Эссе Библия. Ад

БИБЛИЯ. АД.

Ссылки на переводы Библии:

СП - Синодальный перевод
СоП - Современный перевод
ПАМ - Перевод архимандрита Макария
Тх - Танах
СмП - Смысловой перевод
ПП - перевод Павского
ВП - Восточный перевод
НМ - перевод Нового Мира, 2021г
ВоП - Восстановительный перевод
РВ - перевод «Радостная Весть»
СРП - Современный русский перевод
ПРБО - перевод Российского библейского общества


ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Слово «ад» встречается во многих переводах Библии. Есть Библии, в которых вместо слова «ад» используются слова «могила», «преисподняя», «мир мёртвых» и другие.

В некоторых Библиях соответствующие слова просто транслитерируются с языков оригинала, то есть передаются буквами языка, на который делается перевод. Что это за слова? Это еврейское слово шео;л и греческие слова хадес и геенна. Как шеол, так и хадес обозначают не отдельное место погребения, а общую могилу человечества.

Ге;енна служит символом вечного уничтожения. Однако во многих христианских и нехристианских религиях под адом понимается место, где обитают демоны и где нечестивые после смерти подвергаются наказанию, часто мучительному.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ О СОСТОЯНИИ МЁРТВЫХ? МОГУТ ЛИ ОНИ ЧУВСТВОВАТЬ БОЛЬ?

Эккл. 9:5, 10: «Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают... Всё, что может делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шеоле* — месте, куда ты пойдешь,— нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости». (Поскольку мёртвые ничего не знают, они, конечно же, не чувствуют боли.) (*«Шеол», НМ; «могила», СП, СоП; «преисподняя», ПАМ, Тх; «мир мёртвых», СмП.)
 
Пс. 146:4: «Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли*». (*«Мысли», Тх; «помышления», 145:4 в СП; «замыслы», 145:4 в ПП; «планы», 145:4 в СоП.)

ГОВОРИТСЯ ЛИ В БИБЛИИ, ЧТО ДУША ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ТЕЛА?

Иез. 18:4: «Душа*, которая грешит, та умрёт». (*«Душа», СП, ПАМ, Тх; «Тот, кто грешит», СоП; «Кто согрешит», СмП.)
Профессор Руанской семинарии (Франция) отметил: «Библия не поддерживает представление о том, что „душа“ — это чисто духовная, бесплотная субстанция, существующая отдельно от тела» (Auzou G. La Parole de Dieu. Париж, 1960. С. 128).
«Хотя еврейское слово нефеш [в Еврейских Писаниях] часто переводится как „душа“, было бы неправильно вкладывать в него греческое значение этого слова. Нефеш... никогда не понимается как нечто, живущее независимо от тела. В Новом Завете греческое слово психе часто переводится словом „душа“, но опять же не следует поспешно заключать, что это слово имеет то же значение, которое в него вкладывали греческие философы. Обычно оно означает „жизнь“, „жизненная сила“, а иногда „человек“» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 25. С. 236).

КАКИЕ ЛЮДИ, СОГЛАСНО БИБЛИИ, ПОПАДАЮТ В АД?
ГОВОРИТСЯ ЛИ В БИБЛИИ, ЧТО В АД ПОПАДАЮТ НЕЧЕСТИВЫЕ?

Пс. 9:18, СП: «Да обратятся нечестивые в ад*,— все народы, забывающие Бога». (*«Ад», ПП, ВП; «царство смерти», СоП; «преисподняя», Тх; «мир мёртвых», СмП; «шеол», 9:17 в НМ.)

ГОВОРИТСЯ ЛИ В БИБЛИИ, ЧТО ПРАВЕДНЫЕ ТОЖЕ ПОПАДАЮТ В АД?

Иов 14:13, СП: «[Иов молился:] О, если бы Ты в преисподней* сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Бог сам сказал об Иове: «Он честный и безупречный человек, боится Бога и удаляется от зла» [Иов 1:8].) (*«Преисподняя», ПАМ, Тх; «могила», СоП; «мир мёртвых», СмП; «Шеол», ПД; «шеол», НМ.)

