18 января. Крещенский сочельник
Крещенский сочельник, Голодный вечер,
Готов к Крещению народ.
Мороз лютует, звёзды блещут.
(И Иордань к себе зовёт).
Среда, 18 Января 2023 года. Восход Солнца 08:45, Астрономический полдень: 12:45, Заход Солнца: 16:46, Длина дня: 08:01, Длина ночи: 15:59.
18 января (5 января по с.с.) православные христиане отмечают Крещенский сочельник, который также называют Голодным вечером, или Навечерием Богоявления, или Сочевником. В этот день повсеместно готовились к одному из величайших событий в православии - к двунадесятому празднику. Богоявления или Крещения Господня. Крещенский сочельник полностью завершает Рождественские или Велесовы Святки, поэтому сегодня провожают Святки и выгоняют из домов навий (всякую нечисть, сестёр-лихоманок, чертей).
Все двенадцать дней праздника Святок по вечерам на принято было начинать или продолжать дневную работу, чтобы навии и другая нечисть, которая в Святки шастает по улицам и домам, не навредила бы человеку, мастеру, мастерице. Этот запрет работы по вечерам в Святки касался всех, от мала до велика. По вечерам в Святки положено было отмечать праздник, читать жития святых, рассказывать сказки, делиться преданиями старины глубокой, а также соблюдать традиции, обычаи, обряды и ритуалы праздника Святок. Считалось, что ослушника ждёт «кара Божия» (наказание).
Наказанием за нарушение запрета работать в Святки, как правило, были заболевания домашнего скота не только нарушителя, но и мира – деревенского или сельского общества. Поэтому люди выражали нарушителям святочного табу сдержанное, но твёрдое неодобрение, порицание, осуждение молвой. Злостных нарушителей правил и запретов празднования Святок причисляли к нечистой силе, к чертям и бесам (навьям).
Последующие 7 дней Святок считались вообще днями всякой нечисти, чертей и бесов; в эти дни они занимались сами разгулом и совращали на разгул и пьянство людей со слабым характером и принципами. Во время святочного празднования подвыпившие люди, ряженные, скрытые под личинами и масками, вольно или невольно начинали вести себя инстинктивно, с врождёнными родовыми повадками и манерами, совершая поступки и деяния, характерные для умерших предков, родителей, родственников. Поэтому считалось, что в эти 7 дней Святок навьи – души тех, кто умер – возвращаются в явный мир (в Явь), нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают свои разгульные шабаши. По поверьям, Бог «открывал адовы врата» для того, чтобы всякая нечисть –
черти, ведьмы, бесы, лихоманки и т.д. – тоже могли отпраздновать вместе с людьми Великое Рождество, свои языческие Велесовы Святки.
Православный мир (народ) в Рождество общался с духами святых, мучеников и праведников, молился им, просил их о помощи и участии, а традиционный мир (народ) на Святки гадал и заклинал духов предков, духов природы, стихий и нечисти, чтобы заручиться их поддержкой и приметами на будущий урожай. При этом была очень сильная традиция и вера в то, что «благополучие в мире мертвых (предков, умерших родных и близких) – означает счастье в мире живых». Вот почему на Святки люди изображали из себя нечисть, ходили ряжеными по улицам и домам, колядовали, одаривали друг друга и ряженых гостинцами, подарками, угощениями («жертвами»), жертвовали нищим, убогим и больным.
Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, гостинцы, обереги, денежки, хоть что-то, хоть самую малость. Потому что ритуал дарения – это древнейший первобытный обычай: дарить кому-то часть чего-то – оставлять человека с частью чего-то хорошего и большего. Например, с частью добычи охотничьей или с частью продуктов питания, или с частью собранного урожая, что было, есть и будет во все времена содержанием понятия «счастье».
В Святки обязательно было принято вспомнить сирот, убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы. Кстати, повсеместно и во все времена на Святки тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным. Все верующие всех и любых религий обязаны были на святочные праздники посещать богослужения. Во время Святок каждый православный христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу и оставить в церкви пожертвование.
