В лавке старых музыкальных инструментов

Комиссионка музыкальных инструментов
Коммерческий едва тянула план.
Её когда-то для эксперимента
Открыл предприниматель-меломан.

Грустят на полках флейта и баяны,
Аккордеон и старенький кларнет.
В углу стоит, скучая, фортепьяно,
И каждый ждёт счастливый свой билет.

Дверь скрипнула. Ну кто же, покупатель?
Иль просто посетитель поглазеть?
Вошёл с поклоном в стёганом халате
Седой старик, уже почтенных лет.

Тот старец, что дутар привык держать,
Свой взор на инструмент иной направил,
Давно мечтал он на таком играть,
И бережно аккордеон подставил.

Однажды златотокудрый паренёк
В игре ему показывал приёмы,
С годами не забылся тот урок
На этой удивительной гармони.

И дед, чей интерес к искусству жив,
Сначала робко, а потом смелее,
На клавишах набрал родной мотив,
И ожил инструмент, запев добрее -

Повёл послушно в чувственных руках
Мотив, ему дотоле не знакомый,
В нём шум арыков в горных кишлаках,
И девы луноликой образ томный...

Восток играл! Аккордеон узнал,
Что в мире есть не только джаз и танго.
Он новой песне трепетно внимал,
Почувствовав содружество с талантом!

Покупка состоялась. По рукам!
Довольные взаимно, уходили
Старик с аккордеоном, а друзьям
Удачи пожелав,чтоб не грустили.

А ночью инструментам снились сны:
Кларнет и флейта в опере прижились,
К баянам Пьетродарки заходил,
И снился фортепьяно новый Гилельс!

январь 2023г.


Рецензии
Сразу предупреждаю, это моё мнение, мои впечатления, с которыми Вы вправе не согласиться.
Но если Вам интересно моё мнение, то вот оно.
Стихотворение относится к разряду сюжетных- это рассказ в стихах.
На первый, поверхностный взгляд все прилично написано с большой любовью к музыке и музыкальным инструментам, что автор, вероятно сам музыкант, очеловечивает даже.
И сюжет и тема стихотворения не тривиальны.
Но, на мой взгляд, этот сюжет, его тему, как в музыке, можно было разработать глубже,придать ему и художественный и смысловой объём, наростить "мясо"на крепкий но кое - где с огрехами костяк
Сначало про эти огрехи.
В двух первых строчках:
Во -первых, у частных, комиссионных магазинов нет плана, есть коммерческая успешность, или работа в быток.
Во второй строчке масло масленное, что -то одно, или ,едва, или "с трудом".
А дальше предлагаю наростить "мясо",
Было бы глубже по смыслу, если бы предприниматель открыл сей музыкальный магазин, не как " эксперимент",причуду богатенького, а как истинный меломан, у кого сердце болит по брошенным, никому не нужным, инструментам,
Так было на заре перестройки, когда закрывались клубы и Д/К и целые наборы духовых инструментов и баяны тоже, оказывались на "свалке истории".
Так перестраивали нашу культуру.
И тогда ваши инструменты скучали бы не как простите, девицы в ожидании клиента, по "счастливому билету", а по своим прежним буквально, старым хозяевам. но и и желая попасть снова в хорошие рук, как брошенные животные в приютах.

