г.)
    В 1972 году набирающий популярность солист стал лауреатом музыкального конкурса «Золотой Орфей» (Болгария) и получил первую премию на Международном песенном фестивале в Сопоте (Польша) за исполнение песни М. Фрадкина на стихи Р. Рождественского «За того парня». А в 75-м на концерте, посвященном Дню советской милиции, Лещенко исполнил песню Д. Тухманова на стихи В. Харитонова «День Победы», которая по сей день входит в его репертуар. Значимыми для эстрадного исполнителя являются, также, песни  «Эхо любви» (Е. Птичкин – Р. Рождественский) (1977, дуэт с польской певицей А. Герман), «До свидания, наш ласковый Миша!» (А. Пахмутова – Н. Добронравов), спетая им также в дуэте с певицей Т. Анциферовой на торжественной церемонии Закрытия ХХII летних Олимпийских игр в Москве 3 августа 1980 года на стадионе «Лужники», и душевный гимн всех советских влюбленных «Соловьиная роща» (Д. Тухманов – А. Поперечный) (1976) (в народе «Из полей доносится: "Налей!"»).
    Сегодня в репертуаре певца не одна сотня песен, исполненных сольно и дуэтом.
    Расскажем о знакомстве и общении Лещенко с Владимиром Высоцким. Впервые публично о них Лев Валерьянович рассказал в беседе с молдавской журналисткой еще в конце 80-х годов.
    «– Вы лично знали Высоцкого?
    – Да, конечно, – грустно говорит Лещенко. – Мы не раз встречались на творческих вечерах, в компаниях. А за один из случаев у меня даже осталось чувство вины перед ним. Было это в Канаде, на Олимпиаде, в 1976 году. Я выступал перед участниками и гостями соревнований, а Володя оказался там в частной поездке, вместе с Мариной Влади. Намечалась интересная встреча со спортсменами, и Высоцкий хотел на ней поприсутствовать. Я взялся организовать ему пропуск. Увы! Это оказалось невозможным. С кем я только не разговаривал, кого не просил – Володю на встречу не пустили. Боялись популярности певца. Все-таки, мол, за рубежом находимся, как бы чего не вышло… Я оправдывался, как мог, хотя Володя все понял и без этого…» (В. Ушакова, «Лев Лещенко: "Мы будем воспевать тебя…"»: интервью, «Советская Молдавия», 6 мая 1988 г.) 
    В интервью певца высоцковеду Венедикту Громову, текст которого размещен на интернет-сайте «Высоцкий: время, наследие, судьба» otblesk.com/vysotsky/, узнаем больше подробностей.
    Итак, «О В. Высоцком вспоминает Лев Валерьянович Лещенко».
    «– Когда вы познакомились с Высоцким?
    – Я думаю, это было в 1974 году. Володя записывал на фирме «Мелодия» пластинку с моим музыкантом Лешей Зубовым, там мы и встретились.
    У него, насколько помню, заканчивалась смена, а у меня начиналась. И я подошел – просто чтобы познакомиться. Как-никак он был легендой, да и записи, сами понимаете, ходили по всему свету.
    Кстати, на «Мелодии» до сих пор работает Валерий Чуменко, который очень тесно общался с Высоцким. Мы же после этого виделись с ним редко.
    – А в Канаде?
    – Там случайно встретились во время Олимпиады. Точно помню: шел футбольный матч Германия – СССР с Блохиным, окончившийся не в нашу пользу. После матча я заметил на трибунах Марину Влади и подошел. Тут появился и Володя. Оказалось, что они живут в Монреале у друзей Марины.
    А я на следующий день должен был выступать в Олимпийской деревне. И говорю: «Неплохо было бы, Володя, если бы ты завтра принял участие в концерте, попел для ребят». Он мне: «Да, Лева, с удовольствием, только проблема в том, что я здесь – без официального приглашения».
    В то время с этим обстояло строго. Тем не менее, Володя предложил мне перезвонить на следующее утро. Так я и сделал. Но услышал в ответ: «Ничего, к сожалению, не получилось. Извини…» Он связывался с Павловым Сергеем Павловичем, который был ответственным, что ли, за нашу команду, и получил отрицательный ответ. (С. П. Павлов (1929–1993), советский государственный и общественный деятель, с 1968 по 83 гг. – председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР. – А. С.) Впрочем, Володя воспринял это спокойно: «Что ж теперь делать! Ладно, пустяки». Больше в Канаде мы не общались.