На Святки традиционно и обязательно проводили один из главных обрядов – Святочные колядования – пение колядок, куплетов и песен, славящих Спасителя и Рождество, Велеса и Солнце, мир (общество) и домочадцев. Цель Святочных колядований – всеобщее благосостояние, хороший урожай, благополучие и достаток всех и каждого. Ряженые в костюмы и маски нечисти, в праздничные ярко красочные одежды и со святочными атрибутами, колядовщики пели поздравительные колядки, плясали, веселили хозяев, а по окончании представления требовали угощения, после которых снова плясали в знак благодарности за полученные дары.
Щедро угостить, одарить, пожертвовать ряженым колядовщикам выпечку, конфеты, сладости, закуску, вино или денежку означало обеспечение настоящего и будущего благополучия, счастья, радости и успехов, откуп от нечистой силы. Щедрость в подарках и гостинцах была мерилом уважения и авторитета среди односельчан, мерилом богоугодности.
В ночь на Коляду разжигали костры, которые возжигали или горели все 12 святочных дней. С высокого места, в помощь нарождающемуся Солнцу, пускали по склону вниз горящие колёса, которые символизировали уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами, которые сгорали в ясном и жарком пламени огня.
На Святки принято было рассказывать «страшные» и/или весёлые сказки, легенды, предания и былины, загадывать и отгадывать загадки, петь песни и плясать, разгоняя тьму и стужу долгой зимней ночи. Кстати, песни и пляски обязательно имитировали всякие сельскохозяйственные работы и касались урожая, в том числе и плодовитости человеческой. На Святки молились и совершали обряды гаданий на замужество и женитьбу. Святочные гадания велись все две недели Святок, но самыми значимыми гаданиями приходились на ночь перед Рождеством и в канун Крещения, то есть сегодня, 18 января (5 января по с.с.).
У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда с добавлением изюма и орехов. Готовили также «узвар», или взвар.
Взвар (узвар) – вкусный, ароматный, насыщенный напиток из сухофруктов, специально приготовленный в Рождественский и Крещенский Сочельник. Как и кутья (сочиво), взвар (узвар) из сухофруктов является ритуальным праздничным напитком. Почему взвар или узвар? Потому что сухофрукты не варят, как компот, а заваривают как чай или целебные травы, то есть доводят до кипения, снимают с огня, настаивают некоторое время, а потом охлаждают на холоде (только обязательно в закрытой посуде – иначе всякая нечисть налетит на запах и проникнет в узвар).
Взвар или узвар готовят из любых сухофруктов и сушёных ягод и трав. Обычно заготавливают для взвара-узвара: сушеные яблоки, чернослив, курагу и изюм с добавлением сушеной груши, малины, вишни, шиповника. Иногда в узвар-взвар добавляют чёрный или зелёный чай, сушёные лепестки цветов, целебные травы. Почему? Потому что одного или классического рецепта узвара-взвара не существует – этот напиток всегда результат какого-либо творчества его создателей. У взвара-узвара всего только один традиционный секрет – чем больше сухофруктов, тем более насыщенным и вкусным получается взвар-узвар.
Второй секрет именно взвара-узвара – это оставшиеся от напитка сухофрукты, которые не развариваются, а сочно размягчаются, сохраняют свой насыщенный вкус и превращаются в прекрасный десерт на праздничном застолье.
Вот состав «классического» Рождественского или Крещенского узвара (взвара):
Вода 3 л.
Чернослив 100 г
Курага 100 г
Изюм 100 г
Яблоки сушеные 50 г
Мёд натуральный 1 ст. л.
Лимон 1 долька.
Всё остальное: сушёные ягоды, листья, стебли, веточки, почки, плоды, травы, лепестки и т.д. – по вкусу и цвету, на которые, как известно, товарища нет. Дерзайте и вам воздастся!
Также традиционно на святочные праздники, в том числе и на Крещенский сочельник пекли блины – символы тепла, солнца, уюта и сытости, а также разные печенья, пирожки, лепёшки из пресного теста, пряники, которые украшали вареньем, ягодами и фруктами из взвара (узвара). Эта выпечка называлась «колядки» и дарилась ряженым колядовщикам, родственникам и гостям.