А ещё, хозяин -меломан мог принимать эти инструменты на продажу от обнищавших, или одиноких,пенсионеров
таким способом поддерживая их материально.
А у Вас пока,как строки известной
песенки" Я был когда-то странной.
Игрушкой безымянной.
К которой в магазине
Никто не подойдети весь этот смысловой объём причинно следственной связи открытия магазина музыкальных инструментов и очеловечивания последних можно выразить в в одном двух Катрина, не расползаясь мыслью по дереву, но давая нам не поверхностный взгляд, а глубокое проникновение, заставляя переживать более глубокие чувства.
И когда мы знаем предисторию появления инструментов в магазине, как остатки былой русской, европейской, классической культуры, тпоявление старика азиата, в стеганном залате, т станет еще нелепее, как если бы он ошибся дверью.
И продавец может даже вызваттся помочь ему найти, ту дверь, что он ищет.
И вдруг он может и ломая русский язык говорит, что я видел через окно, что ц вас есть баян - акордион и с робостью провинциала спрашивает: он продается"И получив на жто да, даже позволяют взять и попробовать на нём сыграть.
И старик азиат, как бы оправдываясь, что когда-то ему показал русский парень, как владеть этой гармонией.
И тут нужно опять наростить сюжетного мяса. Где, откуда у него зародилась дружба с русским парнем, скорее всего во времена СССР, возможно парень служил в его краях и показал местному ровесники как играть на баяне.
И эти уроки старик запомнил на всю жизнь, как своего светловолосого веселого друга, с которым потом развела его не только судьба, но и история обрушения и раздела СССР.
И вот, беря в руки баян, этот старик играет прежде всего ту русскую мелодию, вам на выбор, что наигрывал ему его русский друг. И
И исполняет удивительно душевно чистоточно копируя, как слышал много лет назад, так чисто, гораздо чище чем он говорит по- русски.
И от радости, что получилось, потом пробует играть свои народные мелодии.
И слезы блестят на его глазах, через русский инструмент, через музыку он снова вместе с русским другом вернулся в свою молодость, когда все жили в одной, большой сильной уважаемой во всем мире стране.
И тогда вы надеюсь понимаете, что остальные инструменты, не станут мечтать о гигельсах, а просто захотят быть нужными, в руках музыкантов одного большого оркестра.
Надеюсь не стоит расшифровывать что я предполагаю под метафорой оркестра.
Так,частная история счастливого приобретения хозяина брошенным,русским инструментом,который готов ради этого даже,забыть родные песни и выводить восточные мелодии,( а у вас это невольно выходит) выростит до высокого смыслового звучания, единения культур и народов через музыку.
Восстановление гармонии жизни через гармонику, что примечательно, русскую и владел её именно светловолосый, чистый русский парень.
Вот, что я хотела бы, чтоб вы поняли и нарастили в тексте.
Не агиткой, не плакатом, ни в коем мере, а художественным не многословием, но зная, о чем пишу и для чего.
А гигельсы будут, но потом.
Пока ставлю без оценки.
Раскроете все по -новой, тогда и будет отлично.
Это сложно,
Но если Вы правильно меня поняли и прониклись моей мыслю у вас должно получится сильное, а не поверхностное произведение.

Елена Новичевская   17.08.2023 11:43     Заявить о нарушении
Елена, огромная Вам благодарность от всего сердца за такую развёрнутую, продуманную, настоящую рецензию, вернее, даже анализ стихотворения! От прочтения у меня просто глаза заблестели и крылышки за спиной обозначились! Спасибо Вам за уважение, за подъём для меня планки, так захотелось поверить в свои силы! Сразу по ходу чтения помчались в голове мысли: о Ташкентском землетрясении 1981г.(тогда могло состояться знакомство с "золотокудрым" - русские ребята помогали восстанавливать город после разрушения), о распаде СССР, о стремительном упадке в 90-е русской культуры и о том, что её действительно подхватывают азиаты (про Узбекистан и Таджикистан не могу сказать, но что Китай - совершенно точно. И музыку, и балет, всё постигают кровью и потом!)
Предложение интересное, если вдруг смогу осилить, то эти мысли надо будет суметь собрать воедино, и это будет уже замах на небольшую поэму,т.е. самостоятельное произведение

P.S. Елена, я также обдумываю свои рецензии при написании и не пишу их в двух-трёх словах, типа "Какой милый стишок, понравилось", такие для рейтинга собирают, они туда засчитываются. Поэтому, признавая поэтическое качество произведений, содержательно откликаюсь на то, что затронуло и показалось интересно для меня самой. А может, когда и критикну по-доброму))

До встречи на страницах Стихирии!
С признательностью, Мила.

Мила Гудович   17.08.2023 14:04   Заявить о нарушении
Мила, я писала-писала Вам, да и подумала: поучать то легко, а сама- то вот,о чем пишешь в прозе, в стихах смогла бы?
И написала,когда привиделось сначало, целое кино, тогда сложилось.
Но не опубликую, пока Вы не напишете свой вариант, чтоб Вас не сбивать.

Елена Новичевская   17.08.2023 15:05   Заявить о нарушении
Елена, добрый день! Хочу для себя отметить, что если стих вызвал такие размыления, то это уже огромный плюс стиху! Сразу же представились образы, предположения, причины...Мне как автору это очень приятно!
Елена, теперь прошу подслушать ночной разговор в Лавке старых музыкальных инструментов-2. Это моя попытка очеловечить образы и раскрыть характер и историю каждого из музыкальных инструментов. И также оставить возможность домысливания.
С уважением и благодарностью за внимание к моему скромному творчеству, Мила.

Мила Гудович   24.08.2023 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.