    – Я слышал, вы вместе принимали участие в сеансе связи с орбитальной станцией.
    – Это была трансляция из студии Останкино. Но не думаю, чтобы наше выступление как-то фиксировалось, тем более, что сначала ведь нужно было вывести в эфир космонавтов, а это само по себе непросто. Кроме Володи, могу назвать еще В. Шаинского, остальных участников не вспомню. Мы пели под рояль, Володя – под гитару. Насколько я знаю, он признавал только собственный аккомпанемент.
    Ни свой, ни его репертуар я, увы, вспомнить не в силах, не скажу даже, с какими космонавтами мы общались! Но если вас интересует дата, то это был, видимо, 1976 или 77 год.
    – Приходилось ли бывать на концертах Высоцкого?
    – Только однажды. И то я опоздал, так что прослушал примерно полконцерта. Это было его сольное выступление в Ташкентском Дворце спорта. Стояло лето…
    – А может быть, осень: сентябрь 1976-го? Не было ли тогда гастролей Таганки?
    – Гастролей не было, а вы, по-видимому, правы.
    – Обсуждали ли вы с Высоцким свои или его песни?
    – Нет, никогда. Даже не было каких-то домашних встреч – только те, о которых я уже рассказал, или где-нибудь на совмещенных концертах.
    Так мы встретились и в последний раз. В Москве. То ли он шел на сцену, а я – со сцены, то ли наоборот. Просто поздоровались, обменялись парой слов…»
    О сеансе связи с экипажем ОКС. Кинорежиссер Александр Стефанович писал: «Тогда многие артисты выступали в прямом эфире на орбиту – Володя Высоцкий, Алиса Фрейндлих и другие». (А. Стефанович, «Пугачевочка. Концерт в четырех частях» (2012), часть вторая «Adagio», глава четырнадцатая «Семья».)
    Важная для биографов Владимира Семеновича информация. Вполне возможно, что сохранилась аудиозапись сеанса прямой связи музыкантов с экипажем станции! Журналист Антон Орехъ (Кравченко) в издании «Один Высоцкий» (2021) (глава 56 «Владимир Высоцкий между Юпитером и Марсом») рассказывает о «космической теме» его песенной поэзии. Из нее мы узнаем: «В интервью биографу Высоцкого Льву Черняку об одной интересной встрече рассказал певец Лев Лещенко.
    Примерно в 1976-77 году для космонавтов, работающих на орбитальной станции, был организован сеанс связи с артистами, и среди них был и Владимир Высоцкий. Кроме Лещенко и Высоцкого совершенно точно был еще и композитор Владимир Шаинский. Что именно пел в тот раз Высоцкий, Лещенко вспомнить не смог, да и с какими именно космонавтами они общались, тоже за давностью лет позабыл. Но когда Лев Черняк связался с архивом Роскосмоса и спросил, существует ли такая запись, ему ответили: «Да, существует! И спасибо, что напомнили, мы давно должны были ее стереть». Так что нас, возможно, ждет еще одно интересное открытие в биографии Владимира Семеновича».
    Что касается ташкентского концертного пересечения Льва Валерьяновича и Владимира Семеновича – о нем вспоминал и Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В беседе с тем же высоцковедом Л. Черняком кинорежиссер рассказал: «В Ташкенте… во второй раз, когда он (Высоцкий. – А. С.) приезжал, он выступал в ледовом Дворце спорта… с ансамблем «Алые маки», и был скандал. Паллад Бюль-Бюль Оглы (верно: Полад Бюльбюль-оглы. – А. С.) подошел к нему и сказал: «Володя, тебя поставили в конце концерта, но это Азия, Высоцкий-то Высоцкий, но здесь все равно я… Ты не можешь спеть в конце первого отделения? А я буду заканчивать концерт». Володя говорит: «Пожалуйста, мне все равно». А я говорю: «Он споет, и все уйдут». Он так руками подирижировал. Во втором отделении был и Лещенко…» (Л. Черняк, «Георгий Юнгвальд-Хилькевич: "Одесса – Москва – Ташкент"», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 26, январь 2017 г.)
    14 июня 2011 года на официальном интернет-сайте певца leschenko.ru размещен любопытный материал «В преддверии выхода кинофильма «Высоцкий» Лев Лещенко рассказал о своих встречах с гением».
    «Картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» появится в прокате совсем скоро – создатели обещают динамичный сюжет, прекрасную актерскую игру, а значит, новую волну интереса к великому поэту и музыканту. В свете этой премьеры особенно интересны воспоминания Льва Лещенко о Высоцком.