Главным символом праздника Коляда и будущего урожая и благополучия был святочный жареный поросёнок печёная свиная голова (кушанья и блюда из мяса). Жареного поросёнка подавали на праздничный стол непосредственно в Рождество, а в остальные дни Святок готовили и подавали на стол особые кушанья из гусей, кур, дичи и баранины.
Но всему и всегда есть начало и конец. Вчера, 17 января (4 января по с.с.), изгоняли из деревень всякую нечисть, а сегодня, 18 января (5 января по с.с.), изгоняли непосредственно из каждого дома «чёрта лысого». Дело в том, что в начале Рождества или Велесовых Святок нечисть активна, молода, игрива, шаловлива, как весёлые и игривые ряженые колядовщики. В процессе святочных гуляний от обильного распития самодельного алкоголя (пиво, брага, самогон) и от праздничных «разносолов» и тяжёлой мясной пищи, как правило, люди (ряженые) меняли своё поведение, опрятный вид и красивые лица от весёло-радостных, до, мягко говоря, напряжённо-нервных. Поэтому в конце святочных гуляний на улицах и в домах было больше грубой и наглой нечисти, чем праздничных ряженых-суженых.
Разгульные и обильные святочные праздники наполняли и нагружали людей пищей и питьём, которые в этот день перерабатывались организмом человека, который требовал покоя, очищения и освобождения от излишней тяжести и той «отравы», которую люди «напихали» в себя во время обильных праздничных застолий. Теперь эти всякие и разные вкусности и разносолы воспринимались совсем иначе, чем в дни празднования. Вот почему в этот послепраздничный день люди очищали живот и облегчали свою душу, изгоняли из себя беса (раба) пьянства и чёрта лысого.
Женщины-хозяйки либо символически, либо по-настоящему железной кочергой гнали из дома мужиков, одетых в вывороченные мехом нарушу шубы и тулупы на мороз, на улицу, а то и подальше – за пределы деревни и села, чтобы они побегали на холоде, остудили головы, очнулись от желания опохмелиться, продолжить веселье, праздник, банкет, чтобы они вместо бесовских «танцев-манцев-зажиманцев», занялись, наконец-то, делом – прорубанием во льду рек и озёр крещенских очистительных купален – иорданей. Иногда женщины деревни (бабы, девки, девчата) выбирали образцово-показательного испитого мужичка или наиболее нахального молодого парня, одевали его в вывороченный тулуп, и показательно железными кочергами гнали вон из деревни (села), весело и ритуально показывая, что ожидает их мужей-мужиков и женихов, если они продолжат «нечестивые бесовские гуляния нечисти» и превращение в «навий» (по-современному, в зомби).
Сегодня повсеместно на замёрзших водоемах прорубались, очищались и освящались проруби крестообразной формы, украшенные разноцветными лентами и разными сооружениями из дерева (мостки, ступеньки, поручни), для того, чтобы в ночь с 18-го на 19-е января (с 5 на 6 января по с.с.) очиститься в студёной чистой воде от всех своих грехов, от которых освобождало Великое Водосвятие, или Крещение Господне – ритуальный символ очищения от грехов, причащения к святости, возвращение к божественному порядку, к простой православной упорядоченной жизни.
Простая пища, не кутья, а сочиво – каша из зёрен пшеницы, приправленная сухофруктами, мёдом или сахаром была основной, то есть обрядово-ритуальной, в этот «Голодный вечер», «Навечерием перед Богоявлением», «Крещенским сочельником», знаковым «Сочельником», или «вечерним постом», перед Великим Водосвятием – Крещением. В этот день и вечер полагалось очистить всё и всех, очиститься самому, очистить себя физически, духовно, путём изгнания из себя бесов (пороков), соблюдения однодневного (голодного) поста. В этот Голодный вечер разрешено было только крещенское сочиво.