Деян. 2:25—27, СП: «Давид говорит о Нём [Иисусе Христе]: „[...] ...Ты не оставишь души моей в аде* и не дашь святому Твоему увидеть тления“». (Здесь говорится, что Бог не оставил Иисуса в аде. Не указывает ли это на то, что Иисус, по крайней мере какое-то время, находился в аде, или гадесе?) (*«Ад», ВоП; «царство мёртвых», СоП, РВ; «мир мёртвых», СмП; «смерть», СРП; «гадес», НМ.)

ВОЗМОЖНО ЛИ ВЫЙТИ ИЗ АДА, О КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ?

Отк. 20:13, 14, СП: «Отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад* отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное». (Итак, мёртвые выйдут из ада. Заметьте также, что ад — это не то же самое, что озеро огненное, так как он будет брошен в это озеро.) (*«Ад», СоП, РВ, СмП; «гадес», НМ.)

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ПУТАНИЦА ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧТО В БИБЛИИ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД АДОМ?

«Первые переводчики Библии неизменно переводили еврейское слово шеол и греческие слова гадес и геенна словом „ад“. Это привело к путанице и породило неправильные представления об аде. В исправленных изданиях Библии переводчики использовали транслитерацию этих слов, но этого оказалось недостаточно, чтобы полностью устранить неясность и исправить ошибочные представления» (The Encyclopedia Americana. 1942. Т. 14. С. 81).

Вместо того чтобы быть последовательными в передаче слов оригинала, переводчики позволяли собственным взглядам влиять на их перевод. Вот несколько примеров. 1) В Синодальном переводе слово шеол передаётся словами «преисподняя», «гроб», «ад преисподний», «ад» и «могила»; хадес — словом «ад»; геенна — словом «геенна». 2) В «Современном переводе» для передачи слова шеол используются слова «смерть», «могила», «место смерти» и «преисподняя»; хадес переводится как «ад», «страна мёртвых» и «царство мёртвых». Однако слово «ад» также используется при переводе слова геенна. 3) В «Смысловом переводе» шеол переводится словами «могила», «мир мёртвых» и «преисподняя»; хадес передаётся словами «ад» и «мир мёртвых». Однако ге;енна в нём тоже переводится словом «ад». Из-за такой непоследовательности значение слов оригинала было искажено.

ОСУЖДЕНЫ ЛИ НЕЧЕСТИВЫЕ НА ВЕЧНЫЕ МУКИ?

Матф. 25:46, СП: «Пойдут сии в муку [«наказание», СоП, СмП, ВоП, ПРБО; греч. коласин] вечную, а праведники в жизнь вечную». (В подстрочном переводе Нового Завета «Эмфэтик Дайаглотт» [The Emphatic Diaglott] вместо слов «мука» и «наказание» используется слово «отрезанность». В сноске к этому слову говорится: «Коласин... происходит от слова колазо, которое означает: 1. Отрезать, например ветки деревьев, подрезать. 2. Ограничивать, подавлять. [...] 3. Карать, наказывать. Когда человека „отрезают“ от жизни или от общества или же в чём-то его ограничивают, это расценивается как наказание. Отсюда произошло третье, переносное, значение этого слова. При переводе было выбрано первое значение слова, поскольку оно лучше согласуется со второй частью предложения. Таким образом передается сила и красота противопоставления: праведные пойдут в жизнь, а нечестивые — в отрезанность от жизни, или смерть. Смотри 2 Фес. 1:9».

2 Фес. 1:9, СП: «[Они] подвергнутся наказанию, вечной погибели*, от лица Господа и от славы могущества Его». (*«Погибель вечная», СоП; «вечная гибель», РВ, СмП; «вечное уничтожение», ВоП.)

Иуды 7, СП: «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример». 
(Огонь, уничтоживший Содом и Гоморру, погас уже тысячи лет назад. Однако последствия произведённого им разрушения очевидны до сих пор. Эти города так и не были восстановлены. Бог осудил не столько сами города, сколько их нечестивых жителей. Произошедшее тогда служит предостерегающим примером и сегодня. Согласно словам Иисуса, записанным в Луки 17:29, жители Содома были истреблены. А Иуды 7 указывает на то, что они были истреблены навечно.)

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД ВЕЧНЫМ МУЧЕНИЕМ, О КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ В ОТКРОВЕНИИ?

Отк. 14:9—11; 20:10, СП: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения [греч. басанисму] их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его». «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

О каком мучении говорится в этих стихах? Стоит заметить, что, согласно Откровению 11:10 (СП), пророки «мучили живущих на земле». Люди мучились из-за унижения, которое они испытывали, слыша обличающую весть пророков. В Откровении 14:9—11 (СП) говорится, что те, кто поклоняется символическому зверю и его образу, будут мучимы в огне и сере. Это не может относиться к мучениям после смерти, так как «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5). Что же тогда причиняет им мучения при жизни? Поклоняющиеся «зверю и образу его» мучатся оттого, что служители Бога объявляют им, что их ждёт вторая смерть, символом которой является «озеро, горящее огнём и серою». Дым от их огненного уничтожения будет восходить во веки веков в том смысле, что их уничтожение будет окончательным, или вечным, и о нём будут помнить всегда.

О чём идет речь в Откровении 20:10, где сказано, что Дьявол будет «мучиться... во веки веков» в «озере огненном и серном»? В Откровении 21:8 (СП) ясно говорится, что «озеро, горящее огнём и серою» означает «смерть вторую». Значит, Дьявол будет «мучиться... во веки веков» в том смысле, что он никогда не будет освобожден: он будет находиться в заключении, то есть в смерти, вечно. Такое применение греческого слова, переведённого глаголом «мучиться» (от греч. басанос), напоминает то, как однокоренное с ним слово употребляется в Матфея 18:34, где оно передано как «тюремщик» в НМ и «тюрьма» в СоП.

ЧТО ТАКОЕ «ОГНЕННАЯ ГЕЕННА», О КОТОРОЙ ГОВОРИЛ ИИСУС?

Геенна упоминается в Христианских Греческих Писаниях 12 раз. В пяти из этих случаев есть прямая связь между геенной и огнём. Для передачи греческого выражения гееннан ту пирос переводчики использовали такие словосочетания, как «геенна огненная» (СП, СоП), «огонь геенны» (РВ), «огонь ада» (СмП).

Исторические сведения. Долина Еннома (геенна) находилась за стенами Иерусалима. Какое-то время она служила местом идолопоклонства, там даже приносили в жертву детей. В I веке н. э. геенна была мусорной свалкой, где сжигались городские отбросы Иерусалима. Брошенные туда трупы животных сгорали в огне, который поддерживали добавлением серы. Также туда бросали тела казнённых преступников, которых считали недостойными погребения в памятном склепе. Поэтому в Матфея 5:29, 30 Иисус говорил о том, что в геенну будет брошено всё тело. Если трупы попадали в огонь, их поглощало пламя, а если попадали на выступ глубокого оврага, в разлагавшейся плоти заводились черви, или личинки (Мар. 9:47, 48). В геенну никогда не бросали живых людей, следовательно, она не была местом мучений.

Согласно Матфея 10:28, Иисус предупредил: «Бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу и тело». Что это значит? Обратите внимание, что Иисус не говорил о мучениях в огненной геенне, он говорил, что нужно бояться «того, кто может погубить в геенне». Отдельно упомянув душу, Иисус подчеркнул, что Бог может лишить человека всякой надежды на то, что тот будет жить снова,— у такого человека нет надежды на воскресение. Итак, «огненная геенна» — это то же самое, что «озеро, горящее огнём» из Откровения 21:8. Она обозначает уничтожение, или «вторую смерть».

ЧТО, СОГЛАСНО БИБЛИИ, ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ ЗА ГРЕХ?

Рим. 6:23: «Плата греха — смерть».