    Лев Валерьянович вспоминает, что знакомство его с Владимиром произошло в 74 году – именно тогда Высоцкий записывал одну из своих пластинок с музыкантом Лещенко.
    «Его смена как раз подошла к концу, а моя – только должна была начаться, –  рассказывает Лещенко, – так что я решил подойти и просто познакомиться, ведь о нем тогда было столько разговоров, пластинки его продавались огромными тиражами, новости только и говорили, что о Высоцком».
    Следующая встреча двух великих людей произошла в Канаде, во время футбольного матча Германия – СССР, где Лев Валерьянович на трибуне заметил Марину Влади, с которой был знаком более близко. Тогда и оказалось, что они с Владимиром, который вскоре тоже подошел, живут в Монреале.
    Еще одна встреча их произошла во время сеанса прямой связи с орбитальной станцией в 77 году, когда для космонавтов выступал целый ряд известных музыкантов. "Трансляция шла из Останкино, – вспоминает Лещенко, – Владимир пел под гитару, мы – под рояль. Володя никогда не позволял аккомпанировать себе кому-то другому, всегда только сам"».
    Продолжим знакомить читателя с воспоминаниями самого Льва Валерьяновича.
    25 ноября 2011 года газета «Спорт-Экспресс» в рубрике «Разговор по пятницам» публикует интервью Ю. Голышака и А. Кружкова с певцом под интригующим названием «Лев Лещенко: "Высоцкого в Олимпийскую деревню не пустили"». В ней он освежает в памяти события 35-летней давности и рассказывает о них чуть по-другому. Вот отрывок из беседы артиста эстрады с журналистами.
    «– 1976 год, Олимпиада в Монреале… Я, кстати, был на полуфинале (Олимпийского футбольного турнира. – А. С.), где наши немцам проиграли. В перерыве народ разошелся, сидел я высоко. Замечаю краем глаза – кто-то мне машет, рядов через десять. Пригляделся – боже, да это Володя Высоцкий!
    – Один?
    – С Мариной Влади. Подсел к ним, разговорились. И я сдуру пригласил его выступить перед сборной СССР. Хоть не имел права, я ж не руководитель делегации. Наша концертная бригада как раз собиралась в Олимпийскую деревню.
    – И что было дальше?
    – Позвонил заму Павлова. С восторгом начал рассказывать: «Такая удача, встретил Высоцкого, он споет для ребят…» Тот насторожился: «Погоди, погоди… Необходимо согласовать. Он же неофициально здесь? Нехорошо может выйти…» Пришлось мне пережить неприятную минуту, объясняя Высоцкому: «Володя, прости, у тебя нет аккредитации, оформляют два дня – а концерт завтра…» Но он легко это воспринял: "Ну и ладно"».
    Версию встречи певца с бардом в дни летней Олимпиады-76 описывает журналист, писатель, биограф поэта Федор Раззаков в своей книге «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне» (2009) (глава «1976»): «Находясь в Монреале, Высоцкий и Влади либо гуляли по городу, либо ходили на спортивные состязания. Так, 27 июля они пришли поболеть за советских футболистов, которые играли в полуфинале со сборной ГДР. Табло зафиксировало печальный для нас результат: 1:2. На том матче присутствовал певец Лев Лещенко, который вспоминает следующее: "Я на другой день должен был выступать в Олимпийской деревне. И говорю Высоцкому: «Неплохо было бы, Володя, если бы ты завтра принял участие в концерте, попел для ребят». Он мне: «Да, Лева, с удовольствием, только проблема в том, что я здесь – без официального приглашения».
    В то время с этим было строго. Но все же Володя предложил мне перезвонить на следующее утро. Так я и сделал. Но услышал: «Ничего, к сожалению, не получилось, извини…» Он связывался с Павловым Сергеем Павловичем, который был ответственным, что ли за нашу команду, и получил отрицательный ответ. Впрочем, Володя воспринял это спокойно: «Что ж теперь делать! Ладно, пустяки!»
    Больше в Канаде мы не общались…"»
    Переписатель, якобы биограф поэта некто Владимир Новиков выдумывает какую-то ерунду: «Лев Лещенко пытается пригласить Высоцкого спеть перед матчем СССР – ФРГ, но спортивный министр Павлов не позволяет». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, В. Новиков, «Высоцкий. От Бодайбо до Монреаля».)