«В Крещенский сочельник полагалось соблюдать пост. Он длится всего один день, но считается очень строгим. В старину в это время разрешалось кушать: овощные блины, постные каши, медовые оладьи, овощи. При этом категорически было запрещено садиться за стол «до первой звезды, как и в Рождество Христово», Этот запрет не касался только детей, беременных и людей с хроническими болезнями».
(Здесь и далее цитатные данные из множества сетевых и книжных источников: Православного календаря на 2023 год, Православной энциклопедии, Словаря-справочника славянских и русских традиций, обычаев, обрядов, ритуалов и праздников).
Главным атрибутом Крещенского сочельника была чистая вода. В этот день водой (мокрой или сырой тканью, ветошью, веником, метёлкой и т.д.) очищались все углы-закутки в доме, мылась посуда и утварь, стирались вещи, особенно кухонные полотенца и салфетки. Утром обязательно умывались и споласкивали лица холодной чистой водой. Днём полагалось чисто вымыться, вымыть руки, помыть голову, тело, ноги. Если не топили баню и не мылись в бане, то обязательно обливались тёплой водой дома, стоя в лохани или в тазу. Особенно тщательно в этот день промывали глаза, чистили зубы, уши, мыли и расчёсывали волосы, укладывали их в косы и причёски.
В Крещенский сочельник старались очистить не только лицо, голову и тело, но и очиститься от тревожных и мрачных мыслей, дум, предчувствий, тревог, душевных напастей. В Крещенский сочельник целебной силой обладал свежий снег и ледяная вода, которую брали и собирали, растапливали и кипятили для приготовления пищи, самоварного чая, для купания, мытья и стирки белья. Устойчиво сохранялось поверие: если в Крещенский сочельник вымыться в согретой снежной или ледяной воде, то можно сохранить и продлить свою молодость и бодрость. Вот почему именно в Крещенские морозы, в Крещенский сочельник наиболее стойкие и чистые душой и телом люди, мужики и бабы, молодицы и молодухи, отроки и парни, мужики, таясь и сторонясь в углах двора или хозпостроек, опрокидывали на себя вёдра и ушаты холодной ледяной воды. Вот откуда истоки русского закаливания…
Крещенский сочельник завершал Рождественские и Велесовы святки, поэтому в этот день гадали. Взрослые люди, очищаясь от грехов разгульного языческого празднества Коляда, в этот Крещенский сочельник о многом задумывались, думали, соображали, планировали, прогнозировали, представляли что-то на будущее. Девушки-невесты гадали о замужестве и супружеской жизни с милым (или не милым, а с тем, кого назначат родители). Женщины-бабы гадали на судьбу и семейное благополучие. В этот Крещенский сочельник все авторитетные знахарки и гадалки были в чести, но чаще всего люди гадали сами, по наитию, исходя из контактов с духами предков, умерших стариков и родителей.
В Крещенский сочельник, особенно поздно вечером или ночью на Великое Водосвятие и Крещение Господне полагалось загадывать желания, которые сбудутся, если окатить себя студёной ледяной водой или окунуться в освященную иордань. Ещё, чтобы загаданное желание сбылось, надо было попросить прощения у злейшего врага или обиженного и получить от них ответное прощение или извинение. Этот обычай сохранял мир в семье, в роду, в общине, в обществе и свято соблюдался в Крещенский сочельник…
В Крещенский сочельник категорически было запрещено орать, кричать, ругаться и сквернословить, выяснять отношения с родственниками и соседями, так как такой грех неизбежно приводил к болезням и несчастью. Вообще, в Крещенский сочельник любое грубое, хамское, наглое или хулиганское поведение, типичное для вечерних и ночных разгульных ряженых колядовщиков-разбойников, считалось недопустимым, греховным, нечистым. При этом порочное, разгульное, похотливое или «бесовское» поведение считалось несмываемым прегрешением, преступлением черты, «чертовским грехом» и наказывалось «вечным непрощением», «дурной славой».