ДОЛЖНЫ ЛИ ЛЮДИ ДАЖЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ НЕСТИ НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХИ, КОТОРЫЕ ОНИ СОВЕРШИЛИ ПРИ ЖИЗНИ?

Рим. 6:7: «Умерший освобождён от греха».

СОГЛАСУЕТСЯ ЛИ УЧЕНИЕ О ВЕЧНЫХ МУКАХ С ТЕМ, ЧТО В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ О КАЧЕСТВАХ БОГА?

Иер. 7:31: «Они [иудеи-отступники] построили высоты Тофета, который в долине сына Еннома, чтобы сжигать в огне своих сыновей и дочерей, чего я не повелевал и что не приходило мне на сердце». (Если такое никогда не приходило Богу на сердце, то, конечно, он не станет держать подобное место, только бо;льших размеров, чтобы бросать туда людей.)

Пример. Что бы вы подумали об отце, который, решив наказать своего ребёнка, стал бы держать его руку над пламенем? «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8). Стал бы Бог делать то, что не придёт в голову ни одному здравомыслящему отцу? Конечно нет!

РАССКАЗЫВАЯ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ, ХОТЕЛ ЛИ ИИСУС ПОКАЗАТЬ, ЧТО ПОСЛЕ СМЕРТИ НЕЧЕСТИВЫЕ БУДУТ МУЧИМЫ?

Следует ли понимать слова Иисуса, записанные в Луки 16:19—31, буквально? Или же Иисус привёл поучительный пример? В «Иерусалимской Библии» (The Jerusalem Bible) в сноске говорится, что это «притча в форме рассказа, в которой речь не идёт о реальных людях». Если понимать этот рассказ буквально, то получается, что все угодные Богу люди помещаются у груди одного человека, Авраама; что вода на кончике пальца не испаряется от жара гадеса; что всего лишь одна капля воды может облегчить страдания того, кто мучится в огне. Правдоподобно ли это? Если Иисус рассказал реальную историю, тогда его слова противоречат другим высказываниям в Библии. А если в Библии есть противоречия, то заслуживает ли она того, чтобы любящие истину люди строили на ней свою веру? Но Библия не противоречит сама себе.

Что означает эта притча? Богач представляет фарисеев. (Смотри стих 14.) Нищий по имени Лазарь представляет простых иудеев, которых фарисеи презирали, но которые раскаялись и последовали за Иисусом. (Смотри Луки 18:11; Иоанна 7:49; Матфея 21:31, 32.) Их смерть была символической, она означала изменение их обстоятельств. Те, кого раньше презирали, обрели Божью благосклонность, а те, кто, казалось бы, пользовались такой благосклонностью, были отвергнуты Богом. Последние испытывали мучения, слыша судебные вести, которые объявляли те, кого они прежде презирали (Деян. 5:33; 7:54).

КУДА УХОДИТ КОРНЯМИ УЧЕНИЕ ОБ ОГНЕННОМ АДЕ?

В мифах древней Вавилонии и Ассирии «загробный мир... изображается как место ужасов, в котором царствуют жестокие боги и демоны, обладающие большой силой» (Jastrow M., Jr. The Religion of Babylonia and Assyria. Бостон, 1898. С. 581). Распространённое в христианстве представление о том, что в аду горит огонь, встречается уже в религии Древнего Египта (The Book of the Dead. Нью-Гайд-Парк, Нью-Йорк, 1960. С. 144, 149, 151, 153, 161). В буддизме, возникшем в VI веке до н. э., со временем появилось учение как о жарком, так и о холодном аде (Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. С. 199). В изображениях ада, которые встречаются в католических церквях Италии, ощущается влияние верований этрусков (Keller W. La civilt; etrusca. Милан, 1979. С. 389).

Однако в действительности корни учения о страшных адских муках уходят гораздо глубже. Это порочащее Бога учение исходит от главного клеветника, пытающегося всячески очернить Бога,— от Дьявола, само имя которого означает «клеветник» и которого Иисус Христос назвал «отцом лжи» (Иоан. 8:44).


Рецензии