    По свидетельству же Льва Валерьяновича, непосредственного участника событий, планировавшееся выступление барда вовсе не было приурочено к какому-либо спортивному соревнованию. А футбольная сборная ФРГ никак не могла быть в числе соперников советской команды на Олимпийском турнире – так как в нем вовсе не участвовала. «Биограф» перепутал ее с командой ГДР.
    Самая свежая версия воспоминаний Льва Валерьяновича – в большом интервью (2022 г.) спортивному обозревателю Игорю Рабинеру:
    «– Вы Высоцкого едва не провели к нашим спортсменам, но начальство не разрешило, ведь он на Олимпиаде был неофициально?
    – На летних Играх в Монреале-76. Я сидел на трибуне рядом с кем-то из функционеров, наши тогда в полуфинале ГДР проиграли. Смотрел по сторонам и издали увидел какое-то знакомое женское лицо. И она машет мне, а я не могу понять, кто это, далеко сидел. И тут из-за нее высовывается голова Володи Высоцкого. Он был на хоккее (а разве не на футбольном матче? – А. С.) с Мариной Влади! Подхожу и говорю ему – Володь, мы завтра для наших олимпийцев устраиваем небольшой концерт в Олимпийской деревне, поедешь с нами? Он с удовольствием согласился. Они с Мариной были просто гостями на Олимпиаде.
    На следующий приезжаю в наш лагерь – это была школа для моряков, по 22 человека в комнате жили. Один из той нашей компании потом станет замом министра обороны. Когда возвращались к себе, всегда подводили итоги увиденного. <…>
    Я подошел к Володе Васину, заму министра спорта Павлова, и сказал ему, что завтра хотим с собой взять Высоцкого. Он пообещал узнать у Сергея Павловича – и потом сказал, что Высоцкий здесь неофициально, а мы все в составе официальной делегации, так что это будет не очень корректно. Пришлось звонить и извиняться перед Высоцким. Я решил соврать ему, что пропуск нужно два дня оформлять. Он все понял и даже начал успокаивать меня. Вот так ему не дали увидеться с нашими ребятами, и конечно, это было обидно». (Интернет-сайт газеты «Спорт-Экспресс» sport-express.ru, 10 мая 2022 г., И. Рабинер, «"Если «Динамо» возьмет трофей – отращу усы!" Интервью Льва Лещенко – о Яшине, Высоцком, Шварце, Федуне и Зареме», глава «Как мы с Кобзоном и Винокуром «ограбили» Колоскова, а Высоцкого начальство не разрешило провести к спортсменам».)
    После публикации Игорем Моисеевичем этих же воспоминаний Льва Валерьяновича на своей странице на сайте «Дзен», пользователь Владимир Зайцев так прокомментировал написанное: «Лещенко, увидев его (В. Высоцкого. – А. С.) на трибуне олимпиады в 1976-м, недовольно поморщившись, сказал: "А этот-то что здесь делает?"» (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Игорь Рабинер», 25 июля 2022 г., «Высоцкий дружил с Харламовым, а Черенков после смерти поэта не праздновал свой день рождения», «Комментарии».)
    Врач советской сборной Савелий Мышалов вспоминал: «Я встретил Высоцкого и Марину Влади в монреальском универмаге, во время Олимпиады-76. Я поднимался на эскалаторе, а они спускались, но мы заметили друг друга и договорились встретиться. «Володя, приходи в Олимпийскую деревню. Ребята будут счастливы». – «Там партийная власть. Мне там делать нечего». Даже видеть их не хотел». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Sport24.ru», 2 сентября 2023 г., «Высоцкий кричал, что не хочет жить в СССР после этого события. Речь о вводе советских войск в Афганистан».)
    Виктор Леонидов, историк, архивист, исследователь русской эмиграции, поэт, композитор, исполнитель авторской песни, директор Дома русского зарубежья имени А. И. Солженицына в Москве, в телевизионной беседе с журналистом Сергеем Кузнецовым рассказал: «Значит, была Олимпиада в Монреале тогда. И он (В. Высоцкий. – А. С.) приехал, и предполагались его выступления перед спортсменами. Но глава делегации был глава Комитета по физкультуре и спорту Павлов. И он как нормальный советский чиновник, он там потом клялся всем, что он там его (В. Высоцкого. – А. С.) очень любит, его песни. Но выступления такие, открытые – запретил. Причем, Лев Лещенко его (В. Высоцкого. – А. С.) «пробивал». Был вообще замысел, что он (В. Высоцкий. – А. С.) споет на Открытии Олимпиады, когда, значит, как Голос России… Вот. Но этого всего не было». (Rutube-канал ОМТ «Общественное Московское телевидение», 2017 г., «Певец русского зарубежья В. Леонидов рассказывает о В. Высоцком в программе "Кузнецкий мост"».)
    Пожалуй, самый откровенный и правдивый отклик о тех «канадских встречах» – рассказ самого поэта в пересказе его приятеля, переводчика Давида Карапетяна (книга «Владимир Высоцкий. Воспоминания» (2005), глава пятнадцатая «Малая Грузинская. Отплытие»): «С горечью рассказывал Володя и о своем посещении монреальской Олимпиады. Казалось, кому как не Высоцкому, автору «Профессионалов», быть в группе поддержки советских олимпийцев? Но нет, Володя попал на Олимпиаду только благодаря жене. А на трибуне красовались другие.
    – Заметили они меня там (Лев Лещенко и другие) и недовольно косятся: мол, этот-то как сюда затесался? – рассказывал ощутивший свою ущербность Володя».
    Прогрессив-рокер Александр Костарев, лидер «Kostarev Group» (г. Екатеринбург), рассуждает о состоянии и положении дел в отечественной эстрадной музыке 1970-х годов: «Я не имею ничего против бардов и Высоцкого. Я против ситуации, которая тогда сложилась, и того, что из нее вышло. Тогда у нас как было? Классической музыке приказали остаться такой, как 50 лет назад. Эстрадной запретили брать примеры с Запада. Выпячивалась народная культура, как правило, лубочная. Западную музыку достать трудно, наша – неинтересна, слушать нечего. И на этом фоне появился талантливый Высоцкий, человек, поющий не на официальные темы, плюс его первые вещи имели большую связь с блатными песнями – главную свою популярность он приобрел за счет них, а не как актер. Благодаря магнитофонам его услышала масса народа, каждый нашел свое кто-то – даже музыку, кто-то поэзию, кто-то просто смысл стихов, соответствующий его жизни. Человек стал гиперпопулярным, но – почему? Потому что, кроме него, некого было слушать! Не Лещенко же…» (Интернет-сайт «Art Beat music. Фонд Алексея Козлова» artbeat.ru, 18 сентября 2011 г., Д. Филатов, «Александр Костарев: "Термин «прог-рок» я бы выкинул"»: интервью, глава «Высоцкий, или Как обойтись без музыки».)
    Алла Черри в статье «Мой Высоцкий. Спасибо, что живой!» (текст размещен 24 июля 2021 года на интернет-сайте «Проза.ру» proza.ru) верно написала о песенном творчестве Владимира Семеновича: «Никто не популяризировал этого исполнителя, как, скажем, Кобзона или Лещенко, а Высоцкого знали все!»
    Кинокритик Виктор Матизен: «(Этот текст был написан в 1977 году… Писал, что называется, в стол – опубликовать это в те годы было абсолютно невозможно, а когда стало возможно, славить Высоцкого кинулись все, и не хотелось присоединяться к хоровой осанне.)
    "…Что в Высоцком бьет в глаза, точнее, в уши – невероятная энергия, рвущаяся из каждой песни, безотказно заряжая слушателей. Энергия – и отчетливо выраженное мужское начало его песен. Советские эстрадные певцы – Хили, Лещенки, Магомаевы и tutti quanti бесполы, авторская песня женственна, у Галича мужское сплавлено с гражданским. Мужское начало Высоцкого выражено хотя бы в том, что он не столько поет, сколько орет, налегая на согласные, тогда как другие тянут гласные. У всех «Йааа кооонеееей нааапооойуууу», а у него – «Йййа ккконннеййй нннапппойййу». Фонвизинским языком говоря, Высоцкого не отнесешь ни к гласным, ни к согласным: несмотря на свою громогласность, он до сих пор полугласен"». (Интернет-сайт «Кинопресса» kinopressa.ru, В. Матизен, «Восхождение Высоцкого» (1977).)
    Вернемся к певческой популярности, известности Лещенко и Высоцкого. Все же поэту, автору-исполнителю очень хотелось такого же широкого и официального музыкального и исполнительского признания, какое уже в те годы было у Льва Валерьяновича… Знавший Владимира Семеновича художник-иллюстратор Михаил Златковский в документальном фильме «В гости к Богу не бывает опозданий…» (а/с А. Рогаткин, реж. А. Рогаткин, И. Шестаков, ВГТРК, 2018 г.), посвященном 80-летию поэта (премьера – 26 января 2018 года, телеканал «Россия 1»), свидетельствовал: «Как-то он (Высоцкий. – А. С.) в сердцах сказал: «Вот черт! Проезжал по Москве – и огромный, на три листа, плакат Лещенко. А потом глянул – еще на четыре листа – афиша Пугачевой. А у меня никогда ничего не будет…» И в этот момент я ему сказал: "Будет тебе и белка, будет и свисток!"»
    А. Рогаткин: «Первую «белку со свистком» Михаил Златковский принес артисту через неделю. И мгновенно из молодого художника превратился в личного художника Владимира Высоцкого и его друга».
    М. Златковский (показывает рисунок «ПоэЁт Владимир Высоцкий»): «Володя: «Да это – мне?! Ой, да ты что!.. Ой, класс! А лицо где, а фотография?» Я говорю: "Что за примитив? Ты чего, Лещенко, что ли? Ты Пугачева, что ли? Это – образ твоего творчества!"»
    А вот как рассказывал Михаил Абрамович о тех же афишах для Владимира Семеновича двумя годами ранее в интервью газете «Новые Известия» от 28 января 2016 года (автор В. Спирина, материал «Художник Михаил Златковский»):
    «– Вы делали для Высоцкого афиши?
    – Как-то он в сердцах сказал: «Вот я проезжаю по Москве и вижу огромные плакаты Лещенко, Пугачевой, а у меня ни одного плаката нет. А как было бы здорово! Вот я приезжаю в какой-то город и не рукописные бумажки расклеены там по клубам и кинотеатрам, а плакат бы настоящий…» На это я сказал, что «будет тебе белка, будет и свисток». И в течение нескольких лет я делал для него в одном экземпляре плакаты».
    Увы, официально выпущенных афиш размером «на три листа» да и настоящих напечатанных плакатов со своим именем Владимиру Высоцкому не суждено было дождаться и увидеть…
    А славы и денег хотелось всем и – очень! В интервью газете «Труд» (от 29 июля 2006 года, автор И. Тихонова), сенсационно озаглавленном «Высоцкий, на допрос!», экс-следователь по особо важным делам из украинского Харькова Дмитрий Панцир, ведший уголовное дело Владимира Семеновича, возбужденное по обвинению барда в «левых» концертах на Украине в конце 70-х и незаконных гонорарах, рассказал: «У Аллы Пугачевой, Льва Лещенко и Галины Ненашевой в 1978 году, согласно справке Государственной тарификационной комиссии Министерства культуры СССР, разовая концертная ставка была 16 рублей 50 копеек. У Вадима Мулермана и Владимира Высоцкого – 19 рублей. За такие деньги не стал бы надрываться в провинциальных клубах даже артист областной филармонии».
    …28 июля 1980 года Лев Валерьянович, как и тысячи других москвичей и гостей столицы, прощался с Владимиром Семеновичем – певец присутствовал на панихиде по поэту в Театре на Таганке. Кинорежиссер Виктор Туров (Турау), снявший Высоцкого в двух своих фильмах – «Я родом из детства» (1966) и «Война под крышами» (1967), вспоминал: «…А люди идут и идут. Я прошел к сцене через дружинников… А люди все идут. Несут цветы. В фойе, во всех служебных комнатах, в буфете, на стульях, у стен тоже люди… Потом мы зашли в кабинет Любимова: как ни странно, но я был здесь впервые. Дверь постоянно была в движении – заходили и выходили люди: актеры, режиссеры, какие-то важные чиновники с печально-осмысленными лицами, какие-то «нужные» люди, без участия которых ничего в мире произойти не может. На столике – виски, джин, рюмки… Мелькают лица Кобзона, Лещенко, Боярского, Епифанцева, Ульянова… Вышли покурить Марина с Севой Абдуловым, который ее все время как бы опекал». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, «Виктор Туров: "О дружбе с Высоцким я молчал шестнадцать лет…"» (интервью брал Б. Крепак).)
    В 2000 году фирма «Мелодия» выпустила альбом «Команда молодости нашей». В компакт-диск вошли популярные песни о спорте (записи 1958-89 гг.). Из содержания: Владимир Высоцкий – «Утренняя гимнастика», Лев Лещенко, Татьяна Анциферова – «До свидания, Москва».
    …Прошло немало лет с той канадской и тех редких гастрольных встреч певца и поэта. В интервью Лев Валерьянович изрек свою оценку Владимиру Семеновичу – творцу и человеку: «Если Высоцкий был пророком, то Муслим Магомаев был Данко», – приводит слова Лещенко 28 октября 2008 года информационный интернет-портал «Trade News Agenсу» trend.az в материале «Если Высоцкий был пророком, то Муслим Магомаев был Данко – Народный артист России Лев Лещенко». (Напомним: Данко – герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца».)
    Красиво сказал – почти спел!
    В 2012 году, к 70-летию певца, вышла книга Льва Валерьяновича «Апология памяти», в которой Лещенко рассказывает о знакомстве и дружбе с коллегами. а также о творческих людях, с которыми сводила его эстрадная судьба. Среди тех, о ком певец подробно рассуждает на страницах издания, – Александр Розенбаум, ленинградский врач «Скорой помощи», а по совместительству – известный автор-исполнитель, шансонье и актер, с которым он дружен уже более 40 лет. В главе «Лев Лещенко об Александре Розенбауме» читатель найдет немало сравнений песенного творчества Александра Яковлевича с песнями Владимира Высоцкого.
    Вот выдержки из написанного Лещенко: «Саша Розенбаум! Он из Ленинграда, его записи звучат по всей стране! А кто-то даже говорит, что он – второй Высоцкий».
    «Многие, кстати, думают, что в чисто музыкальном смысле Александр Розенбаум –  этакий невероятно одаренный композитор-самоучка в духе Окуджавы и Высоцкого, которые с гитарой, как известно, подружились во дворе. Да что там наши барды – все «битлы», считай, пришли в эстраду не с дипломам консерватории, а все с того же самого двора!..»
    «Впоследствии, когда он начал сочинять уже сам, его кумирами стали Высоцкий и Окуджава. И сегодня, думаю, мало кто рискнул бы вступить с Сашей в состязание на лучшее знание мировой поэзии».
    «Но, как само собой понятно, быть известным в Питере – это еще не значит быть известным в узких кругах Министерства культуры. И, что скрывать, нам было попросту досадно, что такой прекрасный, умный и глубокий автор-исполнитель не имеет соответствующей своему масштабу зрительской аудитории. Но в то же время все мы видели, как на советскую эстраду не пускали Окуджаву, Галича, Высоцкого, песни которых распевала вся страна».
    «Кстати сказать, на этом основании «блатные» песни Саши часто сравнивали с «уголовной» же тематикой Высоцкого, и, как мне кажется, совершенно напрасно. На самом деле между ними в этом смысле нет ничего общего – кроме того что и Высоцкий, выступая в своих песнях под личинами бандитов, никогда бандитом не был и на зоне не сидел. Различие здесь в том, что в своей «лагерной» тематике Высоцкий чаще всего более жесток и достаточно политизирован – он нетерпим, он выражает свой протест».
    «На самом деле он (А. Розенбаум. – А. С.), конечно, гуманист. Я даже думаю, что в данной ситуации его кумир Высоцкий не раздумывал бы долго: «Стрелять, не стрелять», – и выстрелил бы обязательно, охота есть охота».
    Не многие знают, что приведенные выше цитаты – лишь крайние высказывания Льва Валерьяновича о личности и песнях друга. Впервые же публично о Розенбауме Лещенко высказался в интервью, данном в конце 80-х годов: пришлось отвечать на вопрос о творческом сравнении авторов-исполнителей. 
    «– Часто Розенбаума пытаются сравнивать с Высоцким…
    – Да, я тоже не раз слышал подобные мнения. Но мне кажется, что это абсолютно несравнимые величины. Володя более дерзок, социален, пытается все выплеснуть, чтобы облегчить душу. Саша же более мягок, лиричен, предпочитает уходить в себя. Стиль у них хоть и бардовский, но, повторяю, очень разный». (В. Ушакова, «Лев Лещенко: "Мы будем воспевать тебя…"»: интервью, «Советская Молдавия», 6 мая 1988 г.)
    «Символический монумент работы скульптора Зураба Церетели открыт 16 июля на улице Володарского в Твери, во дворике единственного в России Дома поэзии.
    Памятник представляет собой символическую полку с книгами «выразителей дум творческой интеллигенции»: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского (Петкевича), Евгения Евтушенко (Гангнуса), Булата Окуджавы и Андрея Дементьева. К большинству из них слава пришла именно в 60-е годы. Собирая стадионы поклонников, шестидесятники внесли неоценимый вклад в духовное развитие советского общества.
    Монумент высотой в три метра и шириной «книжной полки» в два метра – это подарок монументалиста Зураба Церетели городу Твери.
    А вечером в тверском спорткомплексе «Юбилейный» начался гала-концерт «Письмо из ХХ века: "Будьте счастливы, Человеки!"» с участием звезд отечественной эстрады, которые также исполнили песни на стихи Вознесенского, Окуджавы, Высоцкого и Евтушенко. Зрители увидели и услышали Льва Лещенко, Иосифа Кобзона, Игоря Николаева, Олега Погудина, Зару (Зарифу Мгоян) и других мастеров российской эстрады». (Интернет-сайт «Год литературы.рф» godliteratury.ru, 18 июля 2016 г., «В Твери открыли памятник поэтам-шестидесятникам».)   
    30 сентября 2018 года газета «Вечерняя Москва» публикует интервью с певцом (Е. Сладкова, «Лев Лещенко: "Молодежь на эстраде работает для себя"»). В нем Лев Валерьянович упоминает имя Владимира Семеновича и рассуждает о его творчестве:
    «Лещенко: А вот песни Высоцкого, песни Цоя – все это до сих пор живет.
    Корреспондент: Как вам кажется, почему сейчас так модно стало перепевать старые советские хиты?
    Лещенко: Они настоящие и о настоящем. Да, это была масскультура, не надо открещиваться. Но она несла не только заряд идеологии, но и заряд позитивного настроения, надежд… Я иногда выступаю с молодежью на концертах. Вот парень вышел на сцену, спел. Под его песни поорали, попрыгали, и все закончилось. А Владимира Семеновича Высоцкого могли слушать три часа подряд. И каждая песня на разрыв была. Понимаете, тогда был продукт песенный. А сейчас его нет, этого продукта. Вот такая история».
    Еще одно высказывание Льва Валерьяновича о коллеге: «Взять, к примеру, Володю Высоцкого, все же его песни звучали. Ну, понятно, что какие-то резкие высказывания себе не позволяли, может быть. Но старались как-то корректно». (А. Коваль, «Лев Лещенко: "Свой партбилет оставлю до конца жизни"»: интервью, «Собеседник», № 50, 14 декабря 2021 г., глава «Люди ностальгируют по Советскому Союзу».)
    «Народный артист РСФСР Лев Лещенко 1 февраля отмечает юбилей: ему исполняется 80 лет. В преддверии этого события он дал большое интервью «Царьграду», в котором, в частности, разоблачил популярный миф о Владимире Высоцком, с которым был хорошо знаком.
    По словам Льва Валерьяновича, в советские времена цензура хоть и была, но не столь жесткая, как принято думать. В частности, даже Высоцкому спокойно разрешали выступать с концертами, рассказал артист в беседе с «Царьградом».
    «Талант настоящий не душили, это все неправда. Его немножко, может, стригли, в рамках существовавшей идеологии», – уточнил Лещенко.
    «Смотрите, даже песни Галича тут и там звучали. Володю Высоцкого любили те же самые органы, которые его запрещали, ходили на его на концерты. Ну, может быть, его не педалировали на Первом канале, но он работал в концертах, по 40-50 концертов в месяц», – развеял популярное заблуждение о Высоцком наш собеседник. Он добавил, что неоднократно пересекался с бардом на концертах». (Интернет-сайт телекомпании «Царьград» ug.tsargrad.tv, 1 февраля 2022 г., «Лев Лещенко развенчал популярный миф о Высоцком: "Это все неправда"».)
    «Эксперты музыкальной индустрии утверждают, что в программе «Своя Колея» прозвучали бесспорно лучшие исполнения песен Высоцкого за последние годы.
    Выделяются исполнители, такие, как Лев Лещенко, Юрий Лоза, Пелагея. Их вклад в создание зрелищной, качественной и гармоничной программы нельзя переоценить. В целом, мнение экспертов сходится в одном – в программе «Своя Колея» лучшие исполнения песен Высоцкого». (Интернет-сайт «Обзоры гаджетов, лайфхаки и новости. Обзорные статьи по новинкам сотовых телефонов, их разборка и ремонт» obzortelefonov.ru, «Лучшее исполнение песен В. Высоцкого в «Своя Колея» 2023: мнение экспертов и фанатов», глава «Мнение экспертов».)
    Газета «Камышловские известия» (г. Камышлов, Свердловская область) в номере от 24 января 2023 года публикуют статью Галины Шипициной «На ослабленном нерве я не зазвучу…», посвященную 85-летию поэта и актера. В разделе «В тему» находим высказывание Льва Валерьяновича о Владимире Высоцком: «Хвала пророку! Да будет вечной память о нем среди людей!»


Рецензии