В Крещенский вечер обязательно смотрели на небо и звёзды: если в крещенскую ночь на небе было много звёзд и был виден весь Млечный путь, то это означало – летом будет хороший урожай зерновых (пшеницы, ржи, гороха, гречихи), а также будет хороший приплод у овец, кур и домашнего скота. Если погода была облачная, пасмурная и туманная, то зима продлится долго и весна будет затяжной, не ранней. Погода 18 января (5 января по с.с.) по приметам соответствовала погоде на Масленицу.
В Крещенский сочельник именины отмечают: Полина, Татьяна, Лукьян, Григорий, Иосиф, Роман, Евгения. Людей с такими именами обычно называют: «Они себе на уме», то есть управляются своим умом, разумом, здравым смыслом. Как правило эти люди миролюбивы, скромны, добры, но они способны проявить, как говорится, «железный характер».
Люди, рождённые 18 января, как правило, обаятельны, ловки, умны и находчивы, что даёт им преимущество перед другими людьми. Они честолюбивы, у них широкий кругозор, большие способности и они обладают лидерскими качествами. Единственно, что им грозит – это излишняя самоуверенность, повышенное самомнение чрезмерная властность. При этом эти люди склонны к гуманности и готовности помогать другим, так как чутко понимают человеческую природу вообще и личности близких им людей. У них проницательный ум, они умеют общаться с людьми. У них врождённое деловое чутьё. Они готовы упорно трудиться ради достижения успеха. Эти люди практичны и восприимчивы к деловым предложениям; они могут давать точные и полезные советы, высказывать меткие замечания, тонко и остроумно шутить, но при этом излишне резко критиковать. Благодаря своей собранности и здравому смыслу они способны глубоко мыслить и анализировать происходящее, прогнозировать будущее. Эти люди, как правило, дружелюбные и общительные; на отдыхе или на досуге они могут «блеснуть остроумием, оригинальным юмором или острой иронией». Однако они же могут быть и высокомерно отстранёнными от людей. Главный их защитный приём – «сохранять беспристрастие и смотреть на ситуацию с более высокой точки зрения». Главное их достижение – «широкие взгляды на всё и на всех, способность проявлять благородство и великодушие по отношению к другим людям». При этом они демонстративно показывают, но не выпячивают, свою сердечность, щедрость и бескорыстие. Они изобретательны, у них всегда бывают оригинальные идеи, они способны вдохновлять окружающих своим энтузиазмом и планами, они могут быть лидерами и «душой общества».
18 января (5 января по с.с.) православная церковь отмечает память: сщмч. Феопемпта, епископа Никомидийского и мч. Феоны (в Крещении Синесия) волхва (303); прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350); прп. Симеона Псково-Печерского (1960); прор. Михуя (IX в. до Р. Х.); прп. Аполлинарии (ок. 470); прп. Фостирия; прп. Мины Синайского (VI); прп. Григория Акритского (ок. 820); сщмч. Андрея Зимина, протоиерея (1920); мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова, пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938).
18 января (5 января по старому стилю) — в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. Навесерие – это преддверие церковного торжества, а сочельник (или сочевник) – это традиционное название обряда варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
(Здесь и далее цитатные данные Православного календаря на 2023 год).
Крещенский сочельник – древнейший однодневный пост, который возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещённое празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II – начале III века длился два дня или 40 часов.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно, потому что: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся» (Типикон). Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по (своим) силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В Сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в неё Бога во плоти.
(Крещенская) вода эта называется «Агиасмой», или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI – XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освящённая в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
При недугах или нападениях злых сил пить Крещенскую освященную воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Особенным свойством святой крещенской воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды её можно разбавить простой (так в тексте цитаты из Православного календаря на 2023 год).
«(Крещенская) освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить её следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом».
Кондак навечерия Богоявления, глас 4:
Во струях днесь Иорданских быв, Господь
Иоанну вопиет:
не убойся крестити Мя,
спасти; бо приидох
Адама первозданнаго.
Перевод:
Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь Иоанну возглашает: «Не бойся крестить Меня, ибо Я пришел спасти Адама первозданного!».
О самом Крещении завтра, 19 января (6 января по с.с.)…
Свидетельство о публикации №123